Реферат: Характеристика основных средств и методов психологического воздействия на людей - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Характеристика основных средств и методов психологического воздействия на людей

Рефераты по психологи и педагогике » Характеристика основных средств и методов психологического воздействия на людей

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм их использования. Методы воздействия — .совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации актив­ности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых чело­век находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

1) Методы воздействия на источники активности на­правлены на формирование новых потребностей или из­менение побудительной силы имеющихся мотивов по­ведения. Чтобы сформировать новые потребности у челове­ка, применяются следующие приемы и средства: вовлека­ют его в новую деятельность, используя желания челове­ка воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще без­различную деятельность, полезно обеспечить минимиза­цию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего рань­ше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, т. е. объединение мотивацией -ной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (бе­зопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществ­ляется в случае неудовлетворения основных витальных по­требностей человека (этот прием осуществляется и в поли­тике, чтобы “сбить” активность многих- слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

2) Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих уста­новок, или их разрушить. Если установки разрушены, дея­тельность распадается. Условия, которые этому способству­ют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъек­тивной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Метод созда­ния неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние “разрушенных установок”, “потери себя”, и если потом показать человеку путь выхода из этой неопре­деленности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут про­изведены внушающие маневры: апелляция к мнению боль­шинства, обнародование результатов общественного мне­ния в сочетании с вовлечением в организуемую деятель­ность. Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых ус­тановок и последующее коренное изменение его поведе­ния и целей. Метод ориентирующих ситуаций, когда прак­тически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал оди­наковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его Окружения или группы, — это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отноше­ние к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка формируется у че­ловека: 1) если он периодически включается в соответ­ствующую деятельность; 2) 'многократно получает соответ­ствующую информацию; 3) если его включают в престиж­ную, ^значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабоче­го движения включают в актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуе­мые администрацией установки и позиции — этот прием известен с древности и назывался “кооптация”).

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, использу­ется метод ассоциативного, или эмоционального, пере­носа: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо опре­деленную эмоцию по поводу этого контекста.

Для того, чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием “совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят вне­дрить”, поскольку стереотипные фразы снижают внима­ние, эмоциональное отношение человека на какой-то мо­мент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пи­шут: “Запустить ракету в объект Б” (а не в город Б), по­скольку стереотипное слово “объект” снижает эмоциональ­ное отношение человека и усиливает его готовность вы­полнять требуемый приказ, требуемую установку). Для из­менения эмоционального отношения и состояния челове­ка к текущим событиям эффективен прием “воспомина­ния горького прошлого”.