90 шпаргалок по БЖД 1 курс (1-2 семестр)

Рефераты по безопасности жизнедеятельности » 90 шпаргалок по БЖД 1 курс (1-2 семестр)

1.Содержание дисциплины «БЖД» ее цели и задачи:

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний охватывающих те­орию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой де­ятельности сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

- идентификация (распознавание и количествен­ная оценка) негативных воздействий среды обитания;

- защита от опасностей или предупреждение воз­действия тех или иных негативных факторов на че­ловека;

- ликвидация отрицательных последствий воз­действия опасных и вредных факторов;

- создание нормального то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Интегральным показателем безопасности жиз­недеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации под которой мы понима­ем прогресс науки техники экономики индустри­ализацию сельского хозяйства использование раз­личных видов энергии вплоть до ядерной созда­ние машин механизмов применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями значительно увеличивает количество вредных факторов негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельно­сти человека становится защита от этих факторов.

На протяжении всего существования человечес­кая популяция развивая экономику создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого несмотря на увеличение количе­ства вредных воздействий уровень безопасности че­ловека возрастал. В настоящее время средняя про­должительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус­матривает процесс познания сложных связей чело­веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду согласно законам физики вызывает ответные противодействия всех ее компонен­тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор пока они не пре­вышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

- безопасность в бытовой среде;

- безопасность в производственной сфере;

- безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

- безопасность в окружающей природной среде;

- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Бытовая среда - это вся сумма факто­ров воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие раз­делы науки как коммунальная гигиена гигиена пи­тания гигиена детей и подростов.

Производственная среда — это совокупность фак­торов воздействующих на человека в процессе тру­довой деятельности.

Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерно­сти взаимодействия организмов с окружающей сре­дой.


10.Понятие о естественных химических факторах среды обитания. Биохимические провинции.

Вредные химические вещества окружающей сре­ды как и любые другие можно разделить на две группы: естественные (природные) и антропоген­ные (попадающие в окружающую среду в связи с деятельностью человека).

Естественные: химические вещества поступающие в организм человека с воздухом водой пищей. (аминокислоты витамины белки жиры углеводы микроэлементы).

Для организма человека разнообразие химических веществ имеет неравноценное значение. Одни из них индифферентны то есть безразличны для организма другие оказывают на организм вредное действие третьи обладают выраженной биологичес­кой активностью являясь либо строительным ма­териалом живого вещества либо обязательной со­ставной частью химических регуляторов физиоло­гических функций: ферментов пигментов витами­нов. Последние получили название биологически активных элементов (или биогенных элементов). Все биогенные элементы в зависимости от их про­центного содержания в организме человека разде­лены на две группы:

— макроэлементы — О С Н М Cl S Р Са Nа Mg содержание которых в организме человека со­ставляет 10-3% и более;

- микроэлементы — I Сu Со Zn Рt Мо Мn и др. содержание которых в организме достигает 10-3%

— следовые элементы обнаруживаемые в орга­низме человека в количествах не превышающих 10-12%.

Качественное и количественное содержание хи­мических элементов определяется природой орга­низма при этом внутренняя и внешняя среда пред­ставляет собой единую целостную систему нахо­дящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой.

Необходимо отметить однако что физиологичес­кие возможности процессов уравновешивания внут­ренней среды организма с постоянно меняющейся внешней средой ограничены. Расстройство равно­весия выражающееся в нарушении процессов жиз­недеятельности или в развитии болезни может на­ступать при воздействии чрезвычайного по величи­не или необычного по характеру фактора внешней среды. Такого рода ситуации могут иметь место на определенных территориях вследствие естественного неравномерного распределения химических элемен­тов в биосфере: атмосфере гидросфере литосфере. Такие территории были на­званы биогеохимическими провинциями а наблю­даемые специфические заболевания населения по­лучили название геохимических заболеваний. Так например если того или иного химического элемен­та скажем йода оказывается недостаточно в почве то понижение его содержания обнаруживается в растениях произрастающих на этих почвах а также в организмах животных питающихся эти­ми растениями. В результате пищевые продукты как растительного так и животного происхожде­ния оказываются обедненными йодом. Химический состав грунтовых и подземных вод отражает хими­ческий состав почвы. При недостатке йода в почве его недостаточно оказывается и в питьевой воде. Йод отличается высокой летучестью. В случае по­ниженного содержания в почве в атмосферном воз­духе его концентрация также понижена. Таким об­разом в биогеохимической провинции обедненной йодом организм человека постоянно недополучает йод с пищей водой и воздухом. Следствием являет­ся распространение среди населения геохимическо­го заболевания — эндемического зоба.

