Путь
к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутреннего самосознавания,
условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности
на самое себя, установление "внутр. тишины". Человек – паломник,
устремленный к собственное внутреннее "Я", которое постоянно
меняется. Бытие является процессом вечного обновления, непрерывного рождения.
"Быть" значит быть в пути. Если чел. тратит свою жизнь на повторение
действий, поддерживающих примитивное прозябание, он теряет свое человеческое
бытие. Чувственные соблазны, радость от обладания вещами и др. "искусы
дьявола" являются преградами на пути к подлинному бытию.
Мое
"Я", по Марселю, является лицом и личностью. Как лицо я – часть
общества, один из многих. Как личность я – неповторимое, своеобразное духовное
бытие, нечто единственное, что нельзя рассматривать извне, изучать эмпирически.
Жизнь есть срок испытания, личностное странствие, целью которого есть спасение.
В борьбе со злом, ставка в которой – бытие, и заключается смысл жизни. Верить –
значит забыть себя во имя Бога. Смерть освобождает чел. от статуса паломника,
давая вечное вознаграждение. Подлинный человек – это личность, устремленная к
миру высших ценностей. "Я" в той мере, в какой оно остается замкнутым
в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений и глухого беспокойства,
находится вне добра и зла. Только личность, внутренняя сила моего
"Я", навязывает мне существование мира, в котором есть добро и зло.
Личность – это ответ на призыв, движение к трансценденции.
Человек
не способен найти истину в самом себе; он находит в себе готовность принять ее
со стороны высшего, ощутить божеств, истину в акте любви. Вовлеченность есть
полное смирения и верности подчинение чел. высшей духовной силе, такое
состояние души, приближающее благодать, вызывая присутствие Бога. Вовлеченность
рождает надежду как состояние благодати, состояние, зачеркивающее тоску и
отчаяние. Любовь позволяет чел. открыть наличие бытия в другом, увидеть его
собственную действительность и ценность, существующие независимо от
"Я". Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие, увеличивает
душевную силу, благодаря которой возможно отвергнуть нищенский мир материи и
подняться к богатству трансцендентного мира. Человеческая личность
рассматривает себя как волю превзойти все то, чем она есть и одновременно не
есть, как волю превзойти не удовлетворяющую ее действительность.
Человеческая
личность включена в плоть, сознание воплощено. Чел. несет ответственность за
то, как он использует свою жизнь. Его отношение к своей плоти является первым
мерилом его качеств как личность Непосредственно данная чел. реальность
неразрывной мистической связи сознающего себя субъекта с собств. телом является
исходным пунктом рефлексии. Эта связь есть воплощенность как условие
экзистенциального опыта. Условия воплощенного существования жестоки; они были
бы непереносимы для сознания, если бы оно не обладало способностью рассеиваться
и отвлекаться. Телесность подразумевает вписанность в пространство и время,
неотвратимое приближение смерти.
Существование
во плоти является первой большой опасностью для души. Благодаря плоти мы
привыкаем основывать наши знания на практике; посредством ее внешнее проникает
во внутр. духовный мир. Одновременно плоть стремится захватить власть над нами,
лишить нас воли. Подчиняясь ее потребностям, мы привыкаем рассматривать мир в
категориях "видеть" и "иметь". Стремление обладать вещами,
которых у чел. нет, порождает страдание. Опасение потерять то, чем он уже
обладает, порождает страх. Пессимизм связан только с непросветленным состоянием
субъекта, ибо онтологическая структура мира дает место надежде. Надежда и
отчаяние образуют религиозно-этическую антитезу, составляющую суть
онтологического выбора, перед которым поставлен человек в своем бытии.
Внутренним оправданием человеческой жизни является присутствие в ней смысла ,
не принадлежащего жизненному порядку, трансцендентного по отношению к самому
существованию. Этот высший смысл состоит в спасении.
Понятие
свободы, не связанной с Божьей благодатью, – кощунство. Свобода, понимаемая как
стремление преобразовать мир в соответствии с чаяниями людей, – безумие,
порожденное сатанинской гордыней. Быть свободным – значит распоряжаться собой,
отдать себя в рабство плоти и страсти или отдать себя Богу.
