Татарис Е.В.
Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи, тех движущих сил, которые не всегда заметны, но играют в нем ведущую роль [3].
Для нормального становления речевой деятельности необходимо полноценное формирование ее предпосылок. Их можно разделить на три основные группы, а именно - сохранные физиологическая и психологическая базы, благоприятное социальное окружение [1, 3, 5, 61.
Одним из важнейших факторов речевого развития человека является целостная физиологическая основа. В ее состав входят система приема информации, центральные механизмы речи, звукопроизводящая система и др.
Система приема информации обеспечивает первичную рецепцию и слуховое восприятие речи. Помимо этого, в ее состав входят зрительные и тактильно-кинестетические каналы. Слуху принадлежит ведущая роль в становлении речи. При его помощи ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение. Общая картина развития речевых навыков у ребенка может существенно меняться при выраженном снижении остроты зрения, а определенные нарушения артикуляции можно связать даже с незначительными дефектами тактильной чувствительности [1, 5, 6].
Центральные механизмы речи зависят от физиологической целостности соответствующих отделов ЦНС и обеспечивают понимание, интерпретацию, формулирование и программирование различных языковых аспектов [5J.
Звукопроизводящая система состоит из гортанных, глоточных, носовых и ротовых структур, а также нейромышечных механизмов, обеспечивающих изменения дыхания с целью произнесения звуков, генерацию гортанного звука, формирование артикулируемых звуков путем изменения форм и параметров воздушного потока в глотке, гортани и ротовой полости. Любые нарушения дыхания влияют на звукопроизводящую систему. Аномалии гортани, патология резонансных полостей приводят к изменению тембра голоса. Изменения задненебной занавески искажают структуру носовых полос гей и приводят к гиперназализации звуков у детей с дефектами мягкого и твердого неба. Губы принимают активное участие в произнесении целого ряда согласных звуков. Для произнесения многих звуков необходимы точные и быстрые движения языка, поэтому любые ограничения его подвижности могут существенно влиять на артикуляцию [1, 2, 5].
Важным условием для своевременного и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база.
Организм человека - это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы оказывают огромное влияние на формирование речевой деятельности [4].
Недифференцированное, инактивное восприятие, плохая память, неустойчивое внимание, низкий уровень развития мышления - все это сказывается на качестве детской речи [3, 6].
Еще одним немаловажным фактором полноценного речевого развития детей является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает межличностное общение при всех видах коммуникации и представляет собой языковую модель для подражания [5].
Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении, тогда как в состоянии отрицательных эмоций он кричит, делает резкие движения, как бы возвращаясь в мир биологических проявлений [3].
Для развития речи необходимо многообразное постоянное общение со взрослым» а именно - рассказывание, беседы, чтение книг и др. Чтобы правильно научиться говорить нужна огромная, разнообразная, инициативная практика речи. Взрослые должны развивать речевую активность ребенка, помогать ему преодолевать скованность и застенчивость, выбирать игры и увлечения, связанные с речью [3, 4, 6].
Таким образом, любое нарушение физического, психического здоровья, отрицательное влияние социальной среды отражаются на ходе формирования речевой деятельности ребёнка.
Список литературы
1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Изучение этиологии речевых нарушений при патологии центрального и периферического отделов речевого аппарата // Логопед. - 2005. - №6. - С. 16-21.
2. Корпев АН. Механизмы нарушений звуковой стороны речи: гипотезы и факты // Логопед. - 2005. - №5. - С. 36-51.
3. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для стул, высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студ. пед. интов. - М: Просвещение, 1971.
5. Педиатрия. Руководство. Общие вопросы: развитие, питание, уход за ребенком. Пер. с англ.
/ Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Медицина, 1991.
6. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. - М.: ООО «Издательство АС Г», 2002.
Другие работы по теме:
Важнейшие элементы риторического образования
Специфической особенностью риторики как учебной дисциплины является ее ярко выраженная практическая направленность. Цель риторического образования — приобретение навыков и умений речевого поведения, соответствующего ситуации общения.
