Меньшиков В. М.
В развитии образования Германии с конца XVIII в. можно выделить следующие главные моменты.
Дошкольное воспитание. В середине XIX в. трудами Фребеля и его последователей в Германии создаются дошкольные учреждения, которые затем получают признание и распространение не только в Германии, но и во многих странах мира.
Начальное образование. В XIX веке Германия добилась заметных успехов в деле народного образования. И уже в первой половине XIX века целый ряд немецких государств приняли законы об обязательном начальном образовании. Хотя попытка В. фон Гумбольдта создать единую систему образования в Германии и не удалась, но его работа дала мощный толчок развитию всех ступеней образования, в том числе и народной школы.
Его реформы способствовали, во-первых, расширению сети народных школ, во-вторых, переходу народной школы на методику обучения Песталоцци, в-третьих, открытию сети учительских семинарий, где стали готовить немецких народных учителей по системе Песталоцци.
Для развития народной школы Германии характерны высокие темпы увеличения числа обучающихся. Так например, в 1816 г. в Пруссии народную школу посещало 60% детей, в 1846 – 82%, в 1864 – 93%. К концу XIX в. в Германии практически не было неграмотных.
После 60-х гг. в городах стали вводить народные школы с семилетним сроком обучения. В школе, помимо чтения, письма, счета, религии, давались знания по грамматике, истории, географии, естествознанию. Обучение в ней продолжается с 5 до 12 класса. По закону 1872 г. начальная школа, равно как и все частные школы, переходила под контроль государства. Государство платило теперь учителю и часть его жалования.
Средняя школа. Развитие средней школы в Германии в XIX веке определялось реформами начала века. В основу реформы гимназии положено единство классической культуры и современных наук. В 1810 г. был введен экзамен на должность учителя, в , 1812 г. – новые правила для сдачи экзамена для учащихся гимназий. В дальнейшем состав предметов колебался в зависимости от социальных и политических обстоятельств, и на первое место выходили разные предметы, разные подходы и требования к содержанию образования, но, в принципе, вплоть до начала XX в. содержание классической гимназии не претерпело серьезных изменений. Она давала обширные и глубокие, может быть, лучшие в Европе знания, но зато на протяжении всего XIX в. она страдала перегрузкой учащихся.
XIX в. – это время интенсивного развития реального образования в Германии. В 1834 г. в реальные школы вводится государственный экзамен, в 1859 г. школы, которые ввели в свои учебные планы латинский язык, получили название реальных гимназий. Реформы средней школы Германии 1898–99 года фактически создали две равные средние школы Германии: классическую и реальную. В 1900 г. классические и реальные школы были уравнены в правах.
С середины XIX в. в Германии начинает быстро развиваться среднее женское образование.
Высшее образование. В XIX в. германское высшее образование, видимо, было лучшим в мире. Особенно славилось философское, гуманитарное и естественно-математическое образование.
В XX в. развитие образования в Германии отразило в себе социально-политические события, происходящие в этой стране. Наиболее важные этапы развития германского образования: начало XX в., Веймарская республика, нацистское правление, послевоенное развитие образования в ФРГ и ГДР, развитие образования после объединения этих государств.
В начале XX в. образование Германии развивалось на основах, заложенных в XIX в. Росло число дошкольных учреждений, повсеместным явлением стала 8-летняя народная школа, с двумя циклами по 4 года. После первого цикла можно было поступать в среднюю школу, но обучение в ней было платное и поэтому большинство учеников продолжало учиться в народной школе, где получали знания по родному языку, истории, физике, естествознанию, географии, рисованию, черчению. Расширялось среднее и высшее образование.
Конец XIX–начало XX вв. – это время интенсивной экспериментально-педагогической и научно-педагогической работы.
Первой экспериментальной школой в Германии стала «немецкая национальная школа будущего» Германа Литца. В 1906 г. была открыта «Свободная школьная община Виккерсдорфа». Она просуществовала до 1922 г. и получила широкую известность. Ее организовали Г. Винекен и П. Гехеб. Это была школа-интернат, где целый день посвящался обучению и воспитанию детей. Содержание образования в этой школе приближалось к содержанию реальных школ, но формы и методы обучения в ней существенно отличались от обычной школы. Большое внимание придавалось нравственному воспитанию, учительскому и ученическому самоуправлению.
