В.А.Лавриненко
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной..
Р.У.Эмерсон
Опровергая миф о неизбежном и позитивном характере развития, ученые утверждают, что вопрос о будущем человечества является открытым, а история цивилизации зависит от качеств человека. В условиях глобального экологического кризиса у человека нет другого качества как интеллект, который вкупе с нравственным началом может сохранить цивилизацию и направить социальные процессы в русло безопасного развития.
Условия для интеграции интеллекта и нравственности создаются в системе образования. Современная модель образования сформировалась в условиях, когда индустриальное общество вступило в фазу массового потребления и высокие темпы развития экономики стали опережать ответные действия людей по разумному природопользованию.
Настоящий этап развития цивилизации характеризуется тем, что общество массового потребления требуется преобразовать в новое общество с иной моралью. Человечеству необходимо сформировать новую систему ценностей, основу которой составит многообразие культур.
Ведущим принципом и главной проблемой развития современной цивилизации становится опережающее развитие качеств человека.
Философия жизни человека 21 века - непрерывное образование.
Система образования должна адекватно реагировать на качественные изменения в обществе.
Философией образования становится учебно - исследовательская деятельность, прогнозирование и проектирование.
Без исследовательской работы студенческая жизнь не может быть полноценной. Занятия наукой дают хороший шанс пытливым студентам войти в интеллектуальную элиту, от усилий которой во многом зависит устойчивость развития нашего общества.
Разработка современных технологий требует создания в системе образования условий для воспитания в человеке способности производить, распространять и применять нововведения (инновации). Развитие инновационной способности человека - основной путь реформирования системы образования.
В настоящее время Чувашский университет находится в поиске методов воспитания и обучения интеллигенции, способной принимать разумные и нравственные решения в технологически развитом обществе. Сообщество ученых и студентов Чувашского университета строит свою работу на основе деятельностной модели образования. Главное звено в системе образования - исследовательский коллектив. Главная цель - формирование у человека экологического сознания.
Период с 1990 по 2000 гг. объявлен Генеральной Ассамблеей ООН десятилетием защиты окружающей среды. Состояние окружающей среды зависит не только от природоохранных, экономических и демографических мероприятий, но,в первую очередь, от экологического сознания человека. Ведущую роль в формировании экологического сознания призвана сыграть система образования, интегрирующая в себе комплекс знаний о мире.
В настоящее время обсуждается три основных подхода к экологическому образованию:
- естественнонаучный (учения о ноосфере В.И. Вернадского, о природных территориальных комплексах В.В.Докучаева, о биогеоценозах В.Н.Сукачева) связан с поисками ответов на вопрос, как сохранить устойчивость природных систем;
- экономический, в основе которого находится поиск в сфере экономики возможностей сохранения ресурсов и восстановления среды;
- аксиологический, связанный с формированием системы ценностей, в которой экологические вопросы занимают первое место.
Эти подходы следует рассматривать как три составные части экологического образования. Обществу необходимы люди, грамотные в области науки, технологии, экологии и общественных явлений одновременно. Представляется, что подобная квалификация позволит им принимать разумные решения в технологически развитом обществе и обеспечить устойчивое развитие цивилизации. На пороге 21 в. разумным становится то, что спасает природу. Основная задача интеллектуальной элиты - утвердить в обществе приоритет экологических проблем. Общество должно быть ориентировано на создание условий для здоровой и гармоничной жизни.
Многоуровневость формирования экологического сознания (детский сад - школа - вуз - учреждение) требует от человека постоянного самосовершенствования. Вклад университета - формирование глобального экологического сознания. "Мыслить глобально, действовать локально" - девиз, достойный воплощения в стенах университета.
Вся работа ученых направлена на главное - на восстановление индивидуального мышления человека, подавленного в настоящее время средствами массовой информации и коммуникации.
Для достижения этой цели предлагается строить работу творческих коллективов студентов и преподавателей, опираясь на следующие принципы:
- демократизм - возможность для всех желающих развить свои творческие способности;
- гуманизм - способность рассматривать всё через интересы человека;
- элитарность - возможность отбора людей по интеллектуально-нравственным критериям, а не классово-сословным;
- фундаментальность - способность находить, понимать и осваивать в течение всей жизни новые блоки информации, адекватно отражающие действительность;
- многоуровневость - способность к постоянному самосовершенствованию, когда человек восходит к вершинам творчества шаг за шагом, задерживаясь или останавливаясь на уровне, соответствующем его возможностям;
- индивидуализация - условие развития наиболее сильных сторон таланта;
- изучение проблем и ценностей - условие интеграции гуманитарной, социальной, естественнонаучной и технической подготовки специалиста;
- взаимодействие с позиций различных наук и культур - условие для прогнозирования событий и принятия разумных и нравственных решений;
- сочетание либерального и утилитарного подходов к образованию - необходимое условие саморазвития системы научного творчества студентов и учащейся молодежи;
- проектирование и управление - условия опережающего развития качеств человека и технологий;
- множественность критериев и решений задач - необходимые условия для формирования мировоззрения, адекватно отражающего действительность.
