О.Я. Бондаренко
Должна ли быть у бизнесменов своя идеология? Как ни парадоксально, какой-то универсальной, общепринятой идеологической системы взглядов в бизнесе до сих пор не существует, и это, мягко говоря, нередко приводит к сумятице в головах людей. Попытки разработать «нужную» идеологическую концепцию в своих работах предпринимает Олег Бондаренко. Ниже приводится фрагмент из его книги «Реклама: чего мы о ней не знаем» (Бишкек, изд. «Салам», 2005).
Тон [1] активных систем выше, чем пассивных, и, следовательно, мы поместим их вверху шкалы. Но если мы так сделаем, то неизбежно столкнёмся с некоторым противоречием, которое – с традиционной точки зрения – кажется неразрешимым. Дело в самом определении активности. Классический взгляд на вещи подразумевает, что активные люди активно тратят энергию, то есть, в общем-то, относятся к ней в известной мере расточительно (совершают много действий, быстро передвигаются, стремительно меняют положение тела, всюду стараются успеть, выполняют огромный объем работы, недостаточно отдыхают и т.д. и т.п.). То есть, грубо говоря, активность предполагает больший расход энергии, по крайней мере, в количественном смысле. Следовательно, активность не удовлетворяет т.н. принципу наименьшего действия (иное название – принципу бережливости природы), согласно которому из всех возможных действий тело, подчиняясь установкам природы, выберет действие, сопровождаемое наименьшими (целесообразными, необходимыми и достаточными) затратами энергии.
Отсюда напрашивается вывод: чем стремительнее, чем производительнее, тем… хуже с точки зрения природы?! Но такая постановка вопроса не лезет ни в какие ворота, это – идеология лентяев, бездельников!
Поэтому мы введём свой «наоборот». И скажем: активность должна удовлетворять принципу наименьшего действия, иными словами, активность предполагает экономию затрат. Наивысшая активность означает предельно минимальный расход энергии. Именно это должно быть оптимально, целесообразно.
Но как же так может быть?..
Противоречие, упомянутое в первом абзаце, возникает лишь в том случае, если искажён изначальный смысл категории «активность», «активное». Здесь под «активностью» будет пониматься видимая, бросающаяся в глаза активность. Чем больше суетишься, тем активней. Если фирма демонстрирует лихорадочную деятельность своих сотрудников, значит, она работает активно. Если на кафедре успешно защищается множество диссертаций, значит, работа ведется активно. Качество подменяется количеством. Подобный подход предполагает экстенсивность освоения темы вместо интенсивности, интерес к структуре вместо интереса к функции, наконец, упор на внешнюю (видимую) сторону процесса при игнорировании внутренней (невидимой, но также реально существующей).
Представим себе человека, который сидит в лодке и гребет - сильными, уверенными движениями. Он активен? Безусловно, - на первый взгляд. Потому что на второй взгляд может оказаться, что он гребет против течения и в конечном счете не движется, а стоит на месте. В таком случае чего стоит его активность? Расхода энергии действительно много, а выхлопа нет. Это пример видимой активности.
С другой стороны, он мог бы и не грести вообще, но двигаться к своей цели, пользуясь течением реки либо какими-либо приспособлениями, вроде паруса. В этом случае активность его вроде бы невидима, но она есть - проявляется в том, что замысел гребца будет реализован на практике. При минимуме расхода энергии. Это - действительная активность [2].
Действительная активность не тождественна видимой; действительная активность есть активность высшего уровня. Она и не должна быть видна. Иисус Христос не развивал какой-то сумасшедшей, лихорадочной деятельности - он спокойно, и не торопясь, ходил из города в город со своими учениками и в результате изменил мир.
Если мы видим перед собой ярко выраженную активность, мы имеем право усомниться в ее продуктивности. Работу правительства обычно замечают тогда, когда правительство работает плохо.
Активность есть норма, а норму мы, как правило, не должны замечать. Замечается лишь отклонение от нормы.
Поэтому нельзя требовать от активности наивысшего расхода энергии, - скорее, наоборот.
Всякое тело стремится к экономии энергии и, таким образом, к самому активному состоянию. При экономии энергии тело движется по инерции, прямолинейно, не ускоренно (ему ничего не мешает, тело избавилось от воздействия внешних сил), и именно в таком случае скорость тела оптимальна. А поскольку энергия экономится, тело как система существует дольше. Такое состояние более устойчивое. Из физики мы знаем, что наиболее устойчивое состояние требует кинетической энергии (энергии движения), то есть чем активней тело - в смысле: чем оно быстрее движется и чем оно устойчивей, - тем больше кинетическая энергия и соответственно тем меньше энергия потенциальная (покоя).