В начале XX в. широкую известность в Германии получили «сельские воспитательные дома». В это же время стали открываться «трудовые школы». Их развитие в первую очередь связывают с именем Г. Кершенштейнера.
В 20–30 гг. стало широко известно училище П. Петерсена, автора организации обучения, получившей название «Иена-план».
«Школьная община», которую создал Г. Шаррельман, также была известна во всей Европе. Особенно хорошо здесь было поставлено эстетическое воспитание.
Опыт этих и многих других школ по мере его распространения входил в опыт массовой школы Германии того времени.
Р. Штейнер заложил основы вальдорфской педагогики, вальдорфского воспитания и обучения, своеобразный опыт полуофициального признания образования, построенного на оккультной основе.
Образование Веймарского периода (1918 – 1932). Конституция Веймарской республики провозгласила школу единой, светской и бесплатной с обязательным обучением до 18 лет. Основными предметами в этой школе становились: религия, немецкий язык, родиноведение, письмо, рисование, физкультура, рукоделие для девочек, граждановедение, история, естествознание, география и домоводство.
Приход фашистов к власти в Германии сразу же изменил все дело образования и воспитания. Коренным образом изменялось содержание, формы и методы обучения и воспитания. Существовало только то содержание, которое соответствовало фашистской идеологии: немецкий язык, особым образом переработанная история и литература, спорт. Даже рисование – и то поменяло свое содержание. Большое внимание уделялось политическому воспитанию. Были организованы детские и юношеские нацистские организации. После второй мировой войны на территории Германии было создано два государства: ГДР и ФРГ.
Система образования ФРГ в основном государственная. Частных школ мало.
Дошкольное воспитание. Единой государственной системы дошкольного воспитания в ФРГ нет, детские сады принадлежат самым разным организациям: органам местного самоуправления, общественным и церковным организациям, предприятиям. В последнее время детские сады получили большое развитие – их посещают до 80% детей дошкольного возраста.
Школьное образование продолжается до 18 лет. Начальная школа – 4-летняя, в некоторых землях – 6 лет. Далее следует два года ориентировки, когда ученик в соответствии со своими желаниями и способностями может выбрать себе тип школы: основную, реальную или гимназию.
Основная школа. Обучение в ней продолжается до 15 лет. После нее ученик может поступить в профессиональную школу.
Реальная школа. Обучение в ней продолжается до 10 класса. После нее можно было поступать в средние технические учебные заведения.
Гимназия. Обучение в ней продолжается с 5 до 13 класса. Аттестат об окончании гимназии дает право поступления в вуз. Существует три основных типа гимназии: классическая, где главное внимание уделяется греческому и латинскому языку; новых языков, здесь изучают европейские языки и латынь; естественных наук.
Вечерняя школа. Чтобы поступить в вуз после первых двух типов школ, надо закончить вечернюю школу.
Общая школа. В последнее время в ФРГ развивается еще один тип школы, получившей название общей. Эта школа пытается соединить все три типа в одной. Главное достоинство этой школы – единое образование при значительной дифференциации.
Профессиональное образование. В ФРГ существует развитая сеть профессионального образования, представленная множеством центров и школ профессионального образования, средних технических учебных заведений.
Высшее образование дается в университетах, высших профессиональных школах, объединенных высших школах.
После Второй мировой войны на восточных землях Германии образуется Германская Демократическая Республика, которая просуществовала почти 50 лет и достигла заметных успехов в деле образования.
После объединения Германии система образования ГДР перестроена в соответствии с принципами образования ФРГ.
Другие работы по теме:
Развитие образования во Франции конца XVIII – XX вв.
Народное образование давалось в народных, «малых» школах, которые были организованы как в селе, так и в городе. Уровень образования в них был невысок. Учителя чаще всего нанимала сама община, но он, как и школа, находился в подчинении церкви.
