Если мы спросим себя, в чем основная причина отсутствия человеческого взаимопонимания, то ответ окажется неожиданно парадоксальным: дело в растущей коррумпированности нашего сознания, в общей тривиальности и удручающей стереотипности современного мышления. Казалось бы, чем больше видишь различий, непохожего и непривычного, тем труднее должно быть понимание между людьми. На деле же складывается парадоксальная ситуация: чем меньше различий видишь, тем обманчивее иллюзия в возможности диалога, и как следствие из этого - тем меньше понимаешь тот сложный мир, в котором живешь. Эта постыдная ситуация распространена сегодня, прежде всего, среди новой мировой и локальных элит. Ничто так не объединяет верхи, как близорукость и недальновидность в видении глобальных вызовов времени, за которыми прячутся индифферентность и бездуховность.
Отсюда следует, выносимый на обсуждение, первый вывод. Если для простых людей тривиальность видения - это несчастье, еще более обедняющее их непростую жизнь, то для национальной элиты банальность видения - это преступление перед собой, перед своими детьми и перед человечеством. Без осознания этой истины всякая принадлежность к элите иллюзорна. Поэтому истинный долг элиты - находить адекватный ответ на вызов времени.
Каковы же некоторые основные проблемы, в совокупности образующие вызов XXI века? Проблема окружающей среды, осознанная полвека тому назад как ключевая угроза выживанию человечества, сегодня технически уже может решаться на локальном уровне, но остается крайне слабо управляемой на региональном и глобальном уровнях. Об этом наглядно свидетельствует судьба Киотских протоколов. Более того, в связи с успехами генной инженерии экологическая опасность на микроуровне становится не менее грозной, чем на макроуровне. Сами по себе международно-правовые санкции, даже в случае их принятия большинством национальных государств, могут оказаться малоэффективными, если они не будут подкреплены активными неправительственными действиями широкой международной общественности. Их усилия предполагают добровольное следование согласованному этическому кодексу поведения, создание мирового общественного климата неприятия макро- и микроэкологических преступлений против человечества. При этом нарушители - организации, фирмы и ответственные специалисты - будут подвергаться остракизму и публичному осуждению некой ключевой международной неправительственной структурой, способной найти пути решения глобальных проблем, которые оказываются неподъемными для существующих межправительственных и национальных организаций.
Наиболее ярким недавним примером неспособности этих устоявшихся организаций упреждать возникновение международных угроз стали развитие и экспоненциальный рост ограничительной деловой практики после крушения планового народного хозяйства и мировой социалистической системы. Западные по своей ориентации международные финансовые и экономические институты, распространяющие рыночные ценности на обширные просторы последнего мирового прибежища эгалитаризма (уравниловки), были больше озабочены развертыванием процесса первоначального накопления капитала в его самых примитивных формах, нежели распространением на весь мир западных правил честного ведения бизнеса и установлением высоких стандартов современной деловой активности. В результате, после излишне трудного десятилетнего переходного периода, вместо ожидавшегося всемирного триумфа западной модели развития мы вступили в XXI век с возникшими во многих регионах мира экономическими серыми зонами, с растущим черным рынком и повсеместно распространяющейся государственной коррупцией. Совершенно очевидно, что время судьбоносных решений было упущено, но и сегодня в интересах сообщества деловых людей было бы важно начать работу по установлению международных принципов честного предпринимательства, по разработке кодекса делового поведения, который сделал бы мировое хозяйство более надежным, прозрачным и безопасным местом для частного предпринимательства.
И, наконец, размышляя о проблемах безопасности, нельзя не сказать о распространившейся во всех мировых центрах проблеме цивилизационного разлома, который на поверхности явлений проявляется в виде угрозы международного терроризма. Несмотря на приложенные значительные совместные усилия, используемые сегодня государственные и международные меры силового и гуманитарного сдерживания терроризма явно не приводят к решению этой сложнейшей глобальной проблемы. Впервые за всю человеческую историю мир столкнулся с подлинной аннигиляцией (превращением в ничто) культурного диалога между Севером и Югом, между модернизмом и традиционализмом, между западной и восточной цивилизациями. Международный терроризм - это химера- мутант, невольно рожденная пресловутой западной концепцией игры с нулевой суммой. Это даже не война, потому что противника в равной мере не интересует ни победа, ни поражение. Пришла в действие самопроизвольная и необратимая цепная реакция. Перед нами стиль и метод тотального антидиалога, новая форма антибытия, которая, соответственно, способна оперировать вне времени. Эта сила не имеет лица, родины или домашнего адреса. Пожалуй, ее можно назвать синдромом накопленного иммунодефицита культуры. Мы должны пройти между Сциллой упрощенного понимания и Харибдой антидиалога.
