Г.И.Васин
В настоящее время в Российской Федерации действует 3878 учреждений начального профессионального образования с общим контингентом обучающихся 1679,3 тыс.человек, в том числе дневных 3511 с контингентом 1591,7 тыс.человек. Ежегодно проводятся мероприятия по оптимизации сети учреждений начального профессионального образования, заключающиеся в интеграции образовательных учреждений в целях рационального использования их учебноматериальной базы и экономии бюджетных средств, выделяемых на их содержание. За 2002 год сеть образовательных учреждений начального профессионального образования сократилась на 15 единиц (0,4%). Изменения сетевых показателей произошли за счет реорганизации образовательных учреждений путем их укрупнения (объединения, слияния, присоединения). В Российской Федерации на 10 тыс.населения приходится 115 обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, в том числе по дневной форме обучения – 109 обучающихся. Коэффициент наполняемости учреждений начального профессионального образования с учетом бюджетной подготовки составляет 1,0, а с учетом подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого и незанятого населения 1,1. Таким образом, реализуется принцип общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, что крайне важно, поскольку 75% обучающихся в этой системе дети из малообеспеченных и неполных семей. В системе начального профессионального образования занято 157,1 тыс.педагогических работников, в том числе с высшим образованием 89,2 тыс.чел. (56,8%), со средним специальным образованием 55,3 тыс.чел. (35,2%), со средним образованием 12,6 тыс.чел. (8,0%). В настоящее время из бюджетов субъектов Федерации финансируется 39,2% учреждений начального профессионального образования. В 2001 году во все учреждения начального профессионального образования принято 815,9 тыс.человек, в том числе в дневные профессиональные училища и лицеи 707,2 тыс. человек. В последние три года устойчиво держится на уровне 20-21 % доля выпускников 9-х классов, поступающих в профессиональные училища и лицеи, то есть каждый пятый выпускник 9-го класса общеобразовательной школы выбирает для дальнейшего обучения учреждение начального профессионального образования. Это значит, что число ученических мест в учреждениях начального профессионального образования сбалансировано с числом желающих получить этот уровень образования. В 2002 году выпуск квалифицированных рабочих и специалистов из учреждений начального профессионального образования составил 743,4 тыс.чел., в том числе по дневной форме обучения 632,1 тыс.чел.
Ежегодно увеличиваются объемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации взрослого населения за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, а также собственных средств граждан. Объемы этой подготовки в 2002 году составили 391,8 тыс.чел., тогда как в 1991 году было переподготовлено всего 9,0 тыс.человек. Таким образом, система начального профессионального образования, осуществляя переподготовку безработных граждан и незанятого населения, выполняет важнейшую социальную задачу, а также получает дополнительное финансирование.
Реализуя принцип преемственности профессиональных образовательных программ, выпускники учреждений начального профессионального образования продолжают дальнейшее обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (10,5% от выпуска из дневных профессиональных училищ и лицеев). Выпускники учреждений начального профессионального образования востребованы работодателями.
В целом по Российской Федерации только лишь 10,8% выпускников не трудоустраиваются по полученной профессии из-за отсутствия рабочих мест (для сравнения: 1995 г.-17,1%). Количественные и качественные параметры сети образовательных учреждений начального профессионального образования позволяют сделать вывод о возможности реализации принципа доступности этого вида образования для российской молодежи на бесплатной и внеконкурсной основе.
Вместе с тем, не все так гладко, как показывают количественные показатели. Вопервых, надо обратить внимание на состояние материально-технической базы учреждений профтехобразования. Так, в условиях сильнейшего дефицита финансовых средств на строительство учебных корпусов, корпусов для практических занятий последние 10 лет средства практически не выделялись и рост ввода новых помещений катастрофически снижался с 14,1 тыс. мест в 1992 году до 0,96 тыс. мест в 2002 году, при этом самый низкий уровень был зафиксирован в 1997 году 500 ученических мест; обновление учебно-лабораторной базы практически остановилось, что неминуемо сказалось на подготовке специалистов. Во-вторых, общее финансирование учреждений начального профессионального образования, несмотря на ежегодное его увеличение с 6,3 млрд.рублей в 2000 году до 18,7 млрд.рублей в 2002 году, недостаточно.