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Немецкая опера
Автор первой немецкой оперы («Дафна») и оперы-балета («Орфей»)– Генрих Шютц (1585 - 1672). Эти произведения не сохранились. Шютц создал также яркие образцы мадригала, мотета, хорового духовного концерта.
Товароведение книжных товаров
080402.51 « ». « - ». « », « », « », « » . . . 1. - « XIX XX . , , , , , ), , , .
Истоки современного понимания термина "культура"
В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен.
Треуголка
Введение 1 Появление треуголки 2 История треуголки 3 Треуголка как атрибут эпохи Введение Треуго́лка (англ. cocked hat, фр. tricorne ) — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Гессенские солдаты
Гессенские наёмники участвуют в войне за независимость США на стороне Великобритании Гессенские солдаты (англ. Hessians) — наёмные войска, предоставлявшиеся гессенскими князьями другим странам.
Закидывание петуха
Кидание в петуха (англ. cock throwing) — кровавая забава, практиковавшаяся в Англии до конца XVIII в. Состояла в том, что публика кидала палки в посаженного в горшок петуха до тех пор, пока птица не испускала дух. Обычно это действо происходило в Жирный вторник (время карнавала). В некоторых случаях птицу привязывали к бревну, либо бросающим палки завязывали глаза.
Американцы немецкого происхождения
Введение 1 История 1.1 XVII век 1.2 XVIII век 2 XIX век 3 Волны иммиграции Введение Американцы немецкого происхождения (англ. German American, нем. Deutschamerikaner) — граждане или постоянные жители Соединённых Штатов Америки, родившиеся в Германии, являющиеся этническими немцами или имеющие полное или частичное немецкое/австрийское происхождение.
Германо-турецкий союз
Союзный договор между Германской и Османской империями был подписан 2 августа 1914 года. Он окончательно закрепил положение о том, что Османская империя вступит в мировую войну на стороне Германии. Став союзником Германии, Османская империя фактически вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав.
Эрцканцлер
(нем. Erzkanzler) — одна из высших государственных должностей Священной Римской империи, глава имперской канцелярии и второе лицо в государстве после императора. Приставка «эрц-» («архи-», «высший») означала более высокий статус должности, чем канцлеры других государств и правителей. Пост эрцканцлера империи с позднего средневековья до 1806 года принадлежал курфюрсту-архиепископу Майнцскому.
Шекинское ханство
Введение 1 История Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань Чухур-Саад • Шабран • Ширван
Наказной гетман
(атаман) (укр. Наказний гетьман) - в Украине в XVII - XVIII вв. лицо, временно выполнявшее функции гетмана (атамана). Избирался казацкой старши́ной или назначался генеральной старши́ной, в основном, из своего же состава в случае смерти (в этом случае Наказной гетман исполнял обязанности до избрания постоянного гетмана) или длительного отсутствия гетмана (атамана).
Живописный стиль
(англ. Picturesque style) — архитектурный прием в Англии конца 18 — начала XIX века, который был предшественником готического Возрождения. Живописный стиль развивался в качестве опротестования тенденции к соблюдению научной и математической точности в архитектуре, которая наметилась в XVIII веке.
Приказ Казанского Дворца
Введение 1 Административная структура 1.1 Список руководителей Введение Приказ Казанского дворца (Казанский приказ) — один из центральных государственных органов России в середине XVI — начале XVIII вв. Образован в 50—60-е годы XVI века. Осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями главным образом на юго-востоке России: Мещёрой и Нижегородским уездом (до 1587 года), Казанью со Средним и Нижним Поволжьем и Башкирией (со времени присоединения и до начала XVIII века), городами бывшего Астраханского ханства (в XVII веке были в ведении Посольского приказа), Урала и Сибири (с 1599 по 1637).
Приписные крестьяне
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. [1] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно.
Золотой век фильм, 2003
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Награды и номинации Введение «Золотой век» — российский кинофильм о событиях конца XVIII — начале XIX вв. в России, Англии и Франции.
Люксембург во Второй мировой войне
Люксембург подвергся нападению Германии 10 мая 1940. В августе 1942 Люксембург был включён в состав Германии, поэтому многие люксембуржцы были призваны на службу в вермахт.