Система, которая движется, дольше «живет» по сравнению с системой, которая покоится, так как она меньше расходует энергию и тем самым меньше «устает».
Что выгоднее человеку: стоять на месте или идти? Физика, биология, физиология подсказывают: когда человек движется (с оптимальной скоростью), он целесообразней расходует энергию, чем когда просто стоит, поскольку при ходьбе часть мышц вследствие инерции тела отдыхает, а при стоянии задействованы практически все мышцы. Следовательно, если мы идем, то меньше устаем.
Посмотрите на людей, ожидающих автобуса на остановке: большинство просто стоит и ждет. Они быстрее устанут. Те, кто энергичнее, прохаживаются туда-сюда (имеется в виду не разовое нервозное состояние, а, так сказать, постоянная потребность тела). Энергичных меньше. Почему? Они реже ездят на автобусах - их энергии хватает на покупку автомашин, и они воспроизводят энергию вновь и вновь, потому что расходуют ее экономней. Уровень жизни этих людей в целом выше. И основная тенденция просматривается ясно: чем выше уровень жизни, тем в целом больше продолжительность жизни, бесконечная активность продлевает жизнь. Люди меньше устают от жизни. Они подчиняются принципу наименьшего действия, то есть прямо выполняют закон природы.
Лентяи, неэнергичные, вялые, пассивные люди противятся установкам природы. От этого они больше болеют, испытывают больше проблем в области психики, их организм разрушается скорее, наконец, они просто не умеют добиваться своего. Вместо кинетической энергии - энергии внешнего движения - они выбирают потенциальную энергию, которая сжигает их изнутри, оставляя замыслы нереализованными. И мы их, увы, поставим в самом низу шкалы тонов…
Примечания:
[1] Здесь: тон – уровень системы по определённой уровневой шкале (шкале тонов). Вытекает из уровневой идеологии, которую в своих работах развивает автор. Системы могут переходить с уровня на уровень вверх либо вниз, и это определяет качественные изменения в них. Каждому уровню соответствует вполне определённый набор качественных характеристик.
[2] Идеальная работа - работа, которой нет, а функции ее выполняются; это можно сравнить с положением знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) советского ученого Генриха Альтшуллера: идеальная система - система, которой нет, а функции ее выполняются.
Другие работы по теме:
Социальное партнерство
Социальное партнерство, как специфический тип общественных отношений, его понятие и признаки. Социальное партнерство, как идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Социальное партнерство в индустриально развитых странах и социальные группы.
Биоритмы сексуальные
Биоритмы сексуальные (синоним — биологические ритмы сексуальные), индивидуальные ритмические изменения половой активности в зависимости от факторов внешней среды, возрастных, конституционных особенностей и социальных условий.
Оценка деловой активности
Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.
Понятие общества. Исторические типы общества и его структура
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система , включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества. 1) Общество как
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Политическое сознание
Понятие и структура политического сознания. Описание элементов, отличительных особенностей формирования и функций политической идеологии. Исследование условий формирования мотивов и установок политического поведения общества с точки зрения психологии.
Понятие политической идеологии 2
Понятие политической идеологии. Идеология и власть. Методы идеологического воздействия. Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов.
Государство и национальная идеология
Ведущиеся сейчас разговоры о создании “национальной идеологии” представляются не всегда конструктивными. Для успешного создания чего-либо, необходимо знать, что создаёшь.
Новокузнецкий филиал
Современный этап в жизни России исторически поворотный во всех отношениях в число важнейших выдвигает задачу научно- обоснованного управления политической сферой жизни
Трудовая активность
- реализация интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности. Количественная определенность трудовой активности выражается в достигнутом уровне производительности труда или объеме выполненной работы в единицу времени.
Циклы Солнечной активности
Солнечная активность - совокупность явлений наблюдаемых на Солнце… К этим явлениям относятся образование солнечных пятен, факелов, протуберанцев, флоккулов, волокон, Изменением интенсивности излучения во всех участках спектра.
Три подхода к исследованию творческой активности
В целях выявления сущности феномена «творческая активность», определения источников и механизмов его формирования рассмотрим данную проблему индуктивным путем: с позиции генетического, уровневого и системно-структурного подходов.