Выделяемые средства в основном идут на покрытие расходов на выплату заработной платы и оплату коммунальных услуг.
Внебюджетное финансирование весьма ограничено. Более того, федеральный бюджет неохотно идет на увеличение ассигнований в эту сферу, поскольку считает, что подготовка специалистов этого уровня в большей степени удовлетворяет потребности регионов, а не федеральные потребности. В этой связи сейчас более настойчиво рассматривается вопрос о передаче учреждений начального профессионального образования (за исключением отдельных из них) в ведение субъектов Российской Федерации, тем более, что опыт такой передачи имеется: 5 субъектам Российской Федерации учреждения переданы в их собственность, а 14 субъектам на финансирование.
В-третьих, участие работодателей, основных потребителей подготовленных за государственный счет рабочих кадров.
Если в эпоху базовых предприятий работодатели принимали самое непосредственное участие в деле подготовки специалистов для себя, то с ее закатом – они самоустранились от этого вида деятельности, оставляя за собой лишь право критиковать и быть недовольными качеством подготовки рабочих и специалистов.
Вместе с тем, зарубежный опыт говорит об обратном. Именно работодатели формируют потребность в специалистах и требования к их подготовке, участвуют в разработке программ подготовки, заботятся о развитии материально-технической базы учреждений.
Таким образом, проведенный анализ современного состояния НПО позволяет сделать вывод о востребованности начального профессионального образования как для подготовки кадров, так и с целью переподготовки безработного и незанятого населения.
Другие работы по теме:
Современное состояние и проблемы развития туризма в РБ
Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств.
Информатизация как механизм социального управления
Text Graphics Информатизация как механизм социального управления Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Отдел образования Чкаловского района города Екатеринбурга МОУ СОШ № 106 Образовательная область обществознание Учебная дисциплина обществознание исполнитель: Кирьянова А.
1. Петербуржцы жители города
Города — среда обитания горожан. Структура города. Благоустройство и комфортность жизни. Проблемы городской жизни
работа
Особенности социально-политического развития современной Японии (конец ХХ – начало XXI вв.)
работа
Для реализации указанной цели мы поставили ряд задач: во-первых, дать определение факторным рынкам и провести сравнительный анализ факторных рынков, во-вторых, описать современное состояние факторных рынков в России
Троицкая башня
История Троицкой башни, архитектор башни, строение башни, современное название.
Украинская культура развитие и современное состояние. Украинское барокко.
оглавление Раздел 13. Украинская культура : развитие и современное состояние 13.1 «Украинское» барокко Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг.
Ани город
Введение 1 География 2 История 3 Современное состояние Список литературы Введение Ани́ (арм. Անի, тур. Ani, лат. Abnicum[1][2]) — древняя столица армянского Анийского царства. В период расцвета город имел население не менее 100 тысяч человек и был известен как город 1001 церкви.
Вьетнамизация
Введение 1 Доктрина 2 Результаты 3 Современное использование термина Список литературы Введение Вьетнамизация (англ. Vietnamization) — название политики администрации Никсона в отношении войны во Вьетнаме, сформулированной в 1969 году.
Скулябинская богадельня
Введение 1 История 2 Описание и художественная ценность 3 Современное состояние Список литературы Скулябинская богадельня Введение Скуля́бинская богаде́льня — памятник архитектуры XVIII века. Находится в городе Вологде (Набережная VI Армии, 63).
Екатерининская миля
Введение 1 История сооружения 2 Судьба памятников 3 Современное состояние Введение Екатери́нинская ми́ля — памятники истории и архитектуры, дорожные знаки, построенные в 1784—1787 годах на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой.
Кохунлич
, Kohunlich, на современном юкатекском языке — Шлабчеэн , X-lаabch’e’en — крупное археологическое городище цивилизации майя, расположенное на полуострове Юкатан примерно в 25 км к востоку от региона Рио-Бек, примерно в 65 км к западу от Четумаля по шоссе 186, и в 9 км к югу от дороги. Современное испанское название не связано с языком майя, а представляет собой искажённое английское Cohune Ridge (перевал Кохун).
Bath Iron Works
Введение 1 История 2 Современное строительство 3 Галерея Список литературы Введение Bath Iron Works (BIW) — судостроительная верфь, расположенная на реке Кеннебек в Бате, штат Мэн (
Апамея Сирия
Апамея (на Оронте) Апамея Сирийская , (лат. Apamea, араб. أفاميا/آفاميا, Afāmya, греч. Απάμεια της Συρίας, современное арабское название Qal’at al-Mudik) — город античной эпохи в Северной Сирии на реке Оронт.
Осударева дорога
Введение 1 Строительство 2 Эксплуатация 3 Современное состояние Список литературы Осударева дорога Введение Осуда́рева доро́га — путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общий путь — 174 версты (260 км)[1].
Петровская крепость
Введение 1 История 2 Первый комендант Ригельман 3 Интересные факты 3.1 И. А. Гильденштедт 3.2 Потемкин и Шагин-Гирей 4 Современное состояние Введение
Тира древний город
— древнегреческий город на правом берегу лимана Тирас (современное название Днестр), на месте современного города Белгород-Днестровский. Основан в VI в. до н. э. переселенцами из Милета. VI в. до н. э — III в. до н. э — времена наибольшего расцвета экономики (земледелие и виноградарство, ремесло, рыболовство, торговля с населением Приднестровья) и культуры Тиры, город чеканил и собственную монету.
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II
Введение 1 Цели и задачи Союза ревнителей 2 История 3 Деятельность Союза ревнителей 4 Руководители Союза ревнителей 5 Организации - близнецы 6 Воссоздание и современное состояние Союза
Война в Западной Сахаре
Введение 1 Предпосылки 2 Ранний период войны 3 Марокканский период 4 Современное состояние конфликта Война в Западной Сахаре Введение Война в Западной Сахаре — вооружённый конфликт, связанный с борьбой фронта ПОЛИСАРИО за независимость Западной Сахары сначала от Испании, а позднее — от Марокко и Мавритании.
День согласия и примирения
— официальное название праздника, отмечавшегося в России 7 ноября. В СССР дни 7 и 8 ноября праздновались как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Празднование 7 ноября как одного из важнейших государственных праздников сохранялось в России до 2004, при этом с 1992 года праздничным днём считался только один день — 7 ноября, а указом президента России «О Дне согласия и примирения» от 7 ноября 1996 года «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества» прежнее название праздника — «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» — было изменено на современное[1].
Багдадская железная дорога
План Введение 1 История 2 Международные осложнения 3 Постройка 4 Современное состояние дороги Список литературы Введение Багдадская железная дорога — планировавшаяся и частично построенная железная дорога Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт, ставшая важным фактором международной политики начала XX века.
ГУСИМЗ
План Введение 1 Современное положение 2 История 3 Руководители ГУСИМЗ Введение ГУСИМЗ — Главное управление советского имущества за границей было создано для распоряжения имуществом приобретенным СССР на основе "оккупационного права" после Второй мировой войны в Германии и странах союзных с ней - Австрии, Венгрии, Финляндии и Румынии.[1][2] ГУСИМЗ имело отделения в Австрии — УСИА (Управление советским имуществом в Австрии), Германии и Румынии [3].
Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент
План Введение 1 История 2 Современное состояние и причт Список литературы Введение (G) (O) Свя́то-Успе́нский кафедра́льный собо́р в Ташкенте — кафедральный православный храм Ташкентской епархии расположен на улице Авлиёота[1] рядом со старой территорией Военного госпиталя недалеко от центрального железнодорожного вокзала.
Бакиханов
Бакиха́нов — современное (с момента вхождения Бакинского ханства в состав Российской империи) название фамилии потомков династии Бакинских ханов. Основатель династии — Даргах-Кули-бек.
Экологические проблемы Волги
Введение 1 В средние века, река Волга была известна под названием Итиль. По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волыгдо. Волга - крупнейшая в мире река внутреннего стока. В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.