Системный подход к нормативному регулированию безопасности при обращении с ра-диоактивными отходами

Рефераты по безопасности жизнедеятельности » Системный подход к нормативному регулированию безопасности при обращении с ра-диоактивными отходами

Системный подход к нормативному регулированию безопасности при обращении с радиоактивными отходами

Шарафутдинов Р.Б. начальник отдела НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России канд. техн. наук

Просто невероятно как сильно могут повредить правила едва только наведешь во всем слишком сильный порядок.

Георг Лихтенберг немецкий писатель ученый-физик

Введение

Радиоактивные отходы (РАО) образуются при эксплуатации объектов ядерного топливного цикла атомных электростанций исследовательских реакторов критических стендов и сборок мощных источников ионизирующего излучения судов гражданского и кораблей военно-морского флотов с ядерными энергетическими установками и иными радиационными источниками а также при использовании изотопной продукции в научных организациях народном хозяйстве и медицине.

Основное количество (РАО) накопленов процессе создания ядерного оружия. На базе оборонных объектов был создан ядерный топливный цикл и в результате Российская Федерация является одной из немногих стран в мире обладающих всеми элементами ядерного топливного цикла включающего добычу и обогащение урановых руд изготовление ядерного топлива изготовление изотопной продукции переработку отработавшего ядерного топлива и обращение с РАО. Значительная часть от общего количества накопленных в России РАО образовалось при становлении атомной промышленности причем основное количество РАО (97% от общего по ядерному топливному циклу) накоплено на ПО "Маяк" Горно-химическом комбинате и Сибирском химическом комбинате. Общий объем накопленных в России РАО составляет ~ 6 5×106 м3 с суммарной активностью ~ 1 5×109 Ки [1]. В настоящее время основное количество РАО образуется в результате переработки отработавшего ядерного топлива.

Таким образом в Российской Федерации действует комплекс объектов использования атомной энергии на которых к настоящему времени накоплены и продолжают накапливаться РАО различного вида. Одним из важнейших условий развития атомной промышленности является решение проблем безопасного обращения с РАО.

За последнее десятилетие в Российской Федерации приняты законодательные акты общего характера направленные на обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Они содержат не только общие положения правовой системы по предотвращению вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности но и отдельные положения относящиеся к обеспечению безопасности при обращении с ядерными материалами радиоактивными веществами и в частности с РАО [2 3 4 5 6].

Ряд положений Федерального закона "Об использовании атомной энергии" отражает существующие в Российской Федерации тенденции к гармонизации подходов к обеспечению безопасности при обращении с РАО с принятыми международным сообществом принципами и критериями безопасности. Так статья 47 устанавливает что при хранении и переработке РАО должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения. В статье 48 установлено что при хранении или захоронении РАО должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды защита настоящего и будущих поколений биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных пределов. Таким образом принятые международным сообществом принципы "защита будущих поколений и "бремя для будущих поколений" Российская Федерация установила законодательно. Существующая тенденция к гармонизации подходов к обеспечению безопасности при обращении с РАО подтверждается также фактами присоединения нашей страны к целому ряду международных конвенций [7 8 9 10] особенно присоединением Российской Федерации в январе 1999 г. к Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами [11].

Вместе с тем действовавшая в Российской Федерации до недавнего времени нормативная база в области обращения с РАО создавалась на основе законодательства бывшего СССР в соответствии с имевшимися в 50-60-е гг. подходами к обеспечению безопасности* . Сложность использования этих нормативных документов (НД) обусловлена следующим рядом взаимосвязанных причин:

документы разрабатывались различными ведомствами и организациями независимо друг от друга и часто представляют собой ведомственные инструкции;

документы зачастую дублируют либо противоречат друг другу;

неоправданно большое количество НД затрудняет их применение пользователями.