Жедринские дворянский род
Жедринские — русский дворянский род. Их предок, Лука Лукич Жедринский, владел поместьями в середине XV века. Его правнук Григорий был убит при взятии Казани. Двое Жедринских убиты под Конотопом, а Степан Жедринский убит Стенькой Разиным, в 1671, под Симбирском. Род Жедринских внесен в VI часть родословной книги Орловской, Саратовской, Тульской и Пензенской губерний (Гербовник, V, 54).
Первое правительство Меркель
Правительство 34-го канцлера Германии Ангелы Меркель — второе в истории Германии правительство так называемой «Большой коалиции» (коалиции двух политических партий, получивших на парламентских выборах в сентябре 2005 наибольшее количество голосов, но не набравших абсолютного большинства и не имеющих возможности создать однопартийное правительство или коалицию с «младшим партнёром»).
Трансильванская школа
Трансильванская школа (также Ардялская школа; Семиградская школа, рум. Şcoala Ardeleană, Шкоала Арделянэ) - политическое и культурно-языковое движение греко-католической румынской интеллигенции на территории австро-венгерской Трансильвании. Движение зародилось во второй половине XVIII - начале XIX веках как литературно-лингвистическое, но в XIX-XX веках его ответвления постепенно распространились на территории других восточно-романских земель, в том числе в Румынском королевстве и независимой Румынии.
Хаскала
Мозес Мендельсон (1729—1786) еврейско-немецкий философ. Основоположник «Хаскала». Его идеи оказали огромное влияние на развитие идей реформизма в иудаизме.
Договор об объединении Германии
Договор об объединении Германии (нем. Einigungsvertrag) — государственный договор, заключённый между Федеративной республикой Германия и Германской Демократической Республикой 31 августа 1990 года о ликвидации ГДР, её присоединении к ФРГ и немецком единстве. Вступил в силу 29 сентября 1990 года
Временное правительство Литвы
Временное правительство Литвы — правительство, сформированное 22 апреля 1941 г. в Германии членами Литовского фронта активистов. Предполагалось, что после нападения Германии на СССР независимость Литвы будет восстановлена, а Временное правительство станет законной властью Литвы. Германские власти не одобрили инициативу ЛФА и поместили под домашний арест главу Временного правительства Казиса Шкирпу.
Венгерское государство
Венгерское государство Венгерское государство (венг. Magyar Бllam) — государство-сателлит нацистской Германии, образованное в 1944 году после отстранения регента Миклоша Хорти от власти. Вождь венгерской национал-социалистической партии Скрещенных Стрел Ференц Салаши стал «Национальным лидером» (венг.
Эрдмансдорф, Отто фон
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Отто фон Эрдмансдорф (нем. Otto Erdmannsdorf), полное имя: Отто Бернгард Густав фон Эрдмансдорф (22 октября 1888 года, Дрезден, Германская империя — 30 декабря 1978 года, Штарнберг, Верхняя Бавария, ФРГ), дипломат, руководящий сотрудник Имперского министерства иностранных дел Германии.
Вопросы к зачету по Истории Отечества
Вопросы для экзаменов и зачётов по истории Отечества История как наука. Древнейшие цивилизации. Понятие цивилизации. Образование Древнерусского государства: основные этапы, главные события.
Кабанис, Пьер Жан Жорж
Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня 1757, Конак, Коррез, — 5 мая 1808, Рюэй) — французский философ-материалист и врач. Биография
Абт, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абт (нем. Karl Friedrich Abt; 1733, Ульм — 20 ноября 1783, Бремен), один из знаменитейших актёров Германии в конце XVIII в. Уже 25-ти лет от роду странствовал с собственной труппой по Германии. В 1775 г., потерпев неудачу в Голландии, где пьесы Шекспира, Лессинга и т. п. не пришлись ещё по вкусу публике, он поступил на сцену в Готе, где играл в первых произведениях Шиллера и Гёте.
ГИА история России 2009 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ИСТОРИИ РОССИИ Кодификатор элементов содержания по истории России