В.Фролов, кандидат военных наук
В брошюре, изданной министерством внутренних дел ФРГ, под названием «Медицинские аспекты катастроф» приводятся некоторые данные об условиях, которые благо-приятны для развития такого феномена, как паника. Паника может возникнуть, если какое-либо лицо или группа лиц полагает, что находится в ситуации, непосредственно угрожающей его жизни, причем это лицо (группа лиц) верит, что спасение возможно лишь в поспешном бегстве, которое нужно осуществить без всякого промедления.
Возникает вопрос: можно ли и если да, то как именно предотвратить чувство страха, т.е. сделать так, чтобы человек, попавший в экстремальные условия, сопутствующие любой катастрофе, реагировал бы на нее вполне сознательно, не поддаваясь эмоциям, и таким образом мог бы реально помочь себе и другим?
Чтобы правильно ответить на это, рассмотрим катастрофическое событие как некоторый так называемый «несчастный случай». Последний с точки зрения психологии (а также патопсихологии) представляет собой событие с неожиданными, сверхсильными раздражителями, действующими на органы чувств (грохот, боль, огонь, колеблющаяся земля и пр.). Эти раздражители порождают у человека страх, причем вид, длительность и специфика страха зависят не столько от самой ситуации несчастного случая, сколько от «личностной конституции» попавшего в катастрофу человека, т.е. от особенностей личности, проявляющихся именно в кризисной ситуации.
Ведущие зарубежные психологи отмечают, что поскольку страх знаком каждому человеку и каждый уже испытал его в какой-либо форме, то более или менее выраженная готовность человека к страху и даже к панике заложена в каждом индивидууме. Таким образом, психологическая готовность личности к экстремальному возбуждению, страху и даже к ужасу является нормальным проявлением духовного мира человека в особых условиях, хотя возбуждение, страх и ужас проявляются глубоко индивидуально. Если отмеченные стрессовые состояния имманентны каждому нормальному человеку, отмечает один из западноевропейских психологов, то само катастрофическое событие следует считать «моментом истины».
Резкий скачок от обычного, размеренного повседневного поведения к поведению в чрезвычайных ситуациях не надежен, поскольку катастрофа не только активирует скрытые духовные и физические силы организма, но и рельефно обнажает слабости в характере человека. Слабый, мягкий и робкий в повседневной жизни индивидуум может показать себя во время катастрофы смелым и инициативным. И наоборот, признанные волевые «супермены» превращаются в ЧС в трусов, которые действуют пугливо и безрассудно.
Психическая реакция на разразившуюся катастрофу, как показывает практика, не всегда четко прогнозируема и может сопровождаться ошибками в принятии окончательного решения и неадекватными действиями. К сожалению, констатируют зарубежные психологи, медицинские и прежде всего психологические аспекты катастроф часто недооцениваются. Паника ослепляет дотоле действовавших разумно людей, которые теряют чувство реальной обстановки, что может сделать невозможной еще в действительности вполне возможную помощь, что приводит к еще большему хаосу.
Факторами (как порознь, так и в совокупности), потенциально ведущими к панике, являются:
1) ограничение пространства, на котором развиваются (или развивались) события, особенно если подобное ограничение «материализуется» стенами, ямами, плотно закрытыми дверьми и прочими физическими препятствиями, затрудняющими немедленный выход из пространства, в котором развиваются (развивались) катастрофические события;
2) отсутствие узаконенных правил, упорядоченных организационных структур, достойного доверия руководства или признанных авторитетов, что не раз наблюдалось в случаях паники на спортивных площадках и стадионах, а также при пожарах в городских гостиницах;
3) недостаток соответствующей внутренней или внешней (например, со стороны администрации) организаторской подготовки к действиям в чрезвычайных условиях;
4) реальные опасения, причем трудно поддающиеся точной оценке, большого количества людей за собственные здоровье и жизнь;
5) наличие некоторой, располагающей к панике «эмоциональной ориентации» масс, которая выражается во всеобщей возбужденности, беспокойстве (со скрытыми и явными формами проявления) и которая может быть усилена вследствие не только реально существующей угрозы, но и (подчас ложными) слухами;
6) обоюдное влияние (так называемое «психическое заражение»), наблюдаемое среди большого скопления людей за счет имевших место демонстраций отдельными индивидуумами страха, песимизма, иррациональной двигательной активности, а также полной беспомощности в правильной оценке ситуации (указанный эффект«заражения» может исходить и от специально подобранных лиц - так называемых «паникеров»);
7) недостаточное доверие к компетентности сил, призванных по долгу службы поддерживать общественный порядок во время катастроф, что сильно затрудняет проведение спасательных мероприятий.
Для снижения неблагоприятных эффектов отмеченных выше факторов должны проводиться целенаправленные тренировки по проверке психологической готовности как среди населения, так и среди формирований ГО. Федеральные органы, сотрудничающие с ведомствами, ответственными за проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, постоянно отрабатывают на учениях по гражданской обороне операции по спасению пострадавших (эвакуация людей из разрушенных и горящих домов, развертывание медицинских пунктов по оказанию первой доврачебной помощи), что позволяет до некоторой степени предотвратить риск возникновения паники в условиях реальных катастроф.