Большинство из них к настоящему времени устарели и требуют переработки поскольку они не в полной мере соответствуют не только современному законодательству Российской Федерации но и ряду важных принципов обеспечения безопасности принятых в последние годы международным сообществом в частности: защита будущих поколений: обращение с РАО осуществляется таким образом чтобы предсказуемые последствия для здоровья будущих поколений не превышали соответствующие уровни последствий которые приемлемы в наши дни; бремя для будущих поколений: обращение с РАО осуществляется таким образом чтобы не налагать чрезмерного бремени на будущие поколения; национальная правовая структура: обращение с РАО осуществляется в рамках соответствующей национальной правовой структуры предусматривающей четкое распределение обязанностей и обеспечение независимых регулирующих функций; контроль за образованием РАО: образование РАО удерживается на минимальном практически осуществимом уровне; взаимозависимость образования РАО и обращения с ними: надлежащим образом учитываются взаимозависимости между всеми стадиями образования РАО и обращения с ними и др. [12].

Таким образом изменения правовой основы потребовали создание современной системы нормативного регулирования безопасности при обращении с РАО т.е. создание совокупности научных технических и организационных принципов критериев и требований обеспечения безопасности при обращении с РАО отвечающих действующему законодательству Российской Федерации современному состоянию науки и техники современному мировоззрению на безопасность. Проведенный анализ рекомендаций международных организаций и нормативных документов зарубежных стран показал что они могут быть использованы в Российской Федерации только после их существенной модификации в соответствии с законодательством Российской Федерации и накопленным практическим опытом обращения с РАО.

В 1996 г. Госатомнадзор России совместно с другими ведомствами и организациями приступил к выполнению работ по созданию современной системы нормативного регулирования безопасности в рамках Федеральной целевой программы "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы" (далее - ФЦП РАО).

В настоящей статье кратко изложена принятая при разработке системы нормативного регулирования безопасности методология а также подведены некоторые итоги проведенной работы.

Методология системы нормативного регулирования безопасности при обращении с РАО

Проблемы обращения с РАО - комплексные требующие учета многочисленных факторов. Для решения таких проблем целесообразно использовать системный подход имеющий общенаучное значение. Системный подход - научная методология целеполагающей человеческой деятельности. Применение системного подхода в любой практической деятельности заключается в методологической ориентации человека на раскрытие целостности объекта отношений и связей его элементов а также конкретных механизмов их реализации [13]. Под "системой" понимается совокупность элементов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторое целостное единство. С помощью понятий "система" и "структура" можно отображать проблемные ситуации с неопределенностью разделяя "большую" неопределенность на более "мелкие" лучше поддающиеся исследованию [14].

Основываясь на системном подходе все объекты в России на которых образуются (накоплены) РАО и обращаются с РАО можно представить в виде системы обращения с РАО. Совокупность регулирующих воздействий (требований НД) можно представить в виде системы нормативного регулирования безопасности при обращении с РАО.

Тогда обобщенную взаимосвязь системы обеспечения безопасности при обращении с РАО и системы нормативного регулирования безопасности при обращении с РАО можно представить в виде приведенном на рис.1.

Цель системы является одним из важнейших понятий теории систем [15]. В зависимости от степени познания объекта в это понятие вкладываются различные оттенки. На начальном этапе познания объекта под целью понимают идеальные устремления "модель желаемого будущего" а по мере дальнейшего познания объекта цель конкретизируется и последовательно минуя промежуточные цели превращается в конкретные результаты деятельности. В практике реализации комплексных проблем это означает что решаемая проблема подразделяется на несколько субпроблем или промежуточных целей а последние - на еще более частные вопросы. Такая программа отражает ведущий замысел (идеальный образ) деятельности и является концепцией или стратегией решения проблемы в данном случае - концепцией обеспечения безопасности при обращении с РАО.

Промежуточная цель такой программы - установление системы нормативного регулирования безопасности при обращении с РАО.

Система обращения с РАО в России со всем многообразием источников образования РАО видов накопленных и образующихся РАО и видов деятельности с ними достаточно сложна для анализа поэтому было целесообразно ее расчленить на подсистемы* и элементы. Наиболее рациональным в целях настоящей работы было расчленение всей системы обращения с РАО на функциональные подсистемы - группы объектов на которых обращаются с РАО и последующее расчленение каждой из функциональных подсистем на подсистемы по видам накопленных и образующихся РАО (агрегатное состояние уровень активности радионуклидный состав и т.п.) которые в свою очередь подразделялись на элементы.

В качестве элемента системы обращения с РАО принята простейшая неделимая с точки зрения поставленной цели часть системы - конкретный вид деятельности (способ обращения) с определенного вида РАО требующий регламентации. С точки зрения системы нормативного регулирования безопасности при обращении с РАО элементом является регулирующее воздействие на каждый конкретный вид деятельности с РАО.

В результате такого расчленения системы обращения с РАО (декомпозиции системы в пространстве) ее можно представить в виде древовидной иерархической структуры (рис.2).


Группы объектов на которых образуются (накоплены) РАО и обращаются с РАО

Виды РАО (агрегатное состояние уровень активности)

Способы обращения (виды деятельности) с РАО требующие регламентации

Рис.2. Иерархическая структура системы обращения с РАО

Расчленение системы обращения с РАО на функциональные подсистемы – группы объектов на которых обращаются с РАО приведено в табл. 1.

Таблица 1

Система обращения с РАО в России. Функциональные подсистемы (группы объектов обращения с РАО)

1. Добыча урановой руды (подземное выщелачивание, карьерная добыча, шахтная добыча)
2. Гидрометаллургические заводы. Обогащение урановой руды производство уранового концентрата закись-окись урана U3 O8 ест (растворение в кислоте, окисление, экстракция или ионный обмен)
3. Сублиматные производства. Конверсия и очистка концентрата U3 O8 ест ®уранилнитрат UO2 (NO3 )2 ® урантриоксид UO3 ® двуокись урана UO2 ® тетрафторид урана UF4 ест ® гексафторид урана UF6 ест
4. Разделительные производства. Обогащение урана UF6 ест ® UF6 обогащ
5. Производство ядерного топлива: Производство таблетированного уранового ядерного топлива. Производство таблетированного МОХ – топлива. Производство виброуплотненного МОХ-топлива. Гексафторид урана UF6 обогащ ® UO2 ® таблетки (смесь порошков) ® твэл® твс
6. Объекты ядерно-химического комплекса: производство изотопной продукции, переработка ОЯТ. Обращение с РАО, накопленными при получении оружейного плутония, конверсии оружейного плутония, переработке ОЯТ, производстве изотопной продукции
7. Атомные станции
8. Исследовательские реакторы, критические стенды и сборки, мощные источники ионизирующего излучения
9. Корабли военно-морского и суда гражданского флотов с ядерными энергетическими установками и иными радиационными источниками
10. Объекты использования источников ионизирующего излучения, включая радиоактивные вещества и изделия на их основе, в различных отраслях промышленности, медицине и сельском хозяйстве (радиационно-химические технологии, промышленная дефектоскопия, промышленная радиография, радиоизотопная энергетика, медицинская, геофизическая, ядерно-аналитическая аппаратура и др.)
11. Объекты сбора, переработки, кондиционирования, хранения и долговременного хранения (захоронения) РАО (система спецкомбинатов "Радон")
12. Объекты использования ядерных взрывов в мирных целях
13. Объекты добычи руд и сырья, на которых образуются РАО с природной радиоактивностью

В целях обеспечения полноты в систему обращения с РАО включена подсистема 13 не регулируемая Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" и включающая группы объектов на которых образуются РАО с природной радиоактивностью (238 U 232 Th 226 Ra 210 Pb 210 Po 228 Th 228 Ra 222 Rn 220 Rn 40 K и др.). К этой подсистеме относятся десятки объектов в том числе объекты добычи руд современных и погребенных россыпей Au Pt Sn Zr Ti W Ta Nb руд коренных месторождений Ta Nb углей лигнитов горючих сланцов торфа; стекольного песка; строительного сырья (гравий песок глина); нефти и газа; руд коренных месторождений благородных редких цветных и черных металлов; горно-химического сырья (фосфориты апатиты калийные соли слюды калиевые полевые шпаты рассолы минеральные воды).

В табл. 2 и 3 в качестве примера приведены результаты системного подхода к обращению с РАО образующимися при производстве ядерного топлива (подсистема 5) и РАО ядерно-химического комплекса (подсистема 6). Из таблиц видно что даже для 2 из 13 функциональных подсистем количество видов РАО с учетом их агрегатного состояния физико-химических свойств удельной активности и радионуклидного состава очень велико.

