Базыма Б.А.
Мышление обычно рассматривается как «эталон» рационального познавательного процесса, проявляющего в окружающем нас хаосе некий порядок и закон. Обнаруживая закономерные связи и отношения, причину и следствие человек, во первых, радуется «разумному устройству» мироздания, во-вторых, полагает, что то, что позволило ему «увидеть всю эту красоту» (мышление), устроено аналогично – «по образу и подобию» отражаемой реальности. «Подобное познается подобным», но зачем подобному познавать подобное? Данный тезис - следствие типичного для познающего субъекта заблуждения – отождествлять процесс мышления с его результатом (умозаключением). Подобие, отражение в мышлении объективной реальности есть полученный результат. Его достижение останавливает процесс мышления, следовательно, сам процесс есть нечто другое.
Сведение процесса к результату порождает еще одну иллюзию – целенаправленности мышления. Если мышление движется к определенной цели, это означает, что цель, как осознанный образ конечного результата, уже существует. Необходимость в мышлении тем самым отпадает и на место мышления, в духе Платона, можно поставить воспоминание. В свою очередь, подобное понимание мышления делает невозможным понимание творчества.
Приписывание мышлению рациональной природы, как ни странно, толкает нас в сторону иррационализма. В частности, тем самым, мы неявно признаем реальность телепатии. Это очевидно на примере т.н. «вербального мышления» (точнее, вербального поведения). Если, читающий сейчас эти строки, думает, что он воспринимает, а тем более понимает мысли автора, то должен признать себя «телепатом». «Мысль изреченная есть ложь».
Косвенным свидетельством того, что мышление суть процесс иррациональный, являются многочисленные факты относительно магического значения чисел, как для древних, так, впрочем, и современных людей. Само слово «предрассудок», которое уместно здесь использовать, указывает на иррациональную природу процесса.
«Верю, ибо это нелепо!» С этого тезиса начинается всякое знание, поскольку требует вначале принятие тех или иных аксиом или истин, не требующих доказательств. Подвергните эти аксиомы сомнению, подобно Буратино, и все разрушится. Однако, несмотря на всю их очевидную убедительность, они иррациональны.
В чем главный «минус» обычного образования – оно подавляет собственное мышление. Тем из нас, кто занимается преподавательской деятельностью хорошо известно, что даже если «разжевать» какую-либо истину до кварков, сие не гарантирует ее усвоение учащимся. Если же это все-таки произойдет, тут другая беда – учащийся перестает видеть какой-либо другой вариант решения вопроса.
Мышление как иррациональный процесс есть ни что иное, как деструкция, разрушение, разрыв уже существующих связей, отношений и порядков. Его «цель» - хаос, свобода от всяческой формы. Оно направлено не на разрешение противоречия, а само есть противоречие с ограничивающим его порядком.
Не противоречие «запускает» процесс мышления, а устоявшийся порядок, «противный» мышлению, поскольку отрицает свободу. Противоречие – это и есть само мышление, и пока противоречие сохраняется, продолжается процесс мышления.
Используя визуальный образ, мышление можно сравнить с потоком раскаленной лавы, разрушающей все на своем пути. Когда же она остывает, то принимает те или иные формы в соответствии с ландшафтом.
Волшебное превращение иррационального процесса в рациональный итог – следствие взаимодействия противоположностей субъекта и объекта познания, обретение ими временного тождества: взаимного воплощения. Субъект объективизирует свою субъективность, делает ее явной для себя и других, удовлетворяет свои определенные нужды и потребности. Иррациональность субъекта погашается «рациональностью» объекта, и наоборот, объект, «освобождается» из тенет детерминизма, перестает быть «вещью в себе», становится предметом, обладающим значением и смыслом, понятым и понятным.
Если тождество не достигнуто - мысль (суждение, умозаключение) не отвечает требованиям формальной логики (противоречие сохраняется), «энергия» процесса мышления либо снова разрушает неудовлетворяющий порядок, либо трансформируется в отрицательный аффект, также уничтожающий тяготящий субъекта порядок, но уже другим способом.
Изучение мышления как иррационального процесса требует от исследователей пересмотра традиционной методологии психологии мышления, базирующейся на канонах формальной логики.
Другие работы по теме:
"Как бы" и "На самом деле"
Привычка через каждые пять предложений добавлять "На самом деле" характеризует поколение, выросшее в 1960-х гг. и реализовавшееся в 1970-х гг. "Как бы" говорит поколение, выросшее в 1980-х гг. и не реализовавшее себя в 1990-х.