Список литературы
Т.
М. Титаренко. Католический экзистенциализм (Г.О.Марсель)
Другие работы по теме:
Сартр. "Экзистенциализм - это гуманизм"
Существуют две разновидности экзистенциалистов: христианские – Ясперс, католик Габриэль Марсель; экзистенциалисты-атеисты – Хайдеггер, французские экзистенциалисты и он сам.
Философия экзистенциализма 2
Министерство образования Российской Федерации Ярославский государственный технический университет Кафедра философии Реферат на тему Философия экзистенциализма
Атеистический экзистенционализм
Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Атеистический экзистенциализм исходит из положения: Богa нет, а поэтому человеку все позволено. Иначе говоря, человек живет в мире, где религиозная надежда умерла, а поэтому человеку как бы надо жить без высшего смысла и благодати.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.
Экзистенциализм
Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта.
Философия рационализма и экзистенциализма
Рационализм в философии Нового времени. Отношение Гегеля к предшествующей философии, сущность его философской системы. История возникновения теорий экзистенциализма, развитие его религиозных и атеистических направлений, основные представители течения.
Работа Ж.-П. Сартра "Экзистенциализм - это гуманизм"
Понятие и разновидности экзистенциализма: религиозный и атеистический, его гуманизм. Определение сущности человека экзистенциалистами, субъективная трактовка. Характеристика основных экзистенциалов Сартром: тревога, заброшенность, отчаяние человека.
Философия Японии
Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 вв. из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями.
Лабр, Бенедикт Иосиф
Бенедикт Иосиф Лабр (фр. Benoоt Joseph Labre — Бенуа́ Жозе́ф Лабр; 1748—1783) — католический святой, нищенствующий монах и юродивый. Биография
Гриньон де Монфор, Людовик Мария
План Введение 1 Биография 2 Труды 3 Процесс канонизации и беатификации 4 Монфортианцы Список литературы Гриньон де Монфор, Людовик Мария Введение Святой Людовик Мария Гриньон де Монфор (фр. Louis-Marie Grignon dit le Pиre de Montfort; 31 января 1673, Монфор-сюр-Ме — 28 апреля 1716, Сен-Лоран-сюр-Севр) — католический святой, писатель эпохи барокко.
Иосиф де Каласанс
Иосиф де Каласа́нс , Иосиф Каласа́нский, Хосе де Каласанс Маркес (исп. Josй de Calasanz Marquйs); родился 31 июля 1557, Перальта-де-ла-Саль, Испания — умер 25 августа 1648, Рим — католический святой, священник, педагог, основатель ордена пиаристов (пиаров).
Салль, Жан-Батист де ла
Жан-Батист де ла Саль (фр. Jean-Baptiste de la Salle; 30 апреля 1651, Реймс — 7 апреля 1719, усадьба Сен-Йон под Руаном) — французский священник и педагог, католический святой.
Экзистенциально-инициальная работа с телом
Нет единого понимания и самого термина экзистенция. В широком смысле экзистенция понимается просто как существование. В узком - экзистенцию понимают как существование в качестве самого себя ничем не детерминированного.
Гештальттерапия (Ф.С.Перлз)
На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама , телесно-ориентированная психотерапия.
Марсель Мосс. Техники тела
Международный институт гостиничного менеджмента и туризма Доклад по Культурологии на тему: Марсель Мосс. «Техники тела» Выполнил: Беззубов Александр Николаевич
Католические монархи
Католический король католическая королева — титулы, присваиваемые папой римским как главой Римско-католической церкви монархам, которые в глазах Папского престола хранят католические принципы в личной жизни и в государственной политике. Титул передаётся преемникам тех монархов, которые его получили, если не существует особого папского распоряжения о снятии титула.
Йоун Арасон
(исл. Jуn Arason; род. ок. 1484 г. Грита, † 7 ноября 1550 г. Скалхольт, Исландия) — исландский церковный деятель, поэт и писатель. Йоун Арасон был католическим епископом в Холаре, на севере Исландии, с 1524 по 1550 год. Последний католический епископ Исландии.
