Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач.
Доклад позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить его говорить перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.
ФОРМУЛА: подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.
ТЕХНОЛОГИЯ
Первый этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ
На первом этапе целесообразно ограничиться короткими сообщениями не более 4 минут. Темой такого сообщения может быть аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т. п. Главная цель первого этапа — научить составлять и пользоваться "картой сообщения", которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс опорный сигнал (или план) остального текста. Первая и последняя фраза должны быть выучены наизусть! Почему? Да потому, что это типичные места сбоя речи. Кто не слышал этих "ну...", с которых начинают часто свою речь не только ученики, но и многоопытные лекторы? Задача первой фразы — заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Завершать сообщение можно стандартной фразой типа: "Я закончил доклад и передаю слово (учителю, соученику)" или "На этом доклад закончен, и я готов ответить на вопросы".
Пример. Ученица 7 класса Алина Р. готовила сообщение на уроке биологии. Начать его она собиралась так: "Ну, я буду рассказывать о страусах". После ознакомления с технологией подготовки доклада первая фраза стала звучать намного интереснее: "Знаете ли вы, что есть птицы, выполняющие работу почтальонов? Нет, не у нас в городе, а ..."
Второй этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА
Этот этап отличается от предыдущего только тем, что учитель, предварительно предупредив учеников, начинает строго следить за временем. Если было договорено, что сообщение займет 3 минуты, то ученик обязан попасть в этот интервал ± 20 секунд. Цель этапа — научить детей "чувствовать время". На этом этапе удобно использовать таймер или, еще лучше, песочные часы.
Третий этап. ДОКЛАД
Доклад отличается от сообщения большим объемом. Оптимальное время доклада — 5—7 минут. Если тема "не вмещается" в это время, доклад лучше дробить. Например, один ученик докладывает о биографии ученого, другой — о его научных достижениях.
Четвертый этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ
Внимание! Этот этап не является обязательным. Суть его в том, что ученик проходит усложненный тренинг, позволяющий в будущем легко адаптироваться в реальной (не учебной) обстановке. На этом этапе репетируется выход из затруднительного положения в середине речи, когда докладчик сбился с мысли, оговорился и т. п. Для этого также заранее отрабатываются стандартные фразы типа: "Извините, я продолжу" или "Простите, я оговорился"...
Иногда целесообразно специально закладывать такие сбои при подготовке ("Вот это слово ты произнесешь так, а потом поправишься..."), особенно для стесняющихся учеников. При этом можно заранее сообщить классу, что докладчик запланированно собьется, и попросить поддержать его мимикой и жестами.
Затруднение 1. За 5 минут до доклада ученик получает карточку, на которой написано несколько слов, никак не связанных с текстом доклада. Например: светоносный, семипудовый, невообразимый. Эти слова ученик должен встроить в доклад.
Затруднение 2. То же самое, только вместо слов ученик получает пословицу, афоризм или крылатое выражение. Тренировки с затруднениями 1 и 2 подготавливают к использованию импровизации, что всегда отличает сильных лекторов.
Затруднение 3. Докладчика во время его речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументированно отреагировать и связно продолжить свою речь.
Затруднение 4. Во время доклада "штатный хулиган' издает мешающий звук. Например, шуршит бумагой. Нужно спокойно продолжать речь. Кстати, после такого опыта ученики начинают прекрасно понимать, каково работать в подобных условиях учителю.
Работа по данной технологии требует некоторых затрат сил и времени. Но зато потом она сторицей окупается. При серьезной подготовке, особенно на факультативе или уроках риторики, полезно проводить конкурсные доклады на сходные темы. После любого доклада (не обязательно конкурсного) оценивать его по заранее выбранным критериям. Можно обойтись и без критериев, но с комментариями. Педагогические технологии, подобные этой, нужны, когда мы хотим научить учеников (подчеркиваю, не отдельных, способных — а практически всех) любому сложному умению. Например, писать сочинения или самостоятельно выполнять лабораторную работу.
ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: в дополнение к этой технологии было бы полезно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся. Не исключено, что проявятся специфика разных учебных предметов, возрастные особенности. Мне кажется, что это хорошая тема для исследования.
Другие работы по теме:
Велотуризм
Велосипед - сейчас сложно найти человека, который не умел бы ездить на этом двухколёсом транспорте, независимо от пола и возраста. Кто ездит на нём в магазин за пивом или на дачу, кто отправляется в дальние путешествия, а кто и уходит в велоспорт.
Святой Андрей
Андрей, Св. (ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам скифских степей, народам Фракии, Македонии, Фессалии и Ахай.
Иаковы
Иаков, имя трех христианских святых 1 в.
Особенности околоречевого поведения и его влияния на учеников
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника.
Тема Кол-во страниц история
Городская реформа как второй этап проведения реформ местного самоуправления. Подготовка и проведение реформы
Компьютеров
Наименование шрифта Times New Roman, размер 12. Поля для каждой страницы: 2,5 см снизу и сверху, справа 2 см, слева 3 см. Текст выравнивается по обоим полям, поля текста должны быть ровными. Абзацы отделяются друг от друга пустой строкой. Абзацные отступы не делаются
Сочинения на свободную тему - Кабинет географии 1
Наш классный руководитель. Олег Витальевич учитель географии. Он очень любит свой предмет и хочет заинтересовать им учеников поэтому в нашем классе много карт и наглядных пособий. Они помогают ребятам ориентироваться во всем разнообразии стран культ Наш классный руководитель.
Сочинения на свободную тему - Портрет моей учительницы 2
Я помню как в наш класс первый раз вошла наша учительница русского языка. Мы знали что у нас будет новый учитель который к тому же будет нашим классным руководителем. Всем было интересно какая она строгая или добрая молодая или пожилая серьезная ил класс и взяла на себя ответственность за нас.
Сочинения на свободную тему - Кабинет литературы
В каждой школе есть библиотека и кабинет литературы. Есть такой кабинет и у нас. В нем собрано множество книг и материалов. Эти материалы самые разные критическая и учебная литература иллюстрации к произведениям писателей художественные альбомы разли.
на тему
Ян Рустем (Йонас Рустемас, Йонас Рустямас, польск. Jan Rustem, лит. Jonas Rustemas; ок. 1762, Константинополь — 9 (21) июня 1835, Дукштас, ныне Игналинский район) — литовский живописец и рисовальщик, армянин по происхождению
Подготовка больного к операции 2
Ярославский медицинский колледж Реферат: по теме: « Подготовка больного к операции » Выполнила: Студентка 3 АК « А » Проверила: Соловьева Т. Н Содержание:
Применение непрерывности и производной 11 класс
Лабораторная работа №1 Характеристики тестовых заданий План: Составление матрицы, приведение к треугольному виду, анализ неверных профилей, подсчет мер центральной тенденции, мер изменчивости, мер симметрии и островершинности кривой распределения.
Мой учитель
Профессия учителя — очень тяжелая и ответственная. Учитель, как и врач, не может допускать ошибки, потому что в его руках — души его учеников. Добрая, справедливая, внимательная — такой я вижу свою учительницу русского языка и литературы Екатерину Ивановну. Она молодая, однако это очень хороший учитель.
Сочинение на тему учитель моей мечты
Учитель моей мечты. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит развитие знаний у молодого поколения. Профессия учителя требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу.
Денис Иванович Фонвизин
Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в семье богатых дворян. Отец занимался образованием сына с малых лет. Как только в Москве в 1755 г. открылся университет, отец отдал его в гимназию при этом университете. Фонвизин среди других учеников выделялся прилежанием и был неоднократно за это награжден.