Итак, мы можем сформулировать второй постулат для обсуждения. Ни взаимный обмен мнениями, ни простое согласование различных высказанных точек зрения сегодня уже не образуют подлинного диалога цивилизаций. Диалог - это не просто мирное существование различных культур. Он обязательно выходит за старые рамки биполярной картины мира и, уж конечно, не сводится к одному игроку за мировой шахматной доской. Диалог цивилизаций отнюдь не консенсус - это новый коллективный синергетический продукт. Он скорее подобен одному из семи чудес света - Колоссу Родосскому, который своим светом объединяет разные части света в одну общую ойкумену, где соединяются Вера, Наука, Искусство и Дело.
В.М. Немчинов
Другие работы по теме:
Диалогическое слово
Диалогическое слово - понятие, разработанное М. М. Бахтиным применительно к его теории полифонического романа .
«Об экуменизме»
В наши дни слово «экуменизм» также используется в другом смысле: оно выражает идею полного слияния различных религий, христиан и нехристиан, в синтетическую религию.
Роль нравственных традиций в этнокультуре
Наиболее важными в определении культуры вообще и этнокультуры в частности является то, в чем видеть ее сущность. И. Кант гениально и просто определил сущность культуры как нравственное, моральное сознание.
Общечеловеческие ценности иллюзия и реальность 2
Общечеловеческие Ценности — словосочетание, активно используемое в манипуляции общественным мнением Утверждается, что несмотря на различие национальных культур, религий, уровня жизни и развития народов Земли существуют некие одинаковые для всех ценности, следовать которым должны все без исключения Ещё один миф и выдумка, дабы создать иллюзию в понимании человечества как некоего монолитного организма с единым для всех народов путём развития и способами достижения своих целей Во внешней политике США и их сателлитов разговоры о защите «общечеловеческих ценностей» (свобода, демократия, защита прав человека и т д) перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества Мало кто задумывается над тем, что абсолютных общечеловеческих ценностей не существует Например,
Диалог
Диалог (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.
Международная коммуникация
Проблема повышения качества российского образования в последние годы получает новый ракурс рассмотрения. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что образовательная политика России учитывает общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
Диалог и дискуссия: слышать и быть услышанным
Слово «диалог» происходит от древнегреческого dialogos, означающего свободное течение идей между «берегами» — участниками дискуссии. Диалог призван способствовать спокойному восприятию, осмыслению и развитию высказываемых идей.
Объяснение Чацкого с Софьей
Единственный персонаж, задуманный и исполненный в комедии «Горе от ума» как близкий Чацкому, — это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…».
Толерантность
Сочинение-рассуждение В Украине проживают люди 134 национальностей. Каждая имеет свою самобытную культуру, историю, традиции. Но всем нам следует быть толерантными по отношению друг к другу.
Реализм романа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина
Автор: Пушкин А.С. Характер Онегина в первой части романа раскрывается в сложном диалогическом отношении между героем и автором. Пушкин и входит в образ жизни Онегина, и поднимается над ним в другое, более широкое измерение бытия. Диалог этот обусловлен не только различиями в характерах Онегина и автора, но и временной дистанцией между ними.
Роль внутренних монологов Григория Мелехова в третьем томе романа Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Внутренний монолог – это диалог с самим собой. В романе «Тихий Дон» внутренние монологи мы можем встретить в основном только у главного героя – Григория Мелехова, в которых он выражает свои чувства, мысли. В третьем томе романа «Тихий Дон» можно выделить следующие его внутренние монологи:
Стихотворение Пушкина Бесы
В основе стихотворения А.С. Пушкина «Бесы» — диалог с ямщиком, хотя это сложно назвать диалогом, так как от лирического героя исходит только одна, причем стереотипная для путников, реплика: «Эй, пошел ямщик!..» Скорее это монолог ямщика, причем фактически без признаков стилизации простонародной речи.
Особенности современной культуры
Современная культура - это множество самобытных культур находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое-будущее».
Межкультурная коммуникация
Подходы к пониманию и определению культуры: Описательный (Фрейд) ценностный (Хайденер, Вебер, Францев,) деятельностный (Маркарян, Ю.А. Сброкин)
Кинишба
Кинишба — руины огромного, 600-комнатного посёлка-пуэбло на востоке штата Аризона, существовавшего в 13-14 вв. н. э. Памятник интересен тем, что сочетает черты культур Могольон и Анасази, являющихся предками современных народов хопи и зуни. [1] Часть помещений доступна для посещения туристами, часть закрыта из-за аварийного состояния.