Дерптское епископство
Дерптское епископство (также епископство Дорпат; в эстонск. источниках Тартуское епископство; 1224-1558 гг.; н.-нем. Bisdom Dorpat) - духовно-феодальное княжество, а также католический диоцез, созданный в юго-восточной части современной республики Эстония. с центром в г. Дорпат/Дерпт/Тарту/Юрьев.
Прево гражданский чин
Введение 1 Королевский прево 2 Господский прево 3 Марешальский прево 4 Старший прево Франции 5 Старший прево монетного двора 6 Купеческий прево 7 Парижский прево
Ависский орден
Введение 1 Основание 2 История 3 Степени 5 Источники Введение Орден Святого Беннета Авишского — католический военный орден, существовавший в XII — XIX веках на территории Португалии. Подобно другим португальским военным орденам — Сантьяго и Томарскому — в 1789 секуляризован, в 1834 г. его владения подверглись национализации, в 1910 г. распущен, в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Орден Алькантара
(исп. Orden Militar de Alcantara) — испанский католический военный Орден, существовавший в XII — XIX веках на территории Кастилии (Испания). Орден Алькантара был основан около 1156 г. Целью ордена было изгнание мусульман из Пиренейского полуострова и защита крепости Сан Хулиан де Перейро от набегов Мавров.
Жерар, Шарль актёр
План Введение 1 Биография 2 Фильмография Список литературы Введение Шарль Жера́р (наст. фамилия Ачемян, фр. Charles Gйrard, Charles Atchйmian, род. 1 декабря 1926, Марсель) — французский киноактёр, мастер эпизода.
Мишель, Луиза
План Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Луиза Мишель (фр. Louise Michel, 29 мая 1830(18300529), Вронкур — 9 января 1905, Марсель) — французская революционерка, учительница, писательница, поэтесса. Основала и возглавляла либертатную школу. Вместе с Жорж Санд являлась одной из немногих женщин XIX века, носящих мужскую одежду из-за своих феминистких взглядов.
Джорджтаунский университет
Джорджтаунский университет (англ. Georgetown University) — иезуитский католический частный университет в столице Соединённых Штатов Америки Вашингтоне. Расположен в районе Джорджтаун, который до 1871 года имел статус отдельного города. Основан в 1789 году Джоном Кэрроллом. Джорджтаун является старейшим католическим университетом в США.
Жакерия (1358-1459)
Мятеж крестьян, или Жакерия, восстание Жака Бонома, был вызван бедствиями войны. Деревни остались незащищенными, их грабили как враги, так и свои рыцари, забирая припасы и укрепляя замки. Поля были брошены и начался голод.
Кашен, Марсель
Марсель Кашен (фр. Marcel Cachin, 20 сентября 1869, Пемполь, — 12 февраля 1958, Париж) — французский коммунист, крупный деятель Социнтерна и Коминтерна.
Михайлов, Лев Фёдорович солдат
О фигуристе Льве Фёдоровиче Михайлове (1938—2004) см. Михайлов, Лев Фёдорович (фигурист) Лев Федорович Михайлов (1881(1881) — 30 октября 1917) — солдат 56-го пехотного запасного полка.
Герард Венгерский
(ок 977, Венеция — 24 сентября 1046, Будапешт) — (лат. Gerardus, венг. Gellйrt), Герхард, Геллерт, урождённый Джорджо Сагредо — католический святой, бенедиктинец, епископ, мученик, просветитель Венгрии.
Венсан де Поль
Святой Венса́н де Поль (Винсент де Поль, Викентий де Поль) (фр. Vincent de Paul, 24 апреля 1581 года — 27 сентября 1660 года) — католический святой, основатель конгрегации лазаристов и конгрегации дочерей милосердия.
Барбару, Шарль Жан Мари
Шарль Жан Мари Барбару (фр. Charles Jean Marie Barbaroux, 6 марта 1767, Марсель — 25 июня 1794, Бордо) — французский политический деятель, один из выдающихся жирондистов.
Д Эското Брокман, Мигель
Миге́ль д'Эско́то Бро́кман (исп. Miguel d’Escoto Brockmann) (родился 5 февраля 1933 в Лос-Анджелесе, США) — никарагуанский дипломат, политик и католический священник. Председатель 63-й сессии Генеральной ассамблеи ООН.