Розалинд Джэй (Rosalind Jay), специалист по маркетинговым коммуникациям
Думать тяжело и рискованно. Тяжело, потому что приходится делать выбор. Рискованно, потому что выбор может оказаться неверным. Поэтому люди предпочитают не утруждать себя серьезными размышлениями. Сохранение существующего статус-кво, установившейся траектории движения — вот наиболее безопасный путь. Но если траектория ведет к катастрофе, крах будет абсолютным, а не относительным. Иными словами, в проигрыше окажутся все, а не только тот, кто поднял голову и рискнул высказать свежую мысль, предложить новую перспективу.
В конечном счете мышление — это вопрос ответственности и взаимодействия с реальностью; и в этом смысле менеджеры вольны делать выбор между четырьмя вариантами поведения:
предоставить другим и думать, и нести ответственность;
предоставить другим нести ответственность, но оставить за собой право думать;
предоставить думать другим, но ответственность оставить за собой;
сохранить за собой и то, и другое.
Пусть думают и несут ответственность другие
Пусть другие отдуваются, а мы — как все. Думать не надо, достаточно исполнять. Именно так в большинстве случаев действуют почти все менеджеры. Просто и минимум риска. Никто не усложняет жизнь ни себе, ни компании. Колеса бизнеса исправно вращаются, хотя движение вперед отсутствует.
Ситуация типична для государственных учреждений и других, не приемлющих риска монополий, где ничегонеделание (несовершение ошибок) предпочтительнее деятельной активности. В бизнесе же, которому необходимо противостоять конкуренции и продвигаться вперед, вся тяжесть работы по генерированию идей ложится на плечи лидеров. Пассивность младшего менеджмента — отличительная особенность традиционных иерархических структур.
Думать буду я, а ответственность пусть несут другие
Классическая реализация функции центрального аппарата. Менеджер занимает позицию стороннего наблюдателя: анализирует, критикует, рекомендует. Никто никакой ответственности на себя не берет. Линейный менеджмент избавлен от необходимости думать. В итоге виноватых не найти. Персонал может доказывать, что менеджмент только все портит, и предлагать внесение изменений. Если в итоге менеджмент добивается успеха, персонал может претендовать на свою долю славы. Если менеджмент терпит неудачу, причина в том, что он не внял рекомендациям или рекомендации были реализованы не лучшим способом. В любом случае персонал ничего не теряет, а менеджмент ничего не выигрывает.
Пусть думают другие, а ответственность останется на мне
Необычный, но потенциально продуктивный выбор, который можно реализовать как с прибылью, так и с потерями. В худшем случае речь идет о перекладывании менеджментом ответственности на чужие плечи при нежелании что-либо предпринимать самому. Организуйте экспертную группу или комиссию, призовите на помощь консультантов, и, если что-то пойдет не так, возложите всю вину на них.
Если менеджер не намерен снимать с себя ответственность, то все равно можно сформировать и экспертную группу, и комиссию. В этом случае преследуется благая цель: с одной стороны, мобилизация интеллектуального потенциала, а с другой — вовлечение всех и каждого в рамках организации в процесс оживления бизнеса. Менеджер оставляет за собой властные полномочия и одновременно проявляет готовность пожертвовать ролью оракула ради прогресса бизнеса в противовес холостой работе корпоративного механизма.
Сохранение за собой ответственности и функции мозгового центра
Это ловушка. Казалось бы, именно так и должен вести себя менеджмент, хотя на деле все по-другому. Речь идет о вопросе лидерства в традиционной иерархии, где руководство думало, работники работали, а менеджмент обеспечивая коммуникацию между теми и другими.
Такое состояние прочно укоренилось. Людям нравится думать, что у лидеров есть ответы на все вопросы. Вот они и делегируют функцию мышления наверх. В свою очередь некоторым лидерам нравится сознавать себя всемогущими и наимудрейшими. Подобные привычки продолжают жить, сохраняя органично присущие им отрицательные стороны:
Процесс мышления редко реализуется в идеальной форме: трудно ожидать, что один человек сможет дать правильный ответ на все вопросы.
Существует разрыв между выработкой идеи и действием: в отношении чужих идей более вероятны апатия и сопротивление, чем беззаветный энтузиазм. Лидеру еще предстоит убедить других в верности своей интеллектуальной находки.
Процесс принятия решений по мере просачивания его продуктов через толщу иерархической пирамиды замедляется, что выражается в низком уровне наделения полномочиями и недостаточной внутренней заинтересованностью.
Мышление и письмо
Больше думать и меньше писать. Чтобы убедить генерального, не обязательно кропать трехкилограммовый отчет с графиками, таблицами и приложениями, на которые у того все равно не найдется времени. Нужен веский, тщательно продуманный аргумент.
Аргумент следует изложить на единственном листе бумаги. Четкое изложение — свидетельство ясности сознания. Лучше написать меньше, чем больше. Приведем три довода в пользу полного отказа от письма:
Предложение выиграет от доступного пересказа в нескольких устных фразах.
