Реферат: Предмет психологии и ее основные задачи - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Предмет психологии и ее основные задачи

Рефераты по психологи и педагогике » Предмет психологии и ее основные задачи

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлении. Так, особенности пси­хики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психо­логия изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает соци­ально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические прояв­ления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая пси­хология изучает закономерности развития личности в про­цессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отрас­лей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудо­вой деятельности человека, закономерности развития тру­довых навыков. Инженерная психология .изучает законо­мерности процессов взаимодействия человека и современ­ной техники с целью использования их в практике проек­тирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические осо­бенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятель­ности врача и поведения больного, разрабатывает психо­логические методы лечения и психотерапии. Патопсихоло­гия изучает отклонения в развитии психики, распад пси­хики при различных формах мозговой патологии. Юриди­ческая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения иформирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии харак­терен процесс дифференциации, порождающий значи­тельную разветвленностьна отдельные отрасли, которые нередко весьма далеки расходятся и существенно отлича­ются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет ис­следования — факты, закономерности, механизмы пси­хики. Дифференциация психологии дополняется встреч­ным процессом интеграции, в результате которой проис­ходит стыковка психологии со всеми науками (через ин­женерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через со­циальную психологию — с общественными и социальны­ми науками, и т. д.).

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

•использовать полученные знания с целью повыше­ния эффективности тех отраслей практики, на пере­сечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; )

• быть теоретической основой практики психологичес­кой службы.

Изучая закономерности психических явлений, психо­логи вскрывают сущность процесса отражения объектив­ного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятель­ность и формируются психические свойства личности. По­скольку психика, сознание человека есть отражение объек­тивной действительности, изучение психологических за­кономерностей означает прежде всего установление зави­симости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая дея­тельность людей всегда закономерно обусловлена не толь­ко объективными условиями жизни и деятельности чело­века, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, на­выках и умениях, необходимых для этой деятельности),, то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зави­симости от соотношения объективных условий и субъек­тивных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных про­цессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность Правильного определения содержания учебного материала, необходи­мого для усвоения тех или иных знаний, навыков и уме­ний. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты пси­хологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвую­щими в решении комплексных проблем, а с другой — вы­деление внутри самой психологической науки специаль­ных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Каково же место психологии в системе наук? Современная психология находится в ряду наук, зани­мая промежуточное положение между философскими на­уками, с одной, стороны, естественными — с другой, со­циальными — с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть —- теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психикукак отраже­ние мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую игра­ет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как Про­дукт всех других наук, но и как возможный Источник объяс­нения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности чело­века, а также практическое применение приобретенных знаний.