Интересные особенности человеческого мозга
Было установлено, что эмоциональное состояние человека, за которое отвечает предлобная доля мозга, оказывает существенное влияние на деятельность тех участков мозга, которые отвечают за логическое и рациональное мышление.
Аутистическое мышление
Аутистическое мышление (от древнегр. autos - сам) - замкнуто-углубленный тип личности или культурного феномена; применительно к личности используется также термин "шизоид". Его не следует путать с понятием "шизофреник".
О человеческом мышлении
В человеческом мышлении и в его аналогах у животных легко завоевывают себе место стереотипы. Да и жить они существенно помогают: не надо каждый раз заново решать стандартные задачи. Стереотипное мышление - базис для нестереотипного.
Диагностический минимум
Возрастная группа Изучаемая сфера познавательная Эмоционально- волевая деятельностная 2-я мл группа Воображение Половозрастная Идентификация Притязание на признание
Сенсорно-перцептивные процессы
Ощущение Основная функция психики – отражение свойств внешнего и внутреннего мира в виде образа этого мира. Происходит это благодаря нескольким психическим процессам, объединенных общим названием, – познавательные процессы. Познание человек осуществляет в первую очередь через ощущение, восприятие, мышление, воображение.
Творческое мышление 2
Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам. Творческое мышление связано с воображение и интуицией. Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
Диагностический минимум
Методические рекомендации к практической деятельности. Настольная книга практического психолога в образовании. Варианты диагностического комплекса. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Психология мышления
Понятие и характерные признаки мышления, его исследование в современной психологической науке. "Парная" классификация мышления, разновидности и их взаимосвязь между собой. Отличительные признаки мышления и восприятия. Положительная ценность аутизма.
Общее положение о мышлении
Понятие о мышлении, его основные виды и типы. Индивидуальные различия в нем. Формирование мышления у детей. Язык как объективная материальная форма мышления. Мышление как одна из функций мозга и результат его аналитико-синтетической деятельности.
Креативное творческое мышление
Московский Государственный Агроинженерный Университет им. В.П. Горячкина Доклад по теме: “Креативное мышление.” Выполнил: Потапов В.В
Виды подходов в Ассоцианизме
АССОЦИАНИЗМ. Ассоцианизм относиться к объектному подходу. Объектный подход является механистическим и в нем объект активен. Специальных исследований по мышлению не было, но были представления, на которые исследователи опирались. Специальная психологическая задача виделась исследователям в том, чтобы интерпретировать известные формы логического мышления, то есть суждения и умозаключения.
Мышление понятие и виды
Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
Прочее - Основные мотивы лирики к. д. бальмонта
Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник. Так помни, чтоб в словах твоих был Бог. К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта навевает воспоминание о рыцарской эпохе.
1. Маркетинг и маркетологи
«по-маркетинговому», то есть от Клиента. Книга адресована не теоретикам из «башни из слоновой кости», а практикам, которым каждый день приходится решать реальные проблемы. Ее задача – помочь превратить корпоративный маркетинг в дисциплинированное творчество, дающее финансовую отдачу
Уровень мышления сильных менеджеров
Почему одни супервайзеры, менеджеры по продажам, региональные менеджеры добиваются успеха в своей работе, а другие нет? Ведь на практике руководителями становятся бывшие исполнительные работники, которые были лучшими в организации.
Искусство в системе культуры 2
Искусство в системе культуры 1.Сущность и формы эстетического освоения человеком мира. 2.Понятие и виды искусства. Основные функции искусства. Что такое искусство?
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Кабанис, Пьер Жан Жорж
Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня 1757, Конак, Коррез, — 5 мая 1808, Рюэй) — французский философ-материалист и врач. Биография
CASE-мышление: вы готовы программировать иначе?
Для того чтобы создавать объектно-ориентированные программы, необходимо отказаться от традиционного процедурного мышления и начать мыслить при помощи объектов. То же справедливо и для CASE-средств.
Язык и мышление
Взаимосвязь между языком и мышлением. Понятие и основа наглядно-чувственного мышления. Сущность языка как системы словесного выражения мыслей. Противоположные точки зрения разных исследователей-лингвистов на степень взаимоотношения языка и мышления.
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга 2
Межполушарная асимметрия — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
Движущие силы антропогенеза
Движущие силы антропогенеза Гребенниковой Марины Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.
Морис Блондель
Блондель (Blondel) Морис (1861 — 1949) — фр. философ, ученик А. Бергсона, приверженец католического модернизма и спиритуализма. В своих исканиях Б. опирался также на идеи Б. Паскаля, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, Г.В.Ф. Гегеля, М.Ф.П. Мен де Бирана.