Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания
.
Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.
“Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.
Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.
Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.
Каждодневные изменения нашего поведения связаны с тем, что в какой-то момент времени мы что-то помним и что-то забываем о себе. Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.
По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная — невозможность запоминания на будущее; ретардированная амнезия — вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий — прогрессивная — проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.
Склонность к забыванию неприятного широко распостранена в жизни.Особенно часто такое мотивированное забывание чего- либо проявляется, если оно связано с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.
Другие работы по теме:
Психологическая типология К.Юнга 2
Психологические типы К. Г. Юнга Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 – 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия.
Святой Валентин
Валентин, Св., имя нескольких святых. Самые известные из них – двое мучеников, день памяти которых 14 февраля: один из них был пресвитером, пострадавшим в Риме, другой – епископом Интерамнским.
Амнезия
Патологические нарушения памяти. Нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом. Деменции. Забывание у людей пожилого возраста. Тренировка памяти.
Память и ее виды
Образная память. Двигательная (моторная) память. Характеристика основных процессов памяти. Закономерности запоминания информации.
Развитие памяти. Как правильно использовать свой тип мышления
Большинство психологов считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером его восприятия мира, с типом мышления. Условно людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие эмпирически.
Память
Памятью называется психическое явление, заключающееся в закреплении, сохранении и воспроизведении индивидом прошлого опыта. В число основных процессов памяти входят запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание ранее закрепленного.
Четыре ступени отдаления
Все люди разные. Некоторые различия между людьми очевидны с первой встречи. Другие выявляются только после длительного общения. Однако, если вы хотите строить позитивные отношения с окружающими, нужно помнить о четырех типах особенностей людей.
Характер и общение
Структура характера. Эмоционально-волевая сфера. Свойства различных типов темперамента. Стадии конфликта.
Исследование оперативной памяти
Методика применяется для изучения оперативной памяти в тех случаях, когда она несет основную функциональную нагрузку. Порядок проведения Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Память 12
Оглавление Введение………………………………………………………………………….3 1. Типы памяти и их характеристика…………………………………………...5 2. Функции памяти ……………………………………………………………...8
Основные направления в психологии
Основные направления в психологии. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Эмоциональная память
Эмоциональная память. Следует начать на самом понятии «память». В широком смысле слова под биологической памятью понимают свойство живой системы хранить след от воспринятого раздражения. В такой общей формулировке понятие «память» объемлет очень широкий спектр явлений, в связи с чем, говоря о памяти высших животных и человека, предпочтительно подразумевать способность организма в процессе своей индивидуальной жизни запечатлевать, хранить, воспроизводить и забывать воспринятую информацию.
Индивидуальные особенности и нарушения памяти
Виды памяти: двигательная; образная; словесно-логическая; эмоциональная; непроизвольная. Характеристика индивидуальных особенностей памяти. Сущность понятия "корсаковский синдром". Прогрессирующая амнезия как нарушение непосредственной памяти человека.
Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее. Примером может служить стихотворение «Памяти Добролюбова», написанное в 1864 году. В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.
Уголок зверей
Автор: Сочинения на свободную тему Летом многие дети гостят у своих родственников: кто в деревне, кто в другом городе. Я часто навещаю свою тетю, и этим летом я гостила у нее около месяца. Дни тянулись медленно и однообразно, казалось, что жара будет одолевать нас вечно. Но один день у меня остался в памяти.
"Голубые искры народной памяти"
Большое место в русской литературе занимают произведения известного писателя-Максима Горького. Читая его рассказы и повести, понимаешь, насколько писатель был близок к народу, как много можно подчеркнуть из его произведений.
Команда перемещения данных микропроцессора К580
Микропроцессор К580. Прямая, непосредственная и косвенная адресация. Команды перемещения данных, загрузки аккумулятора, запоминания данных, непосредственной загрузки пары регистров, обмена содержимого пар регистров. Команды операции со стеком.
День ветеранов и павших на Мальвинской войне
День ветеранов и павших на Мальвинской войне » (англ. {{{1}}} Day of the War Veteran and the Fallen in the Malvinas War, исп. {{{1}}} Dнa del Veterano de Guerra y de los Caнdos en la Guerra de las Malvinas) — национальный день памяти в республике Аргентина, который отмечается в этой латиноамериканской стране ежегодно, 2 апреля.
День Непримиримости
Введение 1 День Непримиримости в русской эмиграции 2 День Непримиримости в России 3 Документы 4 Инициатива объявить 7 ноября Международным Днём памяти
Гизела Баварская
(Gisela, также Gisele, Gizella), также Гизелла Венгерская (ок. 985 — ок. 1033 или в 1065) — блаженная, почитаемая в Римско-католической церкви (дни памяти — 1 февраля и 7 марта).
Нгуен Ван Чой
Введение 1 Биография 1.1 Участие в покушении 1.2 Увековечивание памяти Список литературы Введение Нгуен Ван Чой (вьетн. Nguyễn Văn Trỗi; 2 января 1940[1] — 15 октября 1964) — национальный герой Вьетнама.
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II
Введение 1 Цели и задачи Союза ревнителей 2 История 3 Деятельность Союза ревнителей 4 Руководители Союза ревнителей 5 Организации - близнецы 6 Воссоздание и современное состояние Союза
Архитектура памяти Windows CE 6
Вкратце, новая модель памяти дает возможность для запуска практически неограниченного числа процессов и под каждый процесс выделяется 2Гб виртуальной памяти.
Оперативная память
Оперативная память является одним из важнейших элементов компьютера. Именно из нее процессор берет программы и исходные данные для обработки, в нее он записывает полученные результаты.
КЭШ память с прямым распределением
Принципы построения КЭШ - памяти с прямым распределением. Стратегия размещения и механизм преобразования адресов в кэш-памяти с прямым отображением.
Устройства ЭВМ: КЭШ-память
Кэш-память – это высокоскоростная память произвольного доступа, используемая процессором компьютера для временного хранения информации.
Принципы Джона фон Неймана
Text Text В основу построения подавляющего большинства ЭВМ положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 году американским ученым венгерского происхождения ДЖОНОМ фон НЕЙМАНОМ. Graphics
Устройства памяти
Text Graphics Презентацию выполняли Корепанова А Макрушина Т Graphics Устройства Памяти Устройства Памяти - устройства памяти данных, которые используются в компьютерах, чтобы хранить данные. Компьютер имеет много типов устройств памяти данных. Некоторые из них могут быть тематическими категориями как сменные Устройства Памяти данных и другие как не сменные Устройства Памяти данных.
Лабораторные по информатике
Микропроцессоры. Отчет по лабораторным работам. Лабораторная работа №1. Задание. Составить программу записи во все порты О ЭВМ чередующихся нулей и единиц. Например в порт Р0 записать число в двоичной форме 01010101, в порт Р1 - 10101010 и т.д. Затем необходимо инвертировать значения во всех портах, т.е. в Р0 - 10101010, в Р1 - 01010101 и т.д.
Логичекие команды
AND Логическое И Команда and осуществляет логическое (побитовое) умножение первого операнда на второй. Исходное значение первого операнда (приемника) теряется, замещаясь результатом умножения. В качестве первого операнда команды and можно указывать РОН или ячейку памяти, в качестве второго - РОН, ячейку памяти или непосредственное значение, однако не допускается определять оба операнда одновременно как ячейки памяти.