ВМОРО
Введение 1 Идеология 2 Межвоенный период 3 Вторая мировая война 4 Современный этап 5 Руководители Список литературы Введение Внутренняя македонско-одринская революционная организация (ВМОРО) (болг. Вътрешна македоно-одринска революционна организация) — созданная в 1893 году в городе Салоники подпольная организация преимущественно македонских и фракийских болгар.[1][2] В организации приняли участие кроме болгары-экзархисты, также болгары-патриаршисты, частично арумыны и представители других этносов.
Теория официальной народности
— государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»:
Пролеткульт
Введение 1 История Пролеткульта 2 Идеология Пролеткульта 3 Печатные издания Пролеткульта 4 Международное бюро Пролеткульта Список литературы Введение
Рисорджименто
Введение 1 Термин 2 Идеология 3 Хронология 5 Библиография Рисорджименто Введение Рисорджименто (итал. il risorgimento — возрождение, обновление) — историографический термин, обозначающий период борьбы за политическое объединение Италии.
Аббатство объединение писателей
Абба́тство (объединение писателей) (фр. Abbaye de Crйteil) — объединение писателей в начале XX века во Франции. История «Аббатства» начинается осенью 1906, когда несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, П. Ж. Жув, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков Парижа, в помещении упразднённого аббатства.
Иракские повстанцы
(Иракские инсургенты) — это группа вооружённых людей, оппозиционных к новому правительству Ирака и вооружённым силам коалиции, оккупировавших Ирак. Инсургенты представлены многонациональным составом, которые участвуют в конфликте из-за идеологических и финансовых побуждений, в том числе из-за пропагандистского влияния.
Красные тори
Кра́сный то́ри (англ. Red Tory) в канадской политике — сторонник консерваторов, разделяющий также прогрессивные экономические (или социальные) идеи и поддерживающий принцип государства-покровителя.
Превосходство белых
— идеология о том, что белые люди превосходят других людей расовых особенностей. Этот термин также используется для описания политической идеологии которая выступает за доминантную роль белых политической и социальной сферах.
Африканские парни Эгбесу
Введение 1 Структура 2 Идеология Список литературы Введение «Африканские парни Эгбесу» — нигерийская внеправительственная вооружённая группа народа иджо из штата Байелса, выступающая за передачу контроля над нефтяными ресурсами южной Нигерии в руки местного населения. [1]
Политика большой дубинки
Политика большой дубинки (англ. Big Stick Policy, Идеология большой дубинки , англ. Big Stick ideology, Дипломатия большой дубинки англ. Big Stick diplomacy) — расширенное толкование Теодором Рузвельтом доктрины Монро в отношении стран Латинской Америки. Была декларирована в 1904—1905 годах. Предполагала, что если в Латинской Америке возникнут конфликты, то США обеспечат их урегулирование, в том числе и с использованием военной мощи.
Ирландская национальная освободительная армия
Это статья об ИНОА см. Ирландская республиканская армия Ирландская национальная освободительная армия (ИНОА, ирл. Arm Saoirse Nбisiъnta na hЙireann) — левая ирландская республиканская военизированная организация, которая была сформирована 8 декабря 1974.
Корона Королевства Польского
План Введение 1 Происхождение 2 Предпосылки 3 Корона как название государства Список литературы Введение Коро́на Короле́вства По́льского (польск. Korona Krуlestwa Polskiego, лат. Corona Regni Poloniae) — термин, обозначающий устройство польского государства в конце средневековья, понимаемое в соответствии с концепцией независимости государственных институтов от личности монарха.
Движение ополчения в США
Движение ополчения в США (англ. Militia movement) — американское общественно-политическое движение милитаризированных радикальных группировок. Поддерживает идею формирования добровольных вооружённых отрядов. Идеология основана на антиправительственных взглядах, противодействии ограничению свободы ношения оружия, установленной второй поправкой к Конституции США.
Индуистская политика
Введение 1 История 2 Идеологии 3 Партии и общественные организации Список литературы Индуистская политика Введение Индуистская политика (англ. Hindu politics) — политическое движение в Индии, базирующееся на индуизме или вдохновлённое идеями индуизма. Наиболее многочисленным индуистским политическим движением в современной Индии является индуистский национализм.
Мультикультурализм
Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма, является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами.