Реферат: Глобальный характер интернационализации высшего профессионального образования - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Глобальный характер интернационализации высшего профессионального образования

Рефераты по психологи и педагогике » Глобальный характер интернационализации высшего профессионального образования

 

Чаган Н.Г.

В современную эпоху глобализации все человечество входит в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений1. Глобальный характер цивилизационных трансформаций закономерно накладывает отпечаток на деятельность социальных институтов, повышая роль образования в становлении личности, в приобщении человека к знаниям о мире труда с учетом меняющихся образовательных потребностей индивида и социума. В этих условиях образование выступает не только важнейшей частью системы общественного воспроизводства, отражательно фиксирующей характер и содержание культурно-экономических модификаций, но и является реальной силой преобразующего формирования «человеческого капитала», непосредственно определяющей гуманитарные черты его социального облика. «Все университеты оказываются так или иначе включенными в процессы глобализации - отчасти как ее объекты, или даже “жертвы”, но в существенной мере как ее субъекты и проводники...особое значение приобретают все направления интернационализации высшей школы, основу которой составляют четыре главные рациональности, или аспекта: экономический, академический, культурный и политический»[1].

Коренные изменения российской действительности диктуют необходимость углубления и совершенствования реформ в сфере образования, тем более что в историко-культурной ментальности России уровень образования всегда был, есть и будет главным стратегическим ресурсом нации, определяющим ее место в процессах мирового развития. Обращение к созидательному реформированию отечественного образования не в последнюю очередь связано с последовательной интеграцией России в европейское и международное образовательное сообщество и в своих содержательных ориентирах обусловлено социокультурным контекстом положений Болонской декларации.

Безусловно, глобализация является важной проблемой для высшего образования и имеет разные аспекты.

Экономический аспект доминирует и непосредственно связан с ростом значения образования, и профессионального образования в частности, в обеспечении конкурентоспособности как государства в целом, так и той или иной национальной системы ВПО и, далее - конкретного вуза.

Академический аспект интернационализации предполагает ее содействие повышению качества образовательных услуг и научных исследований за счет многообразных форм сотрудничества, обмена передовыми образовательными и исследовательскими технологиями, различными категориями обучающихся и ППС вузов.

1 Со времен позднего средневековья университеты рассматриваются как социальное и культурное явление, целью которого является распространение знаний за пределы своей территории. В то же время большинство высших учебных заведений, образованных в 19 и 20 столетиях, выполняли свои традиционные функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде. Со второй половины двадцатого века вузы были вовлечены в мощное движение образовательной экспансии и демократизации образовательных возможностей. Массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства.

Что касается культурной составляющей, следует разграничить «две интерпретации слова “ культура”», применимые в данном контексте: культура в её широком понимании как все многообразие человеческой практики, систем ценностей и традиций, и “институциональная культура” как совокупность принципов, ценностей и общей «философии” университета как образовательного института»[1]. В первом смысле соотношение международных и локальных факторов развития национальной культуры все более смещается в пользу первых. Процесс сближения национальных систем ВПО на уровне отдельных образовательных учреждений, в части культуры управления, делового общения, внутриуниверситетской культуры в целом, развивается, хотя и неритмично, достаточно медленно и асинхронно.

Политический аспект глобализации проявляется в серьезном пересмотре приоритетов государственной образовательной политики, и, как мы уже указывали, присоединении России к Болонской декларации, принятии ряда принципиальных решений по реализации ее принципов[2].

Следует подчеркнуть, что многие изменения, происходящие в российской системе ВПО, аналогичны преобразованиям в других странах. В мире не существует международной системы высшего образования, даже если определенная модель - американская, британская или немецкая - и используется другими странами для построения собственной образовательной системы.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием поставлена новая цель - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка.

Интернационализация образования преследует различные цели - это диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др.

Известно, что большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие, даже из крупных центров академического образования, могут считаться в истинном смысле международными.

