Алексей Логачев
Основные дихотомиии в соционике: логика - этика, сенсорика - интуиция, экстраверсия - интроверсия и рациональность - иррациональность. Это не единственные признаки, но они хорошо заметны в людях. Уже при первой встрече с человеком можно увидеть у него 2-3 пары признаков.
В жизни мы постоянно сталкиваемся со стрессовыми для нас ситуациями, и, зачастую, они возникают независимо от того, хотим мы этого или нет. Только вот каждый реагирует на них по-разному. По степени сопротивляемости человека стрессирующим нагрузкам можно выделить четыре группы стрессоустойчивости. Эти группы образуются от двух пар признаков: «рациональность - иррациональность» и «правые - левые».
Особенность иррационалов в том, что они легко и быстро переключаются между делами, событиями, процессами. Например, если вы хотите пригласить иррационала в кино, то лучше это сделать сейчас. Скорее всего, он быстро согласится. Рационала надо приглашать заблаговременно, лучше сказать ему, что есть хороший фильм, и на него есть билеты на выходные. Рационалы не очень любят какое-либо вмешательство в свои планы, они предпочитают размеренность. Поэтому переключаются хуже.
Признаки «правые - левые» – это так называемый настрой на процесс и результат. Кто-то проявляет склонность решать задачу стабильными методами, без скачков и отклонений. Они ориентированы на отлаженный процесс. Это «правые». Им присуща ярко выраженная тенденция к самоорганизации, стабилизации, объединению, сосредоточению внимания на исходном и игнорированию различий. Но именно ориентация на процесс не всегда хороша – они начинают «вязнуть» в процессе, как в трясине. И не надо забывать, что стресс является и результатом, и процессом, поэтому «правыми» он переживается дольше, чем «левыми».
У «левых» ярко выражен настрой на результат и желание быстро выйти из стрессовой ситуации. Для них характерно скачкообразное развитие, стремление «поставить точку», добиться результата. Любят, когда ясно и четко виден конец дела, процесса.
Наша жизнь действительно порой похожа на игру. Так вот, «правым» в игре больше нравится сам процесс игры, а «левым» важнее победа. Кстати, если человек увлекается компьютерными играми, то можно спросить у него, что его больше всего привлекает в них. И он сам отнесет себя или к процессивным, или к результативным.
Высокой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям обладают левые иррационалы. Их преимущество в том, что они хорошо решают задачи в экстремальных условиях. Внезапное изменение ситуации мобилизует их, придавая новые силы. Их можно назвать эластичными. Как это проявляется в жизни? Это бизнесмен, который не боится рисковать и в условиях неопределенности и больших нагрузок сможет сделать имя своей фирме. Это студент, который после одного экзамена тут же идет на второй, а затем на третий. Это не легкие экзамены, но он сдает их в один день, а потом идет к другу отмечать день рождения. Таких людей очень хорошо видно в стрессовых ситуациях. Они сильно активизируются и доводят дела до конца.
Правые иррационалы образуют группу стрессотормозных типов людей. Они способны противостоять стрессу довольно длительное время, но с каждой новой стрессирующей волной их силы истощаются, и они меняют тактику противодействия на самоустранение, загоняя внутрь свои переживания. И за счет «правости» их темперамент имеет такую составляющую, как вязкость. К сожалению, гасить эмоции и загонять переживания в себя может со временем сказаться на вашем здоровье и привести к хроническим заболеваниям.
Левые рационалы – это группа стрессотренируемых. Человек проходит свою «школу выживания», повышая с каждым разом степень сопротивляемости. Для нее характерна адаптация к экстремальным условиям. Однако они стремятся избегать экстремальных ситуаций, которые являются для них очень сильным стрессом. Свойство, присущее им – кристалличность. Это достаточно устойчивые к стрессам люди, настроенные на результат и имеющие в своем арсенале множество методов для достижения цели.
Правые рационалы – стрессонеустойчивые. Они хуже всех переносят стрессы, особенно внезапного характера. Несмотря на внешний стоицизм, у них имеется плохо защищенная, уязвимая точка и, вместе с тем, потребность иметь прочную опору под ногами, внезапный удар по которой лишает их сопротивляемости. Втягивание в стрессовую полосу грозит им тяжелыми сомнениями, приводящими в итоге к внутреннему надлому. Тогда они похожи на «колосса на глиняных ногах». Их темпераменту присуща монолитность. Таким людям на работе вообще лучше не перенапрягаться, выбирать работу более или менее монотонную, последовательную. (В.Гуленко,2003)
Специальностей и профессий в наше время очень много. Надо только понять, чего хочет добиться человек. С точки зрения стрессоустойчивости можно сделать следующий вывод:
Стрессоустойчивым людям подойдет любая профессия, где нужно:
реагировать быстро, быстро переключаться, чтобы получить результат. И, конечно же, умение работать в экстремальных условиях. Для этого подходят такие профессии, как врач, хирург, спортсмен. Кстати, я считаю, что там, где надо постоянно общаться с большим количеством людей (секретарь-референт, официант, танцор, экскурсовод, страховой консультант и т.д.) и при этом быть гибким, выносливым.
Стрессотормозные люди выбирают профессии поспокойнее. Им больше подойдет консультант, товаровед, библиотекарь, педагог.
Стрессотренируемые – могут осваивать дело бухгалтерии, быть менеджерами по продажам, психологами.
Стрессонеустойчивые – научный сотрудник, ученый, психотерапевт и т.д.
Конечно, это не значит, что стрессонеустойчивый не может быть машинистом электровоза. Может! Здесь важно обратить внимание, что работа требует выносливости и быстрого разрешения ситуации в опасный момент. Это и будет для него стрессом. После этого он может неделю восстанавливаться. Поэтому такую работу лучше поручить стрессоустойчивому.
То есть, каждый может работать там, где ему нравится. Но нужно учитывать, что каждая профессия предъявляет свои требования, а вот подходят ли они вам?
Приведу конкретный пример того, как работа может воздействовать на стрессонеустойчивого. Начальник работает в коллективе, где его принципы не воспринимаются окружающими. Из-за этого происходят трения, что вызывает протест у начальника. Плохое самочувствие здесь обеспечено. Приходя домой, он забывает про правило, что работа – это работа, а дом – это дом и начинает «выливать» все свои накопившиеся отрицательные эмоции на жену и ребенка. Стрессоустойчивый в такой ситуации бы просто переключился на другой результат – семью и домашний очаг.
И не надо забывать, что стресс – это прежде всего процесс. А значит, правые будут на нем «зацикливаться», входить в этот процесс. Левые же будут настроены на выход из стресса, так как им важен именно результат, а не процесс. А рациональность-иррациональность – это способность человека быстро переключаться между процессами.
Очень важно понять, что многие не осознают степени своей стрессоустойчивости, что приводит к перенапряжению или непониманию со стороны окружающих. Грамотный специалист по подбору персонала или психолог, конечно же, учтут это. Определив вид стрессоустойчивости, можно дать способы преодоления неблагоприятных ситуаций применительно к конкретному человеку, что позволит сократить время на восстановление после стресса и даст новые пути решения проблем. Кому-то нужно больше сна или медитации, кому-то – бассейн и баня, а кому-то – спортзал и безумные тренировки.
Учитывая все это, вы сможете понять, что вам больше подходит. Удачных решений!
Другие работы по теме:
Анкета Спорт в жизни людей
Институт специальной педагогики и психологии проводит исследование на тему "Спорт в жизни людей". Вы окажите нам большую помощь ответив на все наши вопросы. Мы гарантируем полную анонимность Ваших сведений.
Хобби и характер
Коллекционирование и собирательство. Экстремальные виды развлечений.Дегустирование.Спорт.
Типы памяти
В этой статье мы подробнее остановимся на одном из параметров диагностики — типе памяти. У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не меняется.
Стрессоустойчивость в деловом общении
Понятие стресса как неадекватной реакции на внешние и внутренние раздражители. Процесс возникновения стресса в повседневной жизни, субъективное отношение человека к ситуации и способы преодоления затруднений. Влияние самооценки на стрессоустойчивость.
Толерантность и стрессоустойчивость
Модернизация школьного образования. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя. Социальная адаптация к стрессовым ситуациям. Развитие социально-психологической толерантности личности педагога. Типы и признаки толерантности.
Индивидуальное консультирование по выбору профессии
Порядок проведения профконсультирования, его значение для последующей жизни и карьеры школьника. Индивидуальное консультирование по выбору профессии, составление опросника и анализ его результатов. Сущность краткого отборочного теста и теста Люшера.
Сочинения на свободную тему - Каштан деловое описание
Вокруг нашей школы высажено много каштанов. Это высокие деревья с аккуратной округлой кроной дающей летом густую прохладную тень. Листья каштана крупные разлапистые. Деревья с такими широкими листьями хорошо очищают воздух и обогащают его кислородом.