Другие работы по теме:
Изменение климата: перестройка или катастрофа?
История Земли насчитывает 5 млд.лет, в то время как история человечества не более 15 тысяч (по мнению большинства ученых), поэтому человек не всегда в состоянии адекватно оценивать, что происходит вокруг него.
Сочинения на свободную тему - Когда ужасное прельщает. ..
Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. А. Блок Творчество - одна из сторон нашей жизни, в которой ужасное может прельщать своей роковой красотой либо откровением. В русской поэзии этим художественным приемом в совершенстве владели Лермонтов, Блок, в прозе - Гоголь, среди художников в этом плане, я считаю, заметен Константин Васильев.
Тревога о человеке на страницах произведений русских писателей
Милосердие, «экология человеческой души»… Эти слова начали уже забываться в наш век жестокости и насилия. Но настало время, когда мы наконец - понимаем, что если будем жить так, как жили раньше, нас ожидает катастрофа. И не только экологическая, экономическая или политическая — нравственная.
Морские истории
Целая галерея замечательных образов проходит перед нами в «Морских историях» — сборнике рассказов Б. С. Житкова. Писатель показывает своих героев в решающую минуту — в минуту, требующую напряжения всех человеческих сил. Они идут на подвиг, рискуя собой, обретая второе дыхание, совершая невозможное.
Анализ стихотворения Тютчева Последний катаклизм
Стихотворение «Последний катаклизм» состоит всего из одного четверостишия, поэтому может рассматриваться как лирическая миниатюра. Однако именно это произведение является одним из наиболее значимых для всего творчества Ф.И. Тютчева, наиболее точно и емко отражающих своеобразие художественного мировоззрения поэта.
Тема войны в романе Толстого Война и мир
Я родилась в Волгограде, с детских лет слышала рассказы взрослых о Сталинградской битве. Читая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», я еще глубже поняла, что война для человечества – это не только памятники героям и красивые военные парады. Прежде всего, это катастрофа, приносящая людям горе и беды. Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война вечно будут в памяти каждого русского человека.
Давка на Ходынском поле
Введение 1 О Ходынском поле 2 События 3 Последствия Список литературы Введение Ходы́нка, Ходынская катастрофа — давка, происшедшая ранним утром 18 (30) мая 1896 года на Ходынском поле (северо-западная часть Москвы, начало современного Ленинградского проспекта) на окраине Москвы в дни торжеств по случаю коронации 14 (26) мая императора Николая II, во время которой погибли и были покалечены более тысячи человек.
Катастрофа A310 возле Коморских островов 30 июня 2009 года
Рейс 626 авиакомпании Yemenia, летевший из Парижа с пересадкой в Йемене (г. Сана) и следовавший на Коморские Острова, разбился в 23:30 по среднеевропейскому времени 29 июня 2009 года. На борту было 153 человека (142 пассажира и 11 членов экипажа, из них — 66 граждан Франции).[1]. Это вторая катастрофа самолёта фирмы Airbus за июнь 2009 года.[2]
Операция Babylift
— операция ВВС США по эвакуации беспризорных детей из Южного Вьетнама в другие страны в последние дни Вьетнамской войны. К началу апреля 1975 года в Южном Вьетнаме сложилась катастрофическая ситуация. Северовьетнамская армия уже месяц продолжала широкомасштабное наступление, в результате которого южновьетнамское правительство полностью утратило контроль над северной частью страны.
Пенёр
Введение 1 История 2 Катастрофа 3 Засоление озера 4 Последствия Список литературы Пенёр располагается: США, занимает площадь 5 кмІ, наибольшая глубина достигает 61 м, средняя глубина составляет 3,3 м
Катастрофа поезда на Биг Баю Канот
Катастрофа поезда на Биг Баю Кано́т (англ. Big Bayou Canot) — крупнейшее в истории компании Amtrak происшествие, произошедшее 22 сентября 1993 года у города Мобил в Алабаме на одном из самых старых мостов США через Биг Баю Канот (болотистый несудоходный приток реки Моби́л) в районе второго по загруженности порта США.
Гольцман, Абрам Зиновьевич
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Абра́м Зино́вьевич Го́льцман (1894, Одесса — 1933, Москва) — советский хозяйственный и партийный деятель, первый начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР (сокращенно — Аэрофлот).
Машел, Самора
Введение 1 Биография 1.1 Биография до политической известности 1.2 До-президентская биография 1.3 Президент 1.3.1 Изменения в стране 1.3.2 Внешнеполитические отношения
Давка в Пномпене
— давка, произошедшая 22 ноября 2010 года в столице Камбоджи во время традиционного камбоджийского праздника — фестиваля воды. В результате давки погибли 456 человек, ещё более пятисот получили ранения различной степени тяжести.