Высшее образование ХХ1 века отличается целым рядом особенностей и требует определенных изменений содержания и организации обучения, но главное - управление изменениями. Во-первых, в сфере образования основным фактором, стимулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Этот рост происходит такими темпами, что прежние методы и сама система образования уже не может с ним справиться. Возникла необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, то есть необходимость непрерывного, «пожизненного» обучения. Во-вторых, изменения в экономической среде приводят к необходимости профессиональной переориентации специалистов на разных этапах их карьеры, освоения новых областей деятельности, изменения карьеры и т.п. В-третьих, изменились и сами обучаемые: наличие у них опыта практической деятельности заставляют вузы изменить график и методы обучения. Уже недостаточно передать студентам определенный объем знаний, намного важнее стало обучение поиску и анализу необходимой информации, обучение самому процессу получения знаний. В-четвертых, изменения касаются самого процесса образования, которое происходит на фоне глобальных перемен, охватывающих экономику отдельных стран, регионов и мира в целом. Студенты получают высшее образование в зарубежных странах, а применяют полученные знания, работая в международных компаниях по всему миру[1]. И, наконец, современные информационные технологии, бурное развитие дистанционного обучения сделали национальные границы абсолютно прозрачными для образовательных услуг. Сформировался единый мировой образовательный рынок, где вузы самых разных стран предлагают свои продукты и услуги всем студентам сразу, не ограничивая себя национальными границами.

Таким образом, интернационализация высшего образования является объективным процессом становления мирового рынка образовательных услуг. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, более полутора миллионов иностранных студентов ежегодно обучаются в различных вузах мира . Российская Федерация не является исключением. Тем не менее, показатели общего количества иностранных студентов в США, Великобритании, Германии, Австралии, Франции превышают соответствующий показатель России в 5-10 раз[3]. Например, США, привлекая иностранных учащихся, ежегодно зарабатывают на образовательных услугах порядка 20 миллиардов долларов - это 18% от общемировых доходов в этой сфере. Россия получает менее одного процента [4]. С созданием в России федеральных университетов связываются надежды на рост этого показателя. Так, по мнению руководства страны, в Сибирском федеральном университете доля иностранных студентов и аспирантов должна вырасти с нынешних 0,4% до 7%, в Южном федеральном университете - с 1,2% до 5%. Но и запланированные показатели в четыре раза меньше, чем по ведущим университетам мира[5].

В международной системе высшего образования идет жесткая борьба за все виды ресурсов: за студентов и преподавателей (в особенности лучших), за общественные и частные фонды, за экспорт своих программ обучения, который осуществляется путем присутствия своих специалистов или через средства дистанционного образования. При этом качество и динамичность (способность реагировать на перемены) университета обратно пропорциональны степени контроля и прямо пропорциональны влиянию рынка, поощрению преподавателей и степени свободы преподавателей в реагировании на требования рынка. Активное участие выпускников вуза состоит в том, что они могут привлечь деловые и правительственные круги, фонды, а также других выпускников к финансированию и участию в делах университета. Выпускники безвозмездно предоставляют свое время и знания, жертвуют деньги, учреждают стипендии, организуют места практики и т.д. Следовательно, для обеспечения достойной конкурентной позиции на формирующемся международном рынке образовательных услуг ВПО российским вузам необходимо предпринять серьезные усилия с учетом того, что интернационализация высшего образования это многогранный процесс.

Интернационализация должна способствовать совершенствованию основным функциям вуза: образованию, научным исследованиям, социально-интеграционному характеру. Это требование может быть выполнено посредством улучшения таких показателей деятельности, как репутация университета, его материально-техническая база, качество выпускников, количество студентов, взаимодействие с общественностью (в частности, участие в ряде национальных и международных процессах и проектах).

В качестве инструмента оценки процесса интернационализации вуза можно привести организационную модель, разработанную Брендой Еллингбо и Джозефом Местенхаузером: лидерство и управление интернационализацией на уровне всего университета; интернационализация учебных планов; обладание профессорско-преподавательским составом опыта преподавания и исследовательской деятельности за рубежом; предоставление университетом возможностей студентам и преподавателям для обучения и проведения исследований за рубежом; интеграция иностранных студентов и преподавателей, исследователей из-за рубежа в жизнь университета; интернационализация вузовских структур по работе со студентами[6].