Пишем рецензию...Подготовка к выпускным экзаменам
В последние годы стало определенной традицией включать в темы выпускных школьных сочинений тему, связанную с современной литературой и предполагающую умение писать рецензию на то или иное литературное произведение.
Моя классная - самая классная
Моя классная - самая "классная"! Автор: Сочинения на свободную тему Наш классный руководитель с нами в течение пяти лет. Все эти годы учитель ведет своих подопечных по нелегкому и тернистому пути знаний. И от него многое зависит: успеваемость учеников, заинтересованность их в учебе, их воспитанность, достижение таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность, упорство.
Польская Декларация Соединенным Штатам о восхищении и дружбе
(англ. Polish Declarations of Admiration and Friendship for the United States) – собрание из 111 томов, подготовленное в Польше в 1926 году и предоставленное Белому дому президенту Кулиджу в связи с празднованием 150-ой годовщины Декларации Независимости Соединенных Штатов. Это собрание содержит приветственные обращения и подписи представителей всех уровней власти Польши, в том числе руководства страны, общественных и религиозных деятелей, военных, предпринимателей, а также 5,5 миллионов подписей учеников польских школ.
Массовое убийство в школе Бэт
Бо́йня в шко́ле «Бэт» — самое крупное в истории массовое убийство в американской школе, произошедшее 18 мая 1927 года в городе Бэт (англ. Bath), штат Мичиган, США. Погибли 45 человек (38 учеников младших классов и 7 взрослых), пострадали по крайней мере 58 человек. Большинство жертв — это ученики 2—6 классов (в возрасте 7—12 лет).
Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон
Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон — пехотный батальон, сформированный в 1812 году из добровольцев в Тверской губернии. История После издания высочайшего манифеста от 6 июля 1812 года, призывающего все сословия и состояния к единодушному и «общему содействию против всех замыслов и покушений врага», во главе охваченного патриотическим энтузиазмом тверского дворянства и общества встала великая княгиня Екатерина Павловна.
Просниц, Иегуда Лейб
Иегуда Лейб Просниц , часто Лёбеле Просниц , (также Простиц, Иехуда Лейб бен Яков Голлешау, 1679—1730) — еврейский каббалист, лидер саббатианской общины в Моравии, объявивший себя мессией.
Попов, Никита Иванович
Ники́та Ива́нович Попо́в (1720 − 1782) — российский астроном. Биография Родился в семье дьякона города Юрьева, учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1735 в числе 12 учеников академии (среди которых был и М. В. Ломоносов) привезен в Санкт-Петербург в Академическую гимназию.
База данных учащихся
Программа "База данных учащихся" для ведения базы данных школ, учителей, учеников и их аттестацию за весть учебный год в учебных заведениях. Четыре базы данных: база школ, учителей, учеников, успеваемости, и их структура. Входные и выходные данные.
British education 2
British education aims us to develop fully the abilities of individuals, For theirown benefit and of society as a whole. Post school education is organized flexibly, to provide a wide range of opportunities for academic and vocational education and to continue studying throughout life.
Школа в моей жизни
Залог получения хороших знаний - внимание, старание и любовь к учебе. Обучение культуре, поведению в общественных местах, общению со сверстниками, старшим поколением, терпению трудностей. Влияние личности учителя на отношение учеников к предмету.
Бухгалтерский учет в Нидерландах
Содержание 1. Характеристика учетной системы в Нидерландах 2. Форма и содержание публикуемой отчетности 3. Требования к финансовым и бухгалтерским отчетам и докладам в Голландии – Нидерландах
Джон Г. Беннетт
Джон Годолфин Беннетт был человек разносторонний и замечательный. Всю свою долгую жизнь (1897–1974) он искал вечные истины – знание, сокрытое в глубине истории и внутри человека.
Мацуо Басё
Басё Мацуо (настоящее имя Дзинситиро, 1644—1694) — поэт, выходец из среды небогатых самураев. С его именем связано появление японского трехстишия — хайку. Изучал японскую и китайскую поэзию, философию.