Существуют и другие биогеохимические провин­ции обедненные медью кальцием марганцем ко­бальтом; обогащенные свинцом ураном молибде­ном марганцем медью и другими элементами.


11.Понятие о среде обитания – окружающей производственной и бытовой.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» предус­матривает процесс познания сложных связей чело­веческого организма и среды обитания. Воздействие человека на среду согласно законам физики вызывает ответные противодействия всех ее компонен­тов. Организм человека безболезненно переносит те или иные воздействия до тех пор пока они не пре­вышают пределы адаптации. БЖД рассматривает:

- безопасность в бытовой среде;

- безопасность в производственной сфере;

- безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);

- безопасность в окружающей природной среде;

- чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Бытовая среда - это вся сумма факто­ров воздействующих на человека в быту. Реакцию организма на бытовые факторы изучают такие раз­делы науки как коммунальная гигиена гигиена пи­тания гигиена детей и подростов.

Производственная среда — это совокупность фак­торов воздействующих на человека в процессе тру­довой деятельности.

Безопасность в природной среде — это одна из отраслей экологии. Экология изучает закономерно­сти взаимодействия организмов с окружающей сре­дой.

Человеческий опыт накопил определенные при­емы методы для обеспечения безопасного взаимо­действия со средой обитания особенно в производ­ственной среде. Безопасность труда — это такое состояние его условий при котором исключено не­гативное воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Техника безопасности — система организаци­онных мероприятий и технических средств предот­вращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Для каж­дого вида работ существуют определенные правила техники безопасности человек допускается к рабо­те только после их изучения. В паспорте любого технического устройства изложены правила эксп­луатации выполнение которых делает безопасной работу с этом устройством.

Обеспечение безопасных условий на рабочих ме­стах является обязанностью администрации.

Охрана труда — система законодательных ак­тов социально-экономических организационных технических гигиенических и лечебно-профилакти­ческих мероприятий и средств обеспечивающих бе­зопасность сохранение здоровья и работоспособно­сти человека в процессе труда.

Производственная санитария — система органи­зационных мероприятий и технических средств пре­дотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.


12.Краткая характеристика нервной системы. Механизм реакции нервной сис-мы на факторы окр. среды:

Негативн. воздейств. на организм могут ока­зывать различн. раздражители (факторы внешней среды) — физические химичес­кие биологич. и т.д. Влияние всех этих факторов про­исходит в конкретных социальных условиях суще­ствования кот-ые имеют нередко решающее зна­чение в обеспечении БЖД. Способность организма отвечать на воздейств. факторов окр. среды называется реактив­ностью. Реактивность — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеят. на воз­действия окр. среды. Реактивность обеспе­ч. защитно-компенсаторными сис-ми и механизмами решающая роль в осуществлении ко­торых принадлежит нервной сис-ме. В процессе развития организма нервная сис-ма стала ведущей обеспечивающей целостность организма его един­ство с окр.средой сохранение постоянства внутр. среды строения функций. Нервная система вып. след. важн. функции:

- осущ. вз-ие организма с окр. средой обеспеч. приспособление организ­ма к постоянно меняющимся условиям среды;

- объединяет органы и системы тела в единое целое и согласует их деятельность;

- на высшем этапе развития нервная сис-ма осущ. психич. деятельность на основе физиологических процессов ощущения восприятия и мышления. Нервная сис-ма условно делится на две части: соматическая управляющая мускулатурой скеле­та и некот-ых внутр. органов (язык гортань глотка); вегетативная — иннервирующая все мыш­цы кожи сосуды. Структурной и функциональн. единицей не­рвной сис-мы является нейрон — нервная клетка. Нервные клетки кото­рыми снабжены все орга­ны и ткани организма имеют несколько корот­ких ветвящихся отростков - дендритов по кото­рым импульсы поступа­ют в тело клетки и один длинный отросток — ак­сон по которому импуль­сы идут от тела клетки.