Безусловно, образовательные учреждения уже не могут оставаться пассивными производителями образовательных услуг, незначительно заинтересованными в их качестве и соответствии реальным потребностям рынка и использующими самые примитивные методы привлечения потребителей. Они должны сами заниматься формированием рынка образовательных услуг и созданием новых потребностей, соответствующих будущим тенденциям инновационного развития национальной экономики.

Активная маркетинговая позиция образовательного учреждения предполагает использование современного аппарата маркетинга, стратегического продвижения, формирование устойчивых каналов маркетинговых коммуникаций, выбор и обоснование миссии образовательного учреждения, создание устойчивого образовательного бренда[2]. Представляется, что эта активная маркетинговая деятельность учреждения ВПО должна строиться с учетом появления новых целевых сегментов - абитуриентов, студентов и других категорий учащихся из-за рубежа. Очевидно, что для привлечения иностранных студентов, слушателей, аспирантов применения традиционных маркетинговых технологий недостаточно. Отбирая для себя целевых потребителей за рубежом, вузы должны серьезным образом изучить особенности их запросов и возможностей и постараться на основе дифференцированного маркетинга разработать для каждой группы потенциальных потребителей комплект предложений, максимально полно удовлетворяющий ее потребности и учитывающий ее возможности.

Занимаясь разработкой комплекса маркетинга для иностранных студентов, руководству вуза необходимо провести ревизию и принять взвешенные решения по четырем главным направлениям:

в рамках товарной политики скорректировать образовательные программы;

в рамках ценовой политики установить стоимость обучения по каждой программе с учетом комплекса сопутствующих услуг (проживания, питания, проезда, медицинского обслуживания и т.п.);

в рамках сбытовой политики организовать взаимодействие с потенциальными потребителями, обеспечить их доступ к образовательным услугам вуза;

• в рамках коммуникационной политики (продвижения) сформировать позитивное отношение к вузу.

Отсюда следует, что усилия, сконцентрированные на указанных направлениях, по сути, должны служить основой для превращения имени российского вуза в узнаваемый и принимаемый потенциальными иностранными потребителями образовательный бренд. Таким образом, с учетом важнейшей мировой тенденции глобализации и растущей интернационализации профессионального образования брендинг приобретает для большинства российских вузов особенно важное значение.

Список литературы

Телегина Г.В., Штыкова Н.В. Университет в глобальном мире: новая миссия?//В журн. Университетское управление: практика и анализ. 2005. №5. С.63.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393; Национальная доктрина образования в Российской Федерации//mosedu/ru/manager/ documents/principal/laws/doctrine.php.

Organisation for economic cooperation and development. Statistics and publications. www.oecd

Мировой рейтинг вузов: российская версия//reitor/ru/observatory/ global/index.php?id19=386

Дежина И. Север и Юг федеральных университетов//Независимая газета 28.05.2008// ng/printed/211157

Широбоков С., Бринёв Н. Эффективное управление университетом: роль международного образования в становлении конкурентоспособного вуза/ / www. prof.msu/publ/book6/c62_02.htm

[1]

Европейский Союз разработал специальные стипендии и программы, стимулирующие студентов ехать учиться за пределы своей страны. Удельный вес иностранных студентов в ведущих университетах мира достаточно высок. Обычно он колеблется на уровне 20-25% от общего числа учащихся.

Применение современных методов маркетинга образовательных услуг позволит российским образовательным учреждениям не только выйти на принципиально иной качественный уровень развития и реализовать свои потенциальные возможности, но и выйти на мировой уровень, эффективно интегрироваться в глобальное образовательное пространство и успешно конкурировать с ведущими образовательными учреждениями, являющимися носителями признанных глобальных образовательных брендов.