При организации научно - исследовательской работы студентов необходимо иметь в виду, что интеллектуальный уровень человека оценивается не столько знаниями и умениями, сколько способностью творческого решения возникающих задач.
Сознавая, что проблемы человека и его взаимодействия с окружающей средой занимают главное место в системе научного образования, студенческое научное общество Чувашского университета приступило к реализации проекта под названием "Человек и ноосфера". Научные исследования в рамках этого проекта дают возможность интегрировать усилия специалистов различных факультетов с целью формирования у студентов и преподавателей мировоззрения, адекватно отражающего действительность. Современный мир требует применения таких методов познания, которые учитывают не только технико-экономические и политико-правовые аспекты, но и множество других обстоятельств, в том числе этических и эстетических.
Проект "Человек и ноосфера" призван стимулировать разработку философии образования, базирующейся на убеждении, что человек является не царем природы, а частицей космоса и составляет с иными существами одно целое.
Диспуты и конференции, проводимые в рамках проекта "Человек и ноосфера", должны подвести каждого из его участников к осознанию, что уровень развития человека не достиг достаточной высоты, что он может развиваться в направлении к сфере разумной жизнедеятельности - к ноосфере.
Другие работы по теме:
Финансовые ресурсы предприятия 3
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКАЯ АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КСЮИ) ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ социально-экономический факультет
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
К вопросу о телеологии образования
Обучение принимается за технологию достижения образования, в то время как обучение есть всего лишь форма, в которой организуется процесс образования, а результатом образования является не образованность, как принято считать, а воспитанность.
Понятие характера 4
Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание
Пищевая и питательная ценность грибов
Съедобны все те виды грибов, которые можно употреблять в пищу — при том, однако, условии, что они достаточно долго подвергались тепловой обработке.
Творческий проект Поиграть бы
Text Graphics Отдел образования администрации муниципального образования «Лиманский район» МОУДОД «Центр детского творчества п. Лиман»
Учение о разделении властей С. Е. Десницкого
С. Е. Десницкий (l710-- 1789) происходил из мещан украинского г.Нежина- Он закончил духовную семинарию Троице- Сергиевой лавры, затем Петербургскую академию и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Англию.
Тургенев и. с. - страстное грешное бунтующее сердце
“...В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души... А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью.
Горький м. - Характеристика цикла рассказов м. горького по руси
Сборник “По Руси” создавался с 1912 по 1917 год. В этих рассказах о России Горький как бы возвращается к мотивам раннего творчества, к своим впечатлениям от странствий по России, но дает их в новом эстетическом преломлении. Цикл рассказов “По Руси” явился своеобразным “включением” Горького в те споры, которые в 10-е годы активно велись в писательской среде на тему, что такое русский национальный характер, каково его содержание.
Куприн а. и. - Романтизм и реализм в творчестве а. и. куприна
Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он брал из жизни, поскольку вращался в разных социальных средах, общался с самыми разными людьми.
Как развить в себе харизматичность
"Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный" (под ред. Т. Ф. Ефремова) определяет харизму как "наделенность авторитетом, основанным на исключительных - интеллектуальных, духовных или каких-либо иных - качествах личности".
Физиология сосудистой системы
Содержание: Содержание: 2 Введение 3 Надпочечники 4 Корковый слой надпочечников. 4 Заключение 5 Введение Надпочечники Надпочечники – парные образования лежащие , у животных, краниальнее почек (надпочечники были так названы в связи с тем, что изначально они были описаны у человека, где за счет прямохождения они расположены соответственно над почками).
Образование
В этом тексте публицист рассуждает над одной из самых сложных философских тем - образование. Основная проблема очерка автора заключается в значении роли образования в жизни каждого человека и объеме знаний, которые требуются той или иной личности.
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя Ревизор действие IV, явления III IV
К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ? значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя.
Фольклорные традиции в Истории одного города М. Е. Салтыкова Щедрина глава О корени происхождении
«История одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков Щедрин выступает в разных качествах: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполняющего функции издателя и комментатора архивных материалов.
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова 2
Патриотические мотивы в лирике Лермонтова М. Ю. Лермонтов страстно и вдохновенно любил свою родину, свой самобытный народ, природу России-матушки. Любить отчизну в представлениях поэта-гражданина значило ненавидеть тех, кто держал народ в цепях рабства, бороться за его свободу и счастье. Поэту горько сознавать, что Россия — «страна рабов», покорно несущих гнет лживой, бесчувственной знати.
Народ в поэме Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Вера в гуманные начала жизни
Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры.
Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина
В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности.
Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова "Обломов"
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого Война и мир.
Автор: Толстой Л.Н. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека.
Иоанн Солсберийский
(лат. Johannes Saresberiensis) (1115/1120 Салисбери — 1180) — англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра (1176—1180).
Культура русской разговорной речи
Разговорная речь как устная форма существования языка. Ее эмоционально-экспрессивные оценки. Основные черты обиходно-разговорного стиля. Учение о коммуникативных качествах хорошей речи, разработанное Б.Н. Головиным. Соотношения речи с другими понятиями.
Аммиан Марцеллин
Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) (ок. 330 – ок. 395 н.э.), величайший историк поздней Римской империи.