Смульская А.В.
Ученых на протяжении многих веков волновал вопрос о влиянии личностного поведения и механизмы взаимодействия родителей и детей из поколения в поколение. Вопрос о структуре и механизмах взаимодействия остается открытым и в настоящее время, хотя отдельные элементы и проявления изучаются и анализируются.
Смена поколений - это процесс обеспечения преемственности развития человеческого рода в период его качественного обновления, становления нового типа деятельности людей в области производства и культуры. Содержание этого процесса - совместно-разделенная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни. Поэтому необходимо отметить, что отношения «родители-дети» есть отношение взаимное. Следовательно, когда дети становятся родителями, они могут вовлекать специфический опыт в свою семью как источник детерминации своего стиля взаимодействия и воспитания в целом [4].
В отечественной психологии рассматриваются вопросы дифференциации типов родительскою отношения к детям, типы семейных взаимоотношений и тактические линии в воспитании. Среди типов родительских отношений выделяются следующие: принимающее-авторитарный (родители принимают ребенка, тепло относятся к нему); отвергающий с элементами имфантилизации и инвалидизации (родители эмоционально отвергают своего ребенка): симбиотический (родитель стремится установить с ребенком тесный контакт); симбиотически-авторитарный тип (гиперопека и тотальный контроль поведения ребенка) [1].
В работах А.В. Петровского выделено пять типов семейных взаимоотношений и соответственно пять тактических линий в воспитании: диктат (родители, предпочитающие диктат и насилие); опека (удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей); конфронтация (между родителями и детьми «холодная война»); мирное сосуществование (обособленность миров ребенка и взрослых); сотрудничество (действенная взаимопомощь) [3].
Условная классификация главных .позиций родителя по отношению к ребенку и ps [родится в работах В. Леви. Всех родителей автор делит на три категории: «нормальные» (гармоничные); «раздерганные» (неуравновешенные); «сдвинутые» (тяготеющие к какой-то одной из позиций).! 2]
Рассмотренные классификации стилей взаимодействия в семье, показывают, что существуют разные подходы к данной проблеме, однако, не выделены основные базисные детерминанты структуры межличностного взаимодействия, в рамках которых эти переменные взаимосвязаны. Поэтому основным понятием, которое положено в основу изучения взаимодействия в диаде «родители-дети», является понятие личностного поведения с выделением конкретных форм поведения. Под личностным поведением понимается такое поведение, в основе которого лежат, с одной стороны, обращения одного субъекта к другому, являющиеся прямыми или опосредованными притязаниями и, с другой, ответы, являющиеся их прямым или опосредованным признанием (или непризнанием). Когда рассматривают взаимодействие между родителями и детьми, важно анализируют притязания родителей к детям и детей к родителям - и то, в какой степени они признаются либо не признаются не только детьми, но и родителями [5].
Именно соотношение притязаний и признаний приводит к становлению тех либо иных отношений в семье, либо к эмоциональному комфорту во взаимодействии между родителями и детьми. В развитых формах сознания в качестве другого во взаимодействии может выступать и «Я сам». В этом случае и повзрослевший ребенок, и его родители сначала разбираются с притязаниями по отношению к самому себе и последствиями их признания либо непризнания им же самим. Затем с меньшими затратами можно решить даже очень сложные семейные проблемы.
Центральными позициями, по которым заявляются притязания, выступают «доминирование-подчинение», «положительность-отрицательность» и «успех-неуспех». Именно они составляют содержание притязаний и проявляются в определенных формах личностного поведения [6].
Таким образом, рассмотренные типы и стили семейного взаимодействия дают возможность грамотно изучать проблемы, возникающие в семье, всесторонне рассматривать родительскую позицию, на основе понятия личностного поведения, через содержание притязаний по позициям «доминирование-подчинение», «положительность-отрицательность» и «успех-неуспех».
Список литературы
1. Варга, А.Я. Структуры и типы родительских отношений: автореф. дис. канд. пси ход. наук: 19.00.07./ А.Я. Варга;- М., 1987.- 16 с.
2. Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Лев и - М.. 1988.- 98 с.
3. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. - Ереван., 1983.- 86 с.
I. 4.Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: Личность в семейном социуме: Учебн. Пособие: в 5 ч./ Т.В. Сенько. - Мн., 2000. Ч. 3. - 134 с.
4. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: Личность в семейном социуме: Учебн. Пособие: в 5 ч./Т.В. Сенько. - Мн., 2000. Ч. 3. - 124-125с.
5. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учебн. Пособие: в 5 ч./ Т.В. Сенько. - Мн., 1998 — Ч. 2 — 16 с
Другие работы по теме:
Влияние алкоголя и курения на будущее поколения
Влияние алкоголя и курения на будущее поколения Алкоголь разрушает не только мозг. Столь же губительно он действует на репродуктивные ткани, на зародышевые клетки и на потомство. А это значит, что он губит будущее.
Цели и механизмы политической социализации
Политическая социализации как одна из сторон общей социализации личности, общая характеристика различных вариантов ее трактовки, а также анализ влияния на нее школы, армии и церкви. Сущность проблем семьи как социального института в современной России.
Фольклор - Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества или фольклора от английского folk оге народное знание народная мудрость берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать поэтому все свои знания передавали в устных рассказах.
Михаил Лермонтов стихотворение Дума
Михаил Лермонтов стихотворение 8220 Дума 8221 В январском номере “Отечественных записок” за 1839 год впервые было опубликовано стихотворение Лермонтова “Дума”. “Черной страницей в истории России” назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю.
Танка Исикавы Такубоку
Танка, или «короткая песня» - это одна из любимейший поэтических форм в Японии. Известным мастером танка XX века считается Исикава Такубоку. Его танка поражают простотой и вместе с тем глубиной мыслей, наблюдений. Они будто открывают мир по-новому. Такубоку пишет о любви, о текучести времени, красоте природы, душевный залог человека, о любви к родителей и родительскому дому, о всем том, что волновало и волнует каждого.
Дума анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий лермонтовского поколения, направленных на достижение положительных ценностей.
Анализ стихотворения Дума.
Анализ стихотворения "Дума". Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Дума" было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Три поколения в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
А. П. Чехов назвал свое произведение "Вишневый сад" комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им.
Конфликт поколений в романе Отцы и дети
Конфликт поколений в романе "Отцы и дети" Автор: Тургенев И.С. В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. М.Ю.Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова Герой Нашего Времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.
Традиционная модель организации семьи и подготовка к браку
В традиционной семье явно прослеживалось различие родителей при подготовке детей к будущей семейной жизни, обусловленное полом ребенка. Такая гендерная асимметрия выступала гарантией сохранения традиционной модели организации семьи.
Стереотип поведения
Стереоти́п поведе́ния — в пассионарной теории этногенеза, система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение посредством сигнальной наследственности, специфичная для каждой этнической системы.
Фридрих Энгельс Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека
Много тысячелетий назад ,на Земле жила где-то в жарком поясе,на обшироном материке высокоразвитая порода человекообразных обезьян.Они были сплошь покрыты волосами,имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.Под влиянием в первую очередь,надо подумать,своего образа жизни,требующего,чтобы при лазании руки выполняли иные функции,чем ноги,эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более прямую походку.Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку.Прежде чем первый камень при помощи человеческой руки был превращён в нож,должен был,вероятно,пройти такой длинный период времени,что в сравнении с ним известный нам исторический период являетсянезначительным.Но решающий шаг был сделан,рука
Военная психофизиология
Перспективы современной военной психофизиологии Ведение боевых действий в современных условиях предъявляет высокие требования к морально-психологическому ипсихофизиологическому состоянию военнослужащих. Повышенное внимание к совершенствованию процедур прогнозирования успешности профессиональнойдеятельности военных специалистов по психофизиологическим показателям в первую очередь объясняется потребностью современной армии в наличии боеспособныхвоинских формирований и сохранении здоровья военнослужащих.
Дрейф генов
Закон Харди—Вайнберга утверждает, что в теоретической идеальной популяции распределение генов будет оставаться постоянным из поколения в поколение.
Естественный отбор 2
Text Text Естественный отбор (ЕО) — процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками. Graphics
Законы Г.Менделя
1 ЗАКОН МЕНДЕЛЯ Произведем скрещивание двух гомозиготных по генам окраски собак — черной и коричневой. Черный кобель имеет генотип ВВ, коричневая сука -bb. Родителей в генетике обозначают латинской буквой Р (от латинского parenta - "родители"). Они образуют половые клетки - гаметы, содержащие гаплоидный набор хромосом.
Законы наследственности
В 1865 году были опубликованы результаты работ по гибридизации сортов гороха, где были открыты важнейшие законы наследственности. Автор этих работ - чешский исследователь Грегор Мендель.
Родственный отбор
Живые организмы могут действовать на благо родственным особям, поскольку такие действия способствуют передаче общих генов следующему поколению.
Волейбол легка атлетика
Декілька вправ для вивчення верхньої передачі м’яча у волейболі. Види змагань з легкої атлетики. І. Передача м’яча. Це важливий технічний прийом, з допомогою якого здійснюють захисні і нападаючі дії. В грі застосовують різноманітні передачі, які за технікою виконання класифікують на верхні і нижні.