О. А. Волкова
Личность как субъект социальных отношений прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, воли, а способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке. Иными словами говоря, социальная автономность предполагает "реализизацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке".
Социальную автономность можно рассматривать с двух точек зрения: как результат и как процесс.
Результат социальной автономности - это высший уровень сформированности индивидуальных, социально-ориентированных качеств личности. Процесс формирования социальной автономности - это процесс индивидуального развития личности в рамках, в контексте, в условиях социальных отношений. Рассматривая социальную автономность как процесс, мы можем выделить несколько стадий формирования социальной автономности подростков:
I - усвоение необходимой суммы знаний;
II - осознание себя как личности;
III - формирование социально-значимых качеств, собственной точки зрения, личностных установок, личностного осмысления усвоенных ранее и полученных в предыдущем этапе знаний. На этом этапе складывается отношение к своей социальной позиции, своей деятельности, своим намерениям. Это стадия социального развития самосознания и социальной самооценки.
IV - устойчивость личности, понимаемая как сформированность социально-нравственных мотивов поведения в социальной общности и состоящей из таких свойств, как: организованность, эмоциональная стабильность, социальная ответственность, самостоятельность, социальная релаксация.
Любое общество (в большей степени тоталитарное, в меньшей - рыночное) препятствует формированию социальной автономности человека, который, в свою очередь, не находит достаточно средств для реализации себя в системе социальных отношений. В связи с этим возрастает необходимость поиска косвенных средств, позволяющих личности гибко войти в систему социальных отношений.
Одним из таких средств является юмор. Как средство косвенного воздействия, он выполняет ряд функций: с одной стороны, маскирует прямое прохождение личности в систему социальных отношений, с другой - сохраняет индивидуальность человека.
Таким образом, юмор может выступать как средство формирования социальной автономности подростков, если педагогическое общение будет направлено на решение этой задачи, что возможно при реализации ряда условий, среди которых - адекватная реакция педагогов на юмор школьников, являющийся средством взаимоотношений педагога и ученика. При этом необходимо разграничить чувство юмора и остроумие - явления разнопорядковые.
Остроумие есть свойство психики и потому рассматривается как одна из форм мышления, а чувство юмора есть чувство, и потому рассматривается в ряду человеческих чувств.
Таким образом, в процессе формирования социальной автономности мы совершенствуем, оттачиваем остроту ума (остроумие) у тех детей, которые обладают этим как природным даром. Но мы можем и формировать чувство юмора, и для этого есть психологические предпосылки практически у каждого индивида. Соотношение чувства юмора и остроумия можно сформулировать следующим образом: остроту создают (работа остроумия), а комическое находят (функция чувства юмора). В связи с этим юмор, выступая в качестве средства формирования социальной автономности учащихся, способствует самовыражению школьника, которое может быть осуществлено в двух направлениях:
с одной стороны, поведение ученика в системе социальных отношений, где юмор выступает и как элемент речевого акта (словесная формулировка суждений, умозаключений), и как компонент мироощущения, миропонимания при анализе процесса включения ребенка в различные виды социальных отношений в общении;
с другой стороны, моделирование ситуаций, где юмор выступает как компонент межличностного общения.
Таким образом, социальная активность заключается в реализуемой готовности к социальным действиям, направленным на преобразование социальных отношений. Юмор при этом может выступать как одно из средств формирования социальной автономности подростков.
Другие работы по теме:
Изучение эмоционального интеллекта детей и подростков на эмпирическом уровне
Проблема исследования. Большое количество ученых занимается проблемой эмоционального интеллекта. Они работают над развитием составляющих эмоционального интеллекта, как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту личности. Но стоит отметить, что на данный момент существует мало работ, посвященных исследованию эмоционального интеллекта детей и подростков.
Правила использования юмора руководителем
Кому-то этот дар общения отпущен природой, а кто-то, как считает он сам или окружающие его люди, начисто его лишен. Однако всему можно научиться, даже умению шутить.
Черный юмор в подростковом возрасте
НОУ ВПО «Пермский гуманитарно-технологический институт» Реферат Тема: «Черный юмор» в подростковом возрасте» Дисциплина: Психология отклоняющего поведения
Развитие абстрактного мышления в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1. Методы оценки мышления у подростков. При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку.
Пропаганда здорового образа жизни в школе
Пропаганда здорового образа жизни в школе Ю.О. Балтаева, МОУ «СОШ Духовницкого района Саратовской области» Сегодня человечество переживает настоящий кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, токсикомании и наркомании достигает критических масштабов. Ученые бьют тревогу – наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность; увеличивается число детей, имеющих психические и неврологические отклонения, что в свою очередь способствует росту детской преступности.
Над чем смеется Мольер в комедии Мещанин во дворянстве
«Мещанин во дворянстве» — не единственная пьеса Мольера, в которой он высмеивает дворянство. Начиная с первых своих произведений, Мольер опирался на народное творчество, народный юмор. И неизвестно, стал ли бы он большим драматургом, если бы не пятнадцатилетняя школа жизни, которую он прошел во время путешествия вместе с бродячим театром.
Любимый журнал
Немало людей уважают и искренне любят этот доступный журнал, журнал-«учитель». Добрый спутник, ведущий за руку своего ученика, вовремя находя поддержку, не дающий упасть, оберегающий от ударов. Это журнал веры, глубокой веры в своих читателей, веры, которой насыщены его страницы. Каждый месяц «Ридерз дайджест» все более расширяет круг своих постоянных читателей, привлекая своей непосредственностью, сердечностью и глубоким взглядом на жизнь всего земного шара, освещая те или иные драмы, судьбы, судьбы не простые, а учащие на своем ярком и памятном примере.
Человек и деньги
Сочинение-рассуждение Для чего нужны человеку деньги? Вопрос это простой, но ответ на него сложный. Деньги во все времена играли большую роль в социальной жизни. Но люди относятся к ним по-разному. Для кого-то деньги - это счастье, а для кое-кого - средство существования.
Анализ стихотворения Н. Некрасова В дороге
Автор: Некрасов Н.А. Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года “В дороге” проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.
Сатира и юмор в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.
Сказка ложь, да в ней намек по сказкам М. Салтыкова-Щедрина.
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).
Смех сквозь слёзы...
Автор: Гоголь Н.В. Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии.
Что дало мне изучение басни в школе
Басня вошла в мою жизнь как своеобразная сказка из жизни животных. Так басни я воспринимал в раннем детстве, когда в начальной школе ознакомились мы с таким произведением как басня. Басни учили нас быть щедрыми на добро, на правду, на красоту.
Пищевые добавки 2 Изучение сущности
Text Е230-Е232 – используют при Е230-Е232 – используют при обработке фруктов (апельсины, бананы…). Попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших – чистый яд!!! Graphics
Массовое убийство в Портленде
Стрельба в ночном клубе в Портленде — трагические события, произошедшие в городе Портленд, Орегон, США, 24 января 2009 года, когда 24-летний Эрик Сальвадор Айала открыл беспорядочный огонь перед ночным клубом, застрелил 2 и ранил еще 7 человек, после чего покончил с собой.
Массовое убийство в Налибоках
Массовое убийство в Налибоках (белор. Трагедыя ў Налібоках) — расправа, учиненная советскими партизанами над гражданским населением польской деревни Налибоки (в Налибокской пуще, ныне территория Белоруссии) 8 мая 1943 года. В результате расправы погибло 128 человек, включая трех женщин, несколько подростков и 10-летний мальчик.