Феномен "Экзистенциально нового" в dasein- и экзистенциальном анализе (антропологическое исследование)
Баранников А.
“ Мы не боимся трудных вопросов, хотя не всегда и не на все из них можем ответить ”
А. Лэнгле
Цель настоящей статьи – рассмотрение феномена встречи Я и Мира, а также некоторых семантических и экзистенциальных последствий этой встречи под углом зрения теории Dasein -анализа и экзистенциального анализа. В том или ином ракурсе данную тему освещали многие теоретики указанных направлений. Тем не менее, утверждает автор, она и сегодня кажется столь же неисчерпаемой, как и раньше. В своей работе он предпринимает попытку возвращения к проблеме, адресуясь к некоторым старым взглядам в надежде на то, что они помогут увидеть в новом свете ряд ее аспектов, не утративших значения и сегодня. Многообразие результатов встречи с Миром для Я автор сводит к двум основным полюсам, которые субъективно воспринимаются личностью как “потери” и “ приобретения”.
…Многообразие последствий встречи с Миром для Я и персоны * может быть сведено к двум основным полюсам, которые представляют собой первичные оценки, первичные пра-содержания, предполагающие некие вполне конкретные содержания и определенный эмоциональный вектор реагирования. Эти полюса субъективно воспринимаются как потери и приобретения . То и другое обнаруживается в разнообразной нормальной и патологической феноменологии в виде более или менее отчетливых оттенков, отражающих одну из сторон феномена. Оба названных полюса всегда вызывали огромный интерес исследователей, поскольку разводили между собой два круга не только психологических, но и клинических проблем, включающих в себя огромное разнообразие эмоциональных проявлений и столь же разнообразные поведенческие последствия. Полюс приобретений предполагает различные оттенки эмоциональных состояний со знаком (+), такие как удовольствие, радость, любовь. В своеобразной форме он присутствует при всякого рода зависимостях и включенностях (характеризуя некоторые из них, Л.Бинсвангер использовал понятие “одержимость”, или “охваченность”). Не менее многообразны и проявления полюса потерь, обычно сопровождаемые знаком (–). Сюда можно отнести неуверенность, тревожность, страхи, депрессии, различные формы агрессии. Устанавливая подобное разделение, необходимо отметить динамичность и сложность сочетаний, в которых часто выступают приобретения и потери, требуя при взгляде на них выбора определенного угла зрения.
Несмотря на то, что дихотомия “приобретения-потери” привлекала внимание многих представителей экзистенциальной философии, психологии и психотерапии, доступные литературные данные позволяют сделать вывод, что никто из авторов не пытался рассмотреть ее как самостоятельную антропологическую проблему, имеющую существенное значение для психотерапии. Как правило, указанные полюса рассматривались изолированно, вне взаимной связи с феноменологией друг друга. Этот вывод предопределил задачи настоящей работы.
Свое внимание мы сосредоточим на исследовании феномена приобретений и потерь и связанной с ним особой формы Dasein *, наделенной собственными структурными гносеологическими и онтологическими характеристиками.
В дальнейшем будут рассмотрены существующие представления об интенционально-трансцендентной природе человека, где интересующая нас феноменология занимает свое особое место. Предметом внимания станут ноодинамические и психодинамические аспекты феномена “экзистенциально нового”. Наконец, мы попытаемся взглянуть на возникающие при встрече с “экзистенциально новым” приобретения и потери с точки зрения их символического значения. Будут выделены прикладные аспекты антропологических данных и сформулированы, хотя бы в общих чертах, некоторые следствия для психотерапии.
* Баранников Александр Сергеевич – доктор медицинских наук, директор медицинского центра, преподаватель МПГУ, председатель секции экзистенциальной психотерапии ППЛ, член совета директоров российско-австрийского Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии.
* Персона ( Person ) – та пра-основа, из которой “Я” черпает свою духовную силу (Лэнгле, 2001), то, что “Я” говорит во мне (Лэнгле, 2002).
* Понятие Dasein отражает единство человека и мира. Это два аспекта одной целостности, которые не существуют друг без друга и могут быть поняты лишь посредством друг друга .
Другие работы по теме:
Художественность как бытийствование
Взятый в своей имманентности, художественный феномен как таковой прежде всего то, что своим собственным неповторимым существованием предшествует сущности искусства, высвечивая и предъявляя особое экзистенциально-онтическое первоначало.
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь В первой главе необходимо определить предмет исследования, а именно - феномен лжи. Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс порождающий ложь.
Философия вымысла
Философия вымысла - одно из наиболее молодых направлений аналитической философии.
Множественная личность
Множественная личность — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой.
Тревога, как усилие человека быть
Внутренняя противоречивость и многогранность, личностная вовлеченность и ответственность, борьба с научной дискурсивностью и однозначностью – вот те моменты, характеризующие рассмотрение всякой проблемы в русле экзистенциальной психологии.
Экзистенциально-инициальная работа с телом
Нет единого понимания и самого термина экзистенция. В широком смысле экзистенция понимается просто как существование. В узком - экзистенцию понимают как существование в качестве самого себя ничем не детерминированного.
Эффект Брэдли
Эффект Брэдли (также именуемый эффект Вильдера, эффект Динкинса) — феномен, часто наблюдаемый в политической жизни США и других стран с непростыми межрасовыми отношениями, который выражается в проявлении политики двойных стандартов избирателями, когда в предвыборной кампании участвуют белые и небелые кандидаты.
Олений парк
(фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В литературе XIX—XX веков феномен «Оленьего парка» использовался в качестве примера развращённости нравов эпохи рококо.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
What Is The Significance Of Hu Essay
, Research Paper Martin Heidegger (1889 1976) was, and still is considered to be, along with the likes of Soren Kierkegaard, Edmund Husserl and Jean-Paul Sartre, one of the principal exponents of 20th century Existentialism. An extraordinarily original thinker, a critic of technological society and the leading Ontologist of his time, Heidegger s philosophy became a primary influence upon the thoughts of the younger generations of continental European cultural personalities of his time.
Heidegger
& Nazism Essay, Research Paper Heidegger & Nazism Martin Heidegger, one of the twentieth century’s most distinguished philosophers, whose influence has spread far throughout many academic fields and thus changed the look of Western philosophy. In his 1927 book Being and Time, his first major publication, broke the trend of Western philosophy which had dominated thinking since Descartes.
What Is The Significance Of Human Mortality
, According To Heidegger? Essay, Research Paper Martin Heidegger (1889 – 1976) was, and still is considered to be, along with the likes of Soren Kierkegaard, Edmund Husserl and Jean-Paul Sartre, one of the principal exponents of 20th century Existentialism. An extraordinarily original thinker, a critic of technological society and the leading Ontologist of his time, Heidegger’s philosophy became a primary influence upon the thoughts of the younger generations of continental European cultural personalities of his time.
Existentialism 2 Essay Research Paper ExistentialismExistentialism is
Existentialism 2 Essay, Research Paper Existentialism Existentialism is one of the fastest growing worldviews in the world. Its new age ideas and down to earth thinking makes it very easy to follow, but as with all world views there are obvious flaws which cannot be hidden. Christianity expresses extremely different views to those of Existentialism.
H E I D E G G
E R? S Metaphysics Essay, Research Paper H e I d e g g e r? s Metaphysics and its application to Filipino?s PATRIOTISM and NATIONAL PRIDE OBJECTIVE OF THE STUDY:
Высоцкий Владимир Семенович
Творчество В. как феномен отечественной культуры второй половины 20 в. являет собой форму существования в контексте русской советской традиции экзистенциального направления философского осмысления человеческого существования.