Церковнославянский язык
К сожалению, большой проблемой для современного человека является непонятность богослужения, совершаемого на церковнославянском языке. Терминологически старославянский и церковнославянский языки — это не совсем одно и то же.
Проблема речевых жанров
Постановка проблемы и определение речевых жанров. Высказывание как единица речевого общения. Отличие этой единицы от единиц языка (слова и предложения).
Речевой этикет
Назначение речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Деловой этикет, значение правил речевого этикета, их соблюдения. Особенности национального этикета, его речевых формул, правил речевого поведения.
Деловой этикет 3
Деловой этикет – это формы поведения, принятые в деловой среде. В России на протяжении десятков лет не существовало специального обучения этикету в школах и ВУЗах. Некоторым гражданам повезло, в их семьях обращали внимание на правильное поведение, учили «как себя вести», показывали примеры этикетного поведения.
Эмоциональные проблемы в речевой коммуникации
Развитие понятия "общение" в трудах ведущих ученых прошлого. Несовпадение эмоционального и речемыслительного кода, его взаимоотношение с коммуникативными неудачами. Эмоциональные проблемы, возникающие в различных ситуациях общения, их источники.
Основные виды человеческой деятельности
Психические процессы, сопровождающиеся речевой деятельностью. Понятие устной диалогической речи. Место монологической речи в практике общения людей. Факторы успеха речевой деятельности. Понятие и характеристика основных видов человеческой деятельности.
по проекту №3/2023
«Звуковое описание грамматических единиц русского языка: информационно-коммуникативный подход»
Коррекционная работа логопеда и воспитателя
Коррекционно – воспитательная работа в группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.
Факторы вызывающие мутации на генном уровне
Факторы вызывающие мутации на генном уровне В естественных условиях мутация появляется под влиянием факторов внешней и внутренней среды и обозначается термином «естественные (или спонтанные) мутации».
Маркетинговая среда фирмы
Понятие маркетинговой среды. Деление маркетинговой среды. Внутренняя микросреда, абсолютно контролируемая маркетинговой службой. Внешняя микросреда маркетинга регулируемая маркетингом компании. Факторы, определяющие микро- и макросреду маркетинга.
Коммуникативно-речевая палитра драматургических дискурсов
Детальное изучение эстетически преобразованных единиц и категорий современного общенационального языка, несомненно, дает возможность полнее проанализировать состояние коммуникативно-речевой ситуации нашего времени в целом, позволяет глубже проникнуть в суть ее отдельных составляющих (среди таких категорий, актуальных для современного этапа развития общества, – коммуникативные стратегии и тактики, коммуникативные удачи/ неудачи и т.д.).
Жанры поздравлений. К постановке проблемы
Теория и практика речевого общения испытывает необходимость в информации как о становлении разных жанров поздравлений в истории отечественной культуры, так и об особенностях их функционирования в настоящее время.
Пороги и методы фильтрации речевого сигнала в вейвлет области
Жесткий и гибкий пороги фильтрации речевого сигнала. Графики вейвлет-разложения речевого сигнала. Блок схема алгоритма фильтрации с гибким порогом. Статистический метод фильтрации речевого сигнала. Оценка качества восстановленного речевого сигнала.
Новые подходы к проблемам конца речевого сигнала
Сформулирована одна из актуальных проблем, связанная с сегментацией речевого сигнала на отдельные звуки в компьютерных системах распознавания речи. Рассмотрены основные алгоритмы сегментирования речевого сигнала.
Внутренняя речь 3
«Внутренняя речь, внутреннее проговаривание и внутреннее программирование речевого высказывания суть три разных психологических процесса, сходных, но не идентичных» (Ушакова 1989).
Экологические факторы
Экологические факторы - отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмами. Различают абиотические, биотические факторы и антропогенный фактор.
Охрана труда
Опасные и вредные производственные факторы. Квалификация вредных факторов на физические, химические, биологически и психофизические. Организация охраны труда: безопасные условия труда.