Катастрофа B-52 на авиабазе Фэйрчайлд 24 июня 1994
Катастрофа стратегического бомбардировщика Боинг B-52 «Стратофортресс» на авиабазе Фэйрчайлд произошла 24 июня 1994 года. В результате катастрофы погибли 4 пилота ВВС США. Причиной катастрофы стала ошибка пилота во время тренировочного полёта (подготовка к ежегодному авиашоу).
Тумуская катастрофа
Тумуская катастрофа (кит. 土木之變, пиньинь Tŭmщ zhī bмan) — конфликт между Монголией и китайской Империей Мин, в результате которой монголо-ойратскими войсками был захвачен в плен император Чжу Цичжэнь. Считается одним из крупнейших военных поражений Империи Мин.
Простите нас
Введение 1 Суть акции 1.1 Уголовное расследование 2 Мнения Список литературы Простите нас Введение «Простите нас» (арм. Հայեր, ներեցեք մեզ, тур. Цzьr Diliyorum) — акция, проводящаяся в Турции представителями турецкой интеллигенции, в которой они просят прощения за то, «что Великая Катастрофа, которой подверглись армяне Османской империи в 1915 году, сталкивается с безразличием и отрицанием».
Причины гибели цивилизации майя
Причины гибели цивилизации майя По поводу гибели майя, учеными выдвигается множество гипотез, например: землетрясение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие.
Крупнейшие морские катастрофы XIX века
Введение 1 1800—1850 2 1851—1860 3 1861—1870 4 1871—1880 5 1881—1890 6 1891—1900 Список литературы Введение Список крупнейших океанских, морских и речных катастроф произошедших в XIX веке
гора Гора Рашмор
Введение 1 В популярной культуре 1.1 В кинофильмах 1.2 В мультфильмах и мультсериалах 1.3 В компьютерных играх 1.4 В аниме 1.5 Другое 2 Интересные факты
Катастрофа F-16 в Юте 22 июня 2009
— тяжёлое авиационное происшествие, произошедшее 22 июня 2009 на учебно-испытательном полигоне в штате Юта. Во время отработки непосредственной авиационной поддержки наземных войск в ночных условиях потерпел катастрофу истребитель-бомбардировщик F-16C Block 40G «Файтинг Фалькон» (серийный номер 89-2108) из состава 4-й истребительной эскадрильи 388-го истребительного крыла ВВС США.
Катастрофа рейса 232 United Airlines
Введение 1 Хронология событий 2 Причины катастрофы 3 Последствия катастрофы 4 Люди, получившие известность в результате катастрофы 5 Схожие происшествия
Канал Актепе
Введение 1 История топонима Актепе 2 Катастрофа на канале Актепе 3 Смотрите также по теме Список литературы Введение Актепе́ — название канала в Ташкенте, протекающий по историческому месту города и берущего своё начало после ответвления от канала Бурджа́р, протекающего в районе Национального парка им.
Мондейл, Уолтер
Уолтер Фредерик «Фриц» Мондейл (англ. Walter Frederick "Fritz" Mondale, 5 января 1928(19280105)) — вице-президент США в 1977—1981 гг., в администрации Джимми Картера, от Демократической партии.
Битва под Ульмом
План Введение 1 Манёвр Наполеона середины осени 1805 г 2 План Наполеона перед Ульмом 3 Австрийская катастрофа в Ульме Битва под Ульмом Введение Битва под Ульмом — сражение, состоявшееся 16—19 октября 1805 г. между французскими войсками под командованием Наполеона Бонапарта и австрийской армией под руководством генерала Карла Макка, результатом которого была капитуляция австрийской армии.
Рейс 11 American Airlines 11 сентября 2001
План Введение 1 Угонщики 2 Полет 2.1 Захват 2.2 Телефонные звонки 3 Катастрофа 3.1 Жертвы 4 Реакция NORAD 5 Современный рейс 7 Внешние ссылки Введение Рейс 11 American Airlines был первым авиалайнером, захваченным в процессе совершения терактов 11 сентября 2001 года. Лайнер авиакомпании American Airlines Boeing 767-223ER, хвостовой номер N334AA[1], выполнял регулярный коммерческий рейс из бостонского аэропорта Логан в международный аэропорт Лос-Анджелеса. 11 сентября 2001 года, авиалайнер был захвачен в полете, и врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в 8:46 (по местному времени).
Существовала ли высокоразвитая цивилизация на Земле?
Многие пишут о прошлом земли в новой не привычной для обычного обывателя интерпретации. Историки пожимают плечами – мол, хотите думать так, думайте никто не запрещает, но все это относится к разряду фантастики. К фантастике ли?
Катастрофа в подкаменной тунгусске
реферат тема: Катастрофа в Подкаменной Тунгуске Содержание Вступление………………………………………………………3 стр. Сибирская катастрофа 1908 года……………………4 - 5 стр.
Катастрофы - налог на прогресс
Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс.