Требования безопасности к системам, находящимся под давлением

Рефераты по безопасности жизнедеятельности » Требования безопасности к системам, находящимся под давлением Скачать

К сосудам (системам) под давлением относятся емкости заполненные сжатыми сжиженными и растворенными газами и жидкостями компрессоры баллоны паровые котлы а также трубопроводы предназначенные для транспортировки газов паров и жидкостей.

Системы под давлением являются объектами повышенной опасности т.к при нарушении их герметичности и режимов эксплуатации возможны взрывы большой мощности за счет высвобождения потенциальной энергии сжатого газа и действия кинетической энергии.

Причины взрывов сосудов:

неправильное изготовление сосудов

нарушение режимов работы и правил эксплуатации

неисправность арматуры и контрольно-измерительных приборов

коррозия

механические удары

превышение давления

воздействие высоких температур и открытого пламени

В компрессорах взрыв может произойти из-за перегрева стенок; загорания и взрыва паров смазочного масла; разрядов статического электричества; засасывания грязного воздуха и т.д.

Причины взрывов трубопроводов

внутренняя коррозия

гидроудары

некачественная сварка изготовление труб фланцевых соединений

Взрывы паровых котлов возникают при снижении уровня воды ниже допустимого; превышения давления; дефектов изготовления.

Причинами взрывов баллонов кроме перечисленных может быть случайное попадание внутрь баллона газов образующих с содержимым баллона взрывоопасную смесь.

Устройство и эксплуатация систем находящихся под давлением должны отвечать требованиям "правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением"; "правил устройства и безопасной эксплуатации компрессорных устройств воздуховодов и газопроводов"; "правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов для горючих взрывоопасных газов" и т.д. Для каждой системы существуют свои правила.

Техническое освидетельствование

Сосуды под давлением свыше 70 кПа в соответствии с правилами подвергаются техническому освидетельствованию (гидроиспытанию) и внутреннему осмотру до пуска в работу периодически и досрочно.

Гидравлическое испытание проводят пробным давлением регламентированным "правилами..." в зависимости от конструкции сосудов рабочего давления а также допускаемых напряжений для материалов сосудов и их элементов при температуре стенки сосуда 20° С и расчетной рабочей температуре. Баллоны на заводе изготовителе испытывают пробным гидродавлением указанным на баллоне а также подвергают пневматическому испытанию давлением равным рабочему. В период эксплуатации осуществляются следующие виды контроля:

внутренний осмотр не реже 1 раза в 4 года.

гидравлическое испытание не реже 1 раза в 8 лет.

ежегодный осмотр сосудов в рабочем состоянии.

В период эксплуатации баллоны подвергаются периодическому освидетельствованию не реже 1 раза в 5 лет. При этом проводится осмотр внутренней и наружной поверхностей проверка массы и емкости. Гидроиспытания производят под давлением в 1.5 раза больше рабочего. У горловины каждого баллона у сферической части выбивается товарный знак предприятия-изготовителя дата изготовления испытания и дата следующего испытания в соответствии с правилами.

Стальные трубопроводы для горючих газов подлежат осмотру и проверке на плотность через три года. Чугунные газопроводы подвергаются проверке на плотность ежегодно.

Безопасность эксплуатации

Системы работающие под давлением обеспечиваются предохранительными устройствами: клапанами (рычажными и пружинными) и мембранами (разрывными). Клапаны используются для автоматического выпуска избытка газа пара и жидкости из системы при аварийном росте давления. Разрывные мембраны применяются для защиты при аварийном быстром росте давления. В сосудах под давлением используются контрольно-измерительные приборы и автоматика: манометры и термометры. Контрольно-измерительная аппаратура проверяется не реже 2х раз в год специальными организациями.

Компрессоры

Давление сжатого воздуха в компрессорах контролируется и регулируется автоматически регулятор давления при его повышении переводит компрессор на холостой ход а предохранительный клапан снижает давление до нормального выпуская воздух в атмосферу. Во избежание взрыва сжатый воздух охлаждается водой и воздухом. На случай прекращения подачи воды предусматривается автоматическая сигнализация и блокировка для остановки компрессора. Смазка циллиндров осуществляется компрессорным маслом с температурой вспышки не менее 216-240 °С и температурой самовоспламенения более 400 °С.

Баллоны

Их безопасность обеспечивается механической прочностью и контролем состояния с соблюдением правил наполнения и транспортировки. Во избежание смешения горючих и негорючих газов боковые штуцеры на баллонах для кислорода и инертных газов имеют правую резьбу а на баллонах горючих газов образующих с воздухом взрывоопасные смеси - левую резьбу. Баллоны окрашиваются в разные цвета с указанием газа (горючие газы - красный; кислород - голубой; инертные газы - черный). В баллонах со сжиженными газами после их использования должно быть избыточное давление не менее 49 кПа для предотвращения подсоса воздуха внутрь баллона и исключения образования в нем конденсата. Во избежание перегрева расстояние от баллона до источников тепла устанавливается не менее 2м от открытых источников не менее 5м от солнечных лучей баллоны защищают навесами. Баллоны с горючими взрывоопасными газами такими как ацетилен водород метан и др. хранятся в специальных огнестойких складах отдельно от других взрывоопасных веществ. Во избежание ударов падений и загрязнения баллоны перевозят на специально оборудованных машинах карах тележках со специальной фиксацией каждого баллона. При этом фары автомобилей должны быть включены.

Газопроводы

Постоянное давление в них поддерживается специальными регуляторами давления перед которыми устанавливаются автоматические запорные клапаны. Обнаружение утечек природного газа затруднительно из-за отсутствия запаха поэтому в газ добавляют одорант в частности этилмермеркаптан. Трубопроводы для газопроводов оборудуют водяными затворами или пламяпреградительными для защиты от попадания взрывной волны или пламени со стороны сети потребления а также от проникновения кислорода. В зависимости от транспортируемой среды трубопроводы окрашиваются в специальные цвета и на них наносятся опознавательные полосы.

Безопасность подъемно-транспортных механизмов (ПТМ)

К грузоподъемным механизмам относятся: грузоподъемные краны всех типов (башенные козловые мостовые портальные железнодорожные автомобильные; лебедки; лифты; балочные и полиспастные блоки; электротали и электротельферы такелаж.

Безопасность подъемно-транспортных механизмов обеспечивается следующими специальными устройствами:

Конечные выключатели - мех-мы переключения и подъема крюка при приближении их к крайним положениям.

Ограничители грузоподъемности - защита механизмов от перегрузок отключением механизма подъема с изменением вылета стрелы.

Тормозные и удерживающие устройства звуковая световая и комбинированная сигнализации и дистанционное управление.

Все грузоподъемные машины подвергаются освидетельствованию включающий осмотр статические и динамические испытания.

Статические испытания осуществляются перед вводом в эксплуатацию после монтажа и капремонта - при перегрузке на 10%. При этом груз поднимается на 10 см и выдерживается 10 мин затем определяются возможные деформации конструкции с применением специальных тензодатчиков.

Динамические испытания - повторно (не менее 2 раз) опускается и поднимается груз на 10% превышающий номинальный. При этом проверяется действие механизмов тормозов и конечных выключателей. Груз удерживается в промежуточном положении результаты фиксируются в специальных журналах. Отдельно по специальным методикам используется такелаж.

Управление и обслуживание грузоподъемных механизмов и машин поручается лицам с 18 лет годным по состоянию здоровья прошедшим обучение и аттестацию.

Безопасность внутрицехового транспорта

Для перевозки и перемещения грузов используются транспортеры электрокары и конвейеры (пластинчатые скребковые и подвесные).

Все вращающиеся части конвейеров ограждаются а органы управления обеспечивают хороший контроль и доступ. Конструкции конвейеров исключают падение груза.

У подвесных конвейеров предусмотрены механизмы удерживающие цепь от падения при разрыве. При наличии нескольких кнопок ПУСК предусмотрена их блокировка при несогласованном пуске. У каждого транспортера или конвейера есть кнопка СТОП для экстренного торможения всей системы.

Безопасность механических станков

На токарных фрезерных сверлильных заточных шлифовальных и др. станках все шкивы шестерни ремни имеют жесткие ограждения. Для осмотра смазки обслуживания имеются съемные ограждения. На токарных - стружкоотводники. Сверлильные станки имеют устр-ва предупреждающие самовольное опускание траверса. Шлифовальные - имеют заточные круги которые могут разрываться - они ограждаются сплошными кожухами. Зона шлифования защищается специальным прозрачным щитком; имеются местные отсосы пыли. При работе на прессах и молотах возможны повреждения рук при попадании их между пуассоном и матрицей. Поэтому каждый пресс имеет защитное устройство - двуручное включение ограждение фотоэлементную защиту. При работе на гильотинных ножницах применяются специальные ограждающие линейки (руки не попадают в зону резания). Круглые пилы имеют специальные устройства обеспечивающие удержание заготовки.