Разговор позволит немедленно отреагировать на комментарии генерального, что проще, чем защищать изложенное на бумаге. Слово за слово — и дальше все в ваших руках.
Равные по положению предпочитают обсуждать идеи на словах. Бумага заставляет человека чувствовать себя классным наставником. Вопреки собственному желанию он станет оценивать и вас, и вашу письменную работу.
Другие работы по теме:
"Как бы" и "На самом деле"
Привычка через каждые пять предложений добавлять "На самом деле" характеризует поколение, выросшее в 1960-х гг. и реализовавшееся в 1970-х гг. "Как бы" говорит поколение, выросшее в 1980-х гг. и не реализовавшее себя в 1990-х.
Интересные особенности человеческого мозга
Было установлено, что эмоциональное состояние человека, за которое отвечает предлобная доля мозга, оказывает существенное влияние на деятельность тех участков мозга, которые отвечают за логическое и рациональное мышление.
Аутистическое мышление
Аутистическое мышление (от древнегр. autos - сам) - замкнуто-углубленный тип личности или культурного феномена; применительно к личности используется также термин "шизоид". Его не следует путать с понятием "шизофреник".
Мышление как иррациональный процесс
Сведение процесса к результату порождает еще одну иллюзию – целенаправленности мышления. Если мышление движется к определенной цели, это означает, что цель, как осознанный образ конечного результата, уже существует.
О человеческом мышлении
В человеческом мышлении и в его аналогах у животных легко завоевывают себе место стереотипы. Да и жить они существенно помогают: не надо каждый раз заново решать стандартные задачи. Стереотипное мышление - базис для нестереотипного.
Диагностический минимум
Возрастная группа Изучаемая сфера познавательная Эмоционально- волевая деятельностная 2-я мл группа Воображение Половозрастная Идентификация Притязание на признание
Сенсорно-перцептивные процессы
Ощущение Основная функция психики – отражение свойств внешнего и внутреннего мира в виде образа этого мира. Происходит это благодаря нескольким психическим процессам, объединенных общим названием, – познавательные процессы. Познание человек осуществляет в первую очередь через ощущение, восприятие, мышление, воображение.
Основные понятия психологии
Тест по психологии 1. Психология это: А) наука, изучающая объективные закономерности и механизмы психики; Б) наука о поведении; В) научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Творческое мышление 2
Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам. Творческое мышление связано с воображение и интуицией. Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Диагностический минимум
Методические рекомендации к практической деятельности. Настольная книга практического психолога в образовании. Варианты диагностического комплекса. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Психология мышления
Понятие и характерные признаки мышления, его исследование в современной психологической науке. "Парная" классификация мышления, разновидности и их взаимосвязь между собой. Отличительные признаки мышления и восприятия. Положительная ценность аутизма.
Креативное творческое мышление
Московский Государственный Агроинженерный Университет им. В.П. Горячкина Доклад по теме: “Креативное мышление.” Выполнил: Потапов В.В
Мышление понятие и виды
Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
1. Маркетинг и маркетологи
«по-маркетинговому», то есть от Клиента. Книга адресована не теоретикам из «башни из слоновой кости», а практикам, которым каждый день приходится решать реальные проблемы. Ее задача – помочь превратить корпоративный маркетинг в дисциплинированное творчество, дающее финансовую отдачу
Уровень мышления сильных менеджеров
Почему одни супервайзеры, менеджеры по продажам, региональные менеджеры добиваются успеха в своей работе, а другие нет? Ведь на практике руководителями становятся бывшие исполнительные работники, которые были лучшими в организации.
Ответственность за решения
Один из главных вопросов при принятии управленческих решений — это вопрос об ответственности руководителя, которая возникает в случае причинения вреда организации или элементам ее внешней среды
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Что такое демократия
План конспект внеклассного мероприятия Тема: ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ Задачи: развивать аналитическое мышление, умения выделять приоритетные свойства общественных явлений, формировать умения работы с источником и навыки дискуссии
Кабанис, Пьер Жан Жорж
Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня 1757, Конак, Коррез, — 5 мая 1808, Рюэй) — французский философ-материалист и врач. Биография
Язык и мышление
Взаимосвязь между языком и мышлением. Понятие и основа наглядно-чувственного мышления. Сущность языка как системы словесного выражения мыслей. Противоположные точки зрения разных исследователей-лингвистов на степень взаимоотношения языка и мышления.
Классификация юридических лиц
Параметры сравнения Товарищества Производственные кооперативы Унитарные предприятия Наименование 1. Необходимо добавление к названию: "полное товарищество" и "и компания".
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга 2
Межполушарная асимметрия — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
Движущие силы антропогенеза
Движущие силы антропогенеза Гребенниковой Марины Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.
Морис Блондель
Блондель (Blondel) Морис (1861 — 1949) — фр. философ, ученик А. Бергсона, приверженец католического модернизма и спиритуализма. В своих исканиях Б. опирался также на идеи Б. Паскаля, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля, М.Ф.П. Мен де Бирана.