Судак Л.А.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить особенности речевого поведения детей раннего возраста с фактором риска речевого развития на фоне личностных особенностей.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
выявить детей группы риска, изучив особенности их речевого развития, анамнестические данные и документы социальной направленности;
подобрать методики дня диагностики личностных особенностей детей с фактором риска в речевом развитии;
установить взаимосвязь между особенностями речевого и личностного развития детей раннего возраста с предрасположенностью к речевым нарушениям.
В качестве испытуемых выступили дети в возрасте 2-3 лет, имеющие предрасположенность к речевым нарушениям. Количество испытуемых составило 37 детей: 21 мальчик и 16 девочек. Для сравнения, в качестве контрольной группы, мы отобрали детей с нормальным уровнем речевого развития (15 человек: 8 мальчиков, 7 девочек).
В силу того, что на сегодняшний день дети охвачены ранней коррекционно-педагогической помощью не в полной мере, мы вынуждены были самостоятельно отбирать детей с фактором риска речевого развития.
Под фактором риска речевого развития мы понимаем, результат вредоносного воздействия социальных и биологических (медицинских и генетических) условий.
Сведения о состоянии психофизического развития детей были получены путем анализа медицинской документации. Дополнительные сведения мы собрали путем анкетирования родителей.
Для выявления воздействия фактора социального риска мы проанализировали социальные паспорта на каждого ребенка, благодаря чему смогли получить информацию о составе семьи (полная, неполная), уровне достатка, характере воспитания, вредных привычках родителей. Кроме того, для изучения типа воспитания ребенка в семье, взаимоотношений между членами, семьи, мы воспользовались опросником для родителей детей в возрасте 3-х лет, .
С целью выявления фактического уровня речевого развития детей с фактором риска речевого нарушения мы провели логопедическое обследование.
Подобранная нами методика логопедического обследования отражала наиболее значимые показатели сформированное™ речевых навыков детей раннего возраста:
1) уровень понимания речи взрослого (Методика «Изучение понимания речи»);
2) выявление объема активного и пассивного словаря (Методика «Кто это»);
3) выявление состояния звукопроизношения (Методика «назови, что видишь»);
4) начатки формирования грамматического строя речи (Методика «Опиши картинку»);
5) интонационная оформленность речи (Методика «Послушай-ка»).
Вес вышеперечисленные методики предназначены для диагностики речи как системно! о образования, включающего такие его стороны как лексика, грамматика, фонетика.
Дальнейший этап исследования предполагал изучение личностных особенностей. Мы выделили следующие параметры оценки личностных особенностей: - психологические особенности раннего возраста;
- полоролевые (гендерные) различия;
- индивидуально-типологические особенности (темперамент и его свойства);
- особенности протекания нервных процессов (гиперактивность /гипоактивность);
- психофизиологические особенности леворуких детей; - особенности биоритмологической организации работы мозга;
Изучение личностных особенностей осуществлялось методом наблюдения.
На наш взгляд, построенная таким образом организация и методика экспериментального изучения, позволит получить необходимые данные о речевом и личностном развитии, их взаимосвязи у детей с предрасположенностью к речевым нарушениям.
Список литературы
I. Багель О. А. К проблеме индивидуального подхода при коррекции речевых нарушений // Практическая психология и логопедия.-2006.-№2.- С 51-52.
2. Громова О.Г., Соломатина Г.Н. Предпосылки становления речевой деятельности в онтогенезе // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития. Том II. - М: МШУ, 2005. - 276с.
3. Мельтк А. Крытычны перыяд дзяцшства // Пралеска (дашкольная адукацыя).-1994.-№4.- С.12.
Другие работы по теме:
Речевой этикет
Назначение речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Деловой этикет, значение правил речевого этикета, их соблюдения. Особенности национального этикета, его речевых формул, правил речевого поведения.
Факторы речевого развития человека
Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи.
Наследственный фактор в патологии речи
Речь как одна из важнейших функций головного мозга не является врожденной, как некоторые элементарные формы нервной деятельности, а развивается по законам условных рефлексов. Ее развитие связано с развитием и усовершенствованием мозга.
Алалия
Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга.
Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Что дает человеку речь
Ребенок, научившийся говорить, уже становится полноценным человеком, с которым можно нормально общаться. Но речь – это не только возможность разговаривать. Овладение речью производит целую революцию во внутренней, психической жизни малыша.
Индикаторы речевого поведения
Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно также определить эмоциональную напряженность человека.
Заикание у детей
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
Теория личностных конструктов (Дж.А.Келли)
Теория личностных конструктов – когнитивная теория личности, разработанная в 50-х гг. XX в. американским персонологом Келли. Цель теории состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт.
Когда рука не владыка
Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма - дисграфией. Иногда у одного и того же ребенка наблюдаются оба вида расстройства, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Эмоциональные проблемы в речевой коммуникации
Развитие понятия "общение" в трудах ведущих ученых прошлого. Несовпадение эмоционального и речемыслительного кода, его взаимоотношение с коммуникативными неудачами. Эмоциональные проблемы, возникающие в различных ситуациях общения, их источники.
Обследование у дошкольников звуковой стороны речи
Необходимость разграничения патологических нарушений от физиологических трудностей. Общие принципы обследования речи детей дошкольного возраста. Выявление типа нарушения произношения, уровня фонематического восприятия, сформированности языкового анализа.
Игровая зависимость
Text 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок). На этой стадии игра обусловлена познавательным интересом и используется для развлечения, отвлечения, расслабления, отдыха, отключения от проблем (семейных, личностных, потенциальных) 0)Отсутствие игровой зависимости («социальный» игрок).
Развитие личности ребенка с нарушением речи
Особенности эмоционально-волевой сферы и самосознания детей с речевой патологией. Структура личности как совокупность трех подструктур. Системы лексических значений, отражающих эмоциональные состояния и оценки детей. Эмоциональное отношение к дефекту.
Основные подходы к анализу и коррекции истероидов
Истероидная структура психотипа. Сущность реабилитации созависимости методом гештальт-терапии у подростков. Анализ личностных и речевых изменений в процессе восстановления нарушенного речевого общения (на примере семейной групповой логопсихотерапии).
Коррекционная работа логопеда и воспитателя
Коррекционно – воспитательная работа в группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.
Психосоматика - что это такое
Психотерапевт понимает под психосоматикой заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов. Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются "на нервной почве".
Причины мастопатии
Причин, способствующих возникновению мастопатии, много. Риск заболеть резко возрастает при наличии таких факторов, как: повышенное содержание эстрогенов в крови.
Лейцин и лизин
Лейцин - незаменимая аминокислота, относящаяся к трем разветвленным аминокислотам. Действуя вместе, они защищают мышечные ткани и являются источниками энергии, а также способствуют восстановлению костей, кожи, мышц.
Пороги и методы фильтрации речевого сигнала в вейвлет области
Жесткий и гибкий пороги фильтрации речевого сигнала. Графики вейвлет-разложения речевого сигнала. Блок схема алгоритма фильтрации с гибким порогом. Статистический метод фильтрации речевого сигнала. Оценка качества восстановленного речевого сигнала.
Внутренняя речь 3
«Внутренняя речь, внутреннее проговаривание и внутреннее программирование речевого высказывания суть три разных психологических процесса, сходных, но не идентичных» (Ушакова 1989).