Нам всем необходимая воля к жизни
(По рассказу О. Довженко «Воля к жизни») Годы Великой Отечественной войны — это страшный, грозный и в то же время славный период нашей истории. В это время весь народ стал на защиту своей земли. Александр Довженко видел горечь поражений и отступлений начала войны. В письме к своей жене от 4 июня 1942 года он пишет: «Я буду писать о страдании, и героизме, и трагедии своего народа».
Матушка Россия
Сочинение-размышление Мы живем в России. Много городов и деревень есть в нашей стране. В них есть дома и домики, в которых живут люди. Они живут семьями или одни, работают и отдыхают, ссорятся и любят друг друга. Все это - русский народ. И если мы хотим быть настоящими гражданами своей Родины, мы должны понимать и уважать друг друга, помогать в затруднительных ситуациях, радоваться в счастливые минуты и стараться жить одной семьей ради счастья и согласия во всей нашей большой стране.
Красота спасет мир
Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.
Рецензия на фильм Никиты Михалкова Утомленные солнцем
Я хочу рассказать о фильме режиссера Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем». Фильм повествует о том тяжелом периоде в жизни нашей страны, когда органами госбезопасности уничтожались лучшие военачальники Красной Армии. Понятно, что речь идет о тридцатых годах, то есть о периоде сталинских репрессий.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Встреча с писателем
Харьков — большой промышленный и культурный центр Украины. Я счастлив, что живу в этом городе, где есть много музеев, театров, где живут много интересных людей: ученых, писателей, художников. Недавно в нашу класс пожаловал харьковский поэт Юрий Иванович Стадниченко. Дружба этого поэта с учениками нашей школы уже длится десятилетие.
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
Роль семьи в нашей жизни
Автор: Сочинения на свободную тему Семья представляет собой важнейший компонент социальной структуры общества, это особый социальный институт, который обеспечивает воспроизводство общества. Проще говоря - семья занимает в нашей жизни одно из первых мест, и нет ничего дороже и значимее семьи.
Как я писала свое первое сочинение
Автор: Сочинения на свободную тему Все люди в своей жизни что-либо делают впервые и запоминают этот момент на всю жизнь. Эх! Помню свой первый класс, как я впервые переступила порог школы и впервые села за парту.Первый класс- самый сложный период в жизни ребенка, он привыкает к новой жизни,начинает делать уроки и становится более самостоятельным человеком.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
Что дало мне изучение басни в школе
Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту.
Чего достойны в жизни слова
Сочинение-размышление Грудной ребенок еще лежит в колыбели, а родители уже разговаривают с ним. Обращаются к ребенку с нежными, ласковыми словами. Утешают ребенка, стараются понять, что малыш хочет «сказать».
Анкета Спорт в жизни людей
Институт специальной педагогики и психологии проводит исследование на тему "Спорт в жизни людей". Вы окажите нам большую помощь ответив на все наши вопросы. Мы гарантируем полную анонимность Ваших сведений.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
IV тысячелетие
Четвёртое тысячелетие — промежуток времени от 1 января 3001 года нашей эры до 31 декабря 4000 года нашей эры. Астрономические события Землю ожидает 2366 солнечных затмений.
Православие в исторической судьбе России
на тему: «Православие в исторической судьбе России» работа ученика 10 «А» класса Комарова Дмитрия. Мы живем в двадцать первом веке. В стране, которая имеет большие традиции и великую историю. Официальной религией нашей Родины является христианство, а точнее его разновидность – православие. С 998 года, когда произошло введение христианства на Руси, религия играет значительную роль в жизни нашего государства.
Школа в моей жизни
Залог получения хороших знаний - внимание, старание и любовь к учебе. Обучение культуре, поведению в общественных местах, общению со сверстниками, старшим поколением, терпению трудностей. Влияние личности учителя на отношение учеников к предмету.
Стили управления персоналом 2
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ Актуальность данной работы заключается в том, что в ней делается акцент на значении индивидуальных особенностей руководителя, обеспечивающих ему эффективность управленческой деятельности. Каждому руководителю, менеджеру важно помнить, что объектом управления является в первую очередь человек, личность.
Айзерман Марк Аронович
АЙЗЕРМАН Марк Аронович (1913-92), российский ученый в области теории управления, представитель первого поколения кибернетиков в нашей стране, доктор технических наук.
Гаврилов Михаил Александрович
Гаврилов Михаил Александрович (1903-79), российский ученый, стоявший у истоков информатики в нашей стране, в частности технической кибернетики, теории автоматов и теории ЭВМ, член-корреспондент АН СССР (1964)