Монолог в полилоге
Существуют такие понятия, как монологическая речь, диалогическая речь и полилогическая речь. Монолог, диалог, полилог - формы общения. Общение - потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.
Предмет культурологии, его место и роль в обществе
Культурология как наука о культуре, ее сущности и закономерностях, взаимовлиянии, культур, цивилизаций. Культурология - теория и история культуры. Взаимосвязь культурологии с общегуманитарными дисциплинами.
Племянник Рамо
Введение 1 Сюжет 2 История публикации Список литературы Введение «Племянник Рамо» (Le Neveu de Rameau) — философско-сатирический диалог Дени Дидро, написанный предположительно в 1760-е годы, но впервые опубликованный только в XIX веке. Современные исследователи считают его «вершиной художественного творчества Дидро»[1].
Культура Луншань
Луншань (кит. 龍山文化) — группа неолитических культур, располагавшихся по течению реки Хуанхэ на протяжении второй половины II тысячелетия до н.э.
Скуайер, Эфраим
Эфраим Джордж Скуайер (англ. Ephraim George Squier, 17 июня 1821 г., Вифлеем, Нью-Йорк, США — 17 апреля 1888, Нью-Йорк). Американский археолог, дипломат, исследователь доколумбовых культур Нового Света.
Вишнёвая побеговая моль
Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Биология Список литературы Введение Вишнёвая побе́говая моль (лат. Argyresthia pruniella) — вид бабочек рода Argyresthia семейства Аргирестииды (Argyresthiidae), вредитель сельскохозяйственных культур. К числу кормовых растений кроме вишни относятся также черешня, слива, абрикос, персик и терн, иногда яблоня, груша, боярышник, рябина и лещина.[1]
Древневосточные церкви
Введение 1 Древневосточные православные церкви 2 Ассирийская церковь Востока 3 Маронитская католическая церковь 4 Диалог православных церквей византийской и древневосточной традиций
Энтони, Дэвид
Дэвид У. Антони , англ. David W. Anthony — американский археолог и антрополог. Куратор по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк). Специализируется в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами (прежде всего лингвистикой и антропологией).
Доколумбова хронология Перу
и Андского региона в настоящее время основана на классификации, которую предложил Эдвард Лэннинг. Альтернативную систему датировки предложил Луис Лумбрерас, который иначе датирует некоторые археологические находки. Большинство культур Позднего горизонта и некоторые культуры Позднего промежуточного периода были включены в состав инкской империи к 1493 г., однако окончание периода датируется 1534 г., датой крушения Империи инков в результате испанского завоевания.
Использование класса CTabCtrl
Tab control - это мощное средство для решению многих проблем в интерфейсе приложений. Оно позволят существенно увеличить скорость работы вашего приложения, разбить на "части" диалог в удобной для пользователя форме.
по Арбитражному процессу
Содержание Содержание 2 Задача 1 3 Задача 2 5 Список литературы 6 Задача 1 ЗАО «Инвест-Консалт Групп» и ООО «Двойка-Диалог» в установленном порядке приобрели государственные краткосрочные бескупонные облигации. Срок погашения по облигациям наступил, однако Министерство финансов РФ отказывается исполнять денежные обязательства, ссылаясь на постановление Правительства РФ, в соответствии с которым указанные ценные облигации должны быть переоформлены в иные государственные ценные бумаги.
Военно-дорожная подготовка
Усовершенствованные облегченные покрытия а)Поверхностная обработка Образует достаточно устойчивый слой износа. На слоях укрепленных грунтов и каменных материалов допускает автомобильное движение интенсивностью свыше 6000 авт/сутки в любое время года. Не требует сложного базового хозяйства.
Растениеводство как основная отрасль сельского хозяйства
Растениеводство – как основная отрасль сельского хозяйства. Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм полевых культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах.
Промежуточные культуры
Классификация, возделывание и значение промежуточных культур в специализированных севооборотах зернового направления. Характеристика озимых культур. Поукосные промежуточные культуры, особенности их обработки. Посев пожнивных промежуточных культур.
Бактериальные удобрения
Бактериальные удобрения, содержат монокультуру или комплекс микроорганизмов, жизнедеятельность которых способствует накоплению в почве элементов питания растений, стимулирует их рост и развитие.