Таблица 2

Результаты системного анализа обращения с РАО образующимися при производстве ядерного топлива

Функциональная подсистема - источник образования РАО Подсистемы по видам РАО

Способы обращения с РАО.

Принимаемые решения

Производство ядерного топлива:

Производство таблетированного уранового ядерного топлива

Производство таблетированного МОХ-топлива

Производство виброуплотненного МОХ-топлива

Гексафторид урана
UF6 обогащ ® UO2 ® таблетки (смесь порошков) ® твэл® твс

5.1. Газообразные отходы (ГРО), вентиляционные выбросы 5.1.1. Сбор, очистка (выдержка), выброс в атмосферу
5.2. Твердые радиоактивные отходы (ТРО) (среднеактивные и низкоактивные)
5.2.1.Твердые радиоактивные технологические отходы (среднеактивные и низкоактивные) 5.2.1.1. Сбор, повторное использование
5.2.2.Твердые радиоактивные нетехнологические отходы (среднеактивные и низкоактивные)

5.2.2.1. Сбор ТРО, хранение (выдержка), переработка, кондиционирование, хранение

5.2.2.2. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

5.2.2.3. Захоронение кондиционированных ТРО

5.3. Жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) (среднеактивные и низкоактивные)
5.3.1. .Жидкие радиоактивные технологические отходы

5.3.1.1. Сбор ЖРО

5.3.1.2. Переработка ЖРО (нейтрализация)

5.3.1.3. Размещение в хвостохранилище

5.3.1.4. Реабилитация площадки хвостохранилища

5.3.2. Жидкие радиоактивные нетехнологические отходы (воды спецпрачечных и душевых)

5.3.2.1. Сбор ЖРО

5.3.2.2. Переработка ЖРО (нейтрализация)

5.3.2.3. Размещение в хвостохранилище

5.3.2.4. Реабилитация площадки хвостохранилища

5.3.2.5. Радиоактивные жидкие сбросы

5.4. Отходы вывода объектов из эксплуатации 5.4.1. Сбор ЖРО, очистка, хранение
(выдержка), переработка, кондицио-
нирование, хранение

5.4.2. Сбор ТРО, хранение (выдержка), переработка, кондиционирование, хранение

5.4.3. Захоронение кондиционированных РАО

5.4.4. Реабилитация территории

Таблица 4

Результаты системного анализа обращения с РАО ядерно-химического комплекса

Функциональная подсистема - источник образования РАО Подсистемы по видам РАО

Способы обращения с РАО.

Принимаемые решения

Объекты ядерно-хими-ческого комплекса: производство изотопной продукции, переработка ОЯТ. Обращение с РАО, накопленными при получении оружейного плутония, конверсии оружейного плутония, переработке ОЯТ, производстве изотопной продукции 6.1. Газообразные отходы, вентиляционные выбросы 6.1.1. Сбор, очистка (выдержка) и выброс в атмосферу
6.2. Жидкие радиоактивные отходы
6.2.1. Жидкие технологические низкоактивные отходы

6.2.1.1. Сбор, хранение (выдержка), переработка методами упаривания, коагуляции, фильтрации, ионного обмена, селективной сорбции, электродиализа

6.2.1.2. Кондиционирование и хранение

6.2.1.3. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

6.2.1.4. Захоронение кондиционированных отходов

6.2.1.5. Возврат очищенной воды на повторное использование

6.2.1.6. Радиоактивные жидкие сбросы в промышленные водоемы

6.2.1.7. Хранение в промышленных бассейнах и водоемах

6.2.1.8. Захоронение ЖРО в геологические формации

6.2.2. Жидкие технологические среднеактивные отходы (дренажно-десорбирующие растворы, дезактивационные растворы, растворы от промьвки экстрагента и экстракторов, конденсаты спецгазоочистки, концентраты, пульпы, сорбенты, шламы)

6.2.2.1. Сбор и временное хранение в емкостях

6.2.2.2. Хранение в пульпохранилищах

6.2.2.3. Переработка методом упаривания

6.2.2.4. Возврат очищенной воды на повторное использование

6.2.2.5. Кондиционирование и хранение

6.2.2.6. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

6.2.2.7. Захоронение кондиционированных отходов

6.2.2.8. Радиоактивные жидкие сбросы в промышленные водоемы

6.2.2.9. Хранение в промышленных бассейнах и водоемах

6.2.2.10. Захоронение ЖРО в геологические формации

6.2.3. Жидкие технологические высокоактивные отходы
6.2.3.1. Жидкие высокоактивные растворы от переработки различных типов облученных блоков и твэлов

6.2.3.1.1. Хранение в емкостях

6.2.3.1.2. Фракционирование

6.2.3.1.3. Кондиционирование (остекловывание), хранение

6.2.3.1.4. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

6.2.3.1.5. Захоронение кондиционированных отходов

6.2.3.2. Высокоактивные пульпы, гидратные, сульфидные, ферроцианидные осадки

6.2.3.2.1. Сбор и хранение в емкостях

6.2.3.2.2. Кондиционирование (остекловывание), хранение

6.2.3.2.3. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

6.2.3.2.4. Захоронение кондиционированных отходов

6.2.3.3. Жидкие нетехнологические низко- и среднеактивные отходы (дренажные воды, стоки спецпрачечных и душевых)

6.2.3.3.1. Сбор, переработка, кондиционирование, хранение

6.2.3.3.2. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

6.2.3.3.3. Захоронение кондиционированных отходов

6.2.3.3.4. Радиоактивные жидкие сбросы в промышленные водоемы

6.2.3.3.5. Хранение в промышленных бассейнах и водоемах

6.3. Твердые радиоактивные отходы
6.3.1. Твердые низко- и среднеактивные отходы

6.3.1.1. Сбор, хранение (выдержка), переработка методом прессования, кондиционирование, хранение

6.3.1.2. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

6.3.1.3. Захоронение кондиционированных отходов

6.3.2. Твердые высокоактивные отходы

6.3.2.1. Сбор, хранение (выдержка), переработка методом прессования, кондиционирование, хранение

6.3.2.2. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

6.3.2.3. Захоронение кондиционированных отходов

6.4. Отходы вывода объектов из эксплуатации

6.4.1. Сбор ЖРО, очистка, хранение (выдержка), переработка, кондиционирование, хранение

6.4.2. Сбор ТРО, хранение (выдержка), переработка, кондиционирование, хранение

6.4.3. Транспортирование кондиционированных отходов на долговременное хранение (захоронение)

6.4.4. Захоронение кондиционированных РАО

В результате анализа 13 подсистем было показано что для регулирования безопасности всей системы обращения с РАО в России требуется более 70 направлений принятия решений по видам РАО и более 250 направлений для принятия решений по способам обращения с ними. Это означает что необходимо создание такого же количества НД. Такой процесс обращения с РАО был бы раздробленным неуправляемым и практически не регулируемым. Системный анализ позволил перейти от вербального (словесного) описания проблемы к формальному - созданию концептуальной модели системы безопасного обращения с РАО являющейся формализованным представлением начальной цели - "модели желаемого будущего" (рис.3).

Концептуальная модель структурирует систему обращения с РАО со всем разнообразием объектов - источников образования РАО видов РАО и видов деятельности с ними на отдельные подсистемы - этапы обращения с РАО от их образования до захороненияи тем самым позволяет значительно уменьшить количество необходимых для регулирования безопасности направлений для принятия решений т.е. минимизировать требуемое количество НД.

Концептуальная модель позволила перейти от начальной цели - системы безопасного обращения РАО - к промежуточной - установление системы нормативного регулирования безопасности при обращении с РАО. Начальная и промежуточная цели взаимосвязаны поскольку безопасное обращение с РАО может быть обеспечено только в рамках определенной регламентации. В процессе реализации промежуточной цели отдельные элементы концептуальной модели становятся материальными объектами. Так например требования к обеспечению безопасности при обращении с РАО постепенно воплощаются в реальные установки по обращению с РАО на различных объектах использования атомной энергии.

Для достижения промежуточной цели потребовалась разработка специальной концепции формирования структуры системы нормативного регулирования при обращении с РАО (концепция структуры системы НД). Основной целью создания этой концепции являлась разработка единой определяющей идеи создания структуры системы НД посредством формулирования основных целей принципов путей и средств достижения этих целей. При этом ставились следующие задачи:

создать оптимальную структуру системы НД в России;

исключить возможность возникновения внутренней противоречивости отдельных НД системы или неоднозначность устанавливаемых в них требований;

обеспечить эффективность регулирования безопасности при обращении с РАО в России с использованием системы НД;

эффективное использование выделяемых ресурсов на разработку системы НД.

Система НД была определена как логически полная и непротиворечивая совокупность документов регламентирующих обеспечение безопасности при обращении с РАО. Развитие этого общего определения системы НД позволило сформулировать основные свойства системы НД и ее подсистем а также основные способы ее создания. В ходе работы над концепцией была разработана методология формирования структуры системы НД сформулированы принципы ее формирования разработана ее структура разработаны основные требования к НД и их содержанию. В качестве базовой аксиомы были сформулированы принципы формирования структуры системы НД: полнота достаточность иерархичность равнозначность требований аддитивность единство терминологии интегративность системы НД с существующими системами нормативных документов. При разработке основных положений концепции структуры системы НД применялись методы системного анализа направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов в том числе метод коллективной генерации идеи ("мозговой атаки") метод итеративной процедуры при проведении "мозговой атаки" (метод типа "Дельфи") системно-структурный метод [16].

В научной литературе до проведения данной работы не было описания методологии принятия решений при формировании систем нормативных документов и выбора оптимальной структуры таких систем.


Основные результаты проведенных работ

Изложенная методология послужила основой НД "Концепция формирования структуры системы нормативных документов регламентирующих обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами" утвержденного постановлениями Госатомнадзора России от 5 ноября 1997 г. № 8 и Минздрава России от 5 января 1998 г. № 2 [17].

Структурой "Концепции…" предусматривается разработка 10 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и ряда руководств по безопасности в том числе 8 руководств по обеспечению безопасности при обращении с РАО на различных объектах использования атомной энергии. Структура НД может при необходимости дополняться в качестве руководств по безопасности общепромышленными правилами СНиПами ГОСТами ОСТами и т.д. Для сравнения разрабатываемая МАГАТЭ система нормативных документов регламентирующих обращение с РАО - RADWASS охватывает 55 документов в том числе: основы безопасности - 1 стандарт; стандарты безопасности - 6; руководства по безопасности - 28; методические пособия - 20.

В разработке "Концепции…" и нормативных документов по обращению с РАО на различных этапах работ принимали участие специалисты Госатомнадзора России Минатома России Госкомэкологии России НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России ВНИИНМ им. А.А. Бочвара ВНИИПИЭТ ВНИИПиПТ концерна "Росэнергоатом" ГНЦ РФ "ФЭИ" НИИКИЭТ МКЦ "Нуклид" ОКБМ института "Атомэнергопроект" НПО "Радиевый институт им. В.Г. Хлопина" ЦНИИАТОМИНФОРМ МосНПО "Радон" РНЦ "Курчатовский институт" ФУМБ и ЭП при Минздраве России ГНЦ РФ "Институт Биофизики" Научно-исследовательского испытательного центра радиационной безопасности космических объектов Минздрава России ИГЕМ РАН и др.

Общее число специалистов участвовавших в работе составило около 200 из них около 30% - из системы Госатомнадзора России и 70% - из других ведомств и организаций.

Сам факт установления Госатомнадзором России совместно с заинтересованными ведомствами и организациями четкой позиции по нормативному регулированию безопасности при обращении с РАО уже явился важнейшим шагом в совершенствовании государственного регулирования безопасности при обращении с РАО в России. Стоит вспомнить что период до 1998 г. основными ориентирами Госатомнадзора России при регулировании безопасности при обращении с РАО были санитарно-гигиенические требования установленные в Санитарных правилах обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-85)* и в Санитарных правилах проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АЭС 88/97).

Страницы: 1 2