Нервы представля­ют собой скопление нервных волокон идущих от нервных клеток спинного и головного мозга или узлов. Они осущ. связь между центральн. нервн. сис-мой и отдельными орга­нами и клетками организма. Нервы проводящ. возбуждение из центр. нервн. сис-мы к рабочим органам называются нисходящими цен­тробежн. или двигательн. Нервы передаю­щ. возбуждение от разных органов и участков тела в головной и спинной мозг называются восходящи­ми. Рецепторы — специализир. нервные клет­ки обладающие избирательной чувствительностью к возд. опред. факторов. Рецепторы могут быть в виде простых нервных окончаний иметь форму волосков пластинок. Часть рецепто­ров предназначены для восприятия факторов окр. среды другая часть воспринимает изменения внутр. среды организ­ма.Функции нервной сис-мы осущ. по механизму рефлекса.

Рефлекс — это реакция организма на раздраже­ние из внешней или внутр. среды осуществля­емая при посредничестве центр. нервн. сис­-мы. В основе всякого рефлекса лежит деятель­ность сис-мы соединенных друг с другом нейронов образующ. т.н. рефлекторную дугу.Простая рефлекторная дуга состоит из двух ней­ронов один из которых связан с какой-нибудь чув­ствительной поверхностью например с кожей а другой — с мышцей или железой. Несмотря на сложность строения в любой реф­лекторной дуге выделяются три главных элемента:

— рецептор трансформирующий энергию раз­дражения в нервн. процесс связ. с аффе­рентным нейроном;

- центр. нервн. сис-ма (различные ее уровни от спинного до головного мозга) где осуще­ствляется преобразование возбуждения в ответную реакцию и переключение его с центростремитель­ных на центробежные волокна;

- эфферентный нейрон осуществляющий ответ­ную реакцию (двигательную или секреторную).


13.Понятие об анализаторах. Схема зрительного и слухового анализаторов.

БЖД направлена на защиту человека от воздействия опасных и вредных факторов. Для поддержания системы «человек-сре­да» в безопасном состоянии необходимо согласовать действия человека с элементами окружающей сре­ды. Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи органов чувств. Как уже было сказано выше органы чувств являются периферическими отделами анализаторов. Основн. характеристикой анализатора явл. Чувствит. которая выражается в способ­ности живого организма воспринимать действие раз­дражителей исходящих из внешн. или внутр. среды. Она характериз. величиной порога ощущения — чем ниже порог тем выше чувстви­тельность. Различают абсолютн. и дифферен. пороги ощущения. Абсолютный порог ощу­щения это мин. сила раздражения спо­собная вызвать ответную реакцию. Дифференци­альный порог ощущения — это мин. вели­чина на которую нужно изменить раздражение чтобы вызвать изменение ответной реакции. Вре­мя проход. от начала воздейств. раздражи­т. до появления ощущения называется латент­ным периодом.

Зрительный анализатор обеспеч. более 80% информации о внешн. мире имеет важное значе­ние в обеспечении безопасности характериз. следующими показателями:

- острота зрения — способность раздельного вос­приятия объектов — управляется большим числом биокибернетических устройств; сущ. сис-ма обеспеч. четкость изображ. на сетчат­ке путем изменения кривизны хрусталика; кроме того освещенность сетчатки регулируется диамет­ром зрачка;

— поле зрения — состоит из центральн. области бинокулярного зрения обеспеч. стереоско­пичность восприятия; его границы у отдельных лиц зависят от анатомических факторов; поле зрения охватывает около 240° по горизонтали и 150° по вертикали нор­мальн. естес. освещения; недостаток кислоро­да приводят к резкому уменьш. поля зрения;

— яркостный контраст — чувствительность к нему явл. важн. показателем зрит. анализатора; его порог (наименьшая воспринимае­мая разность яркостей) зависит от уровня яркости в поле зрения и ее равномерности; оптимальный порог регистрируется при естественном освещении;

- цветовосприятие - способность различать цвета предметов. Цветовое зрение — это одновре­менно физич. физиологич. психологич. явление заключ. в способности глаза реагировать на излучение различн. длины вол­ны в специфич. восприятии этих излучений. На ощущение цвета влияют длина волны излуче­ния яркость источника света коэффициент отра­жения или пропускания света объектом качество и интенсивность освещения. Цветовая слепота (дальтонизм) — генетическая аномалия но цвето­вое зрение может меняться под влиянием приема некоторых лекарственных препаратов и под действи­ем химических веществ.

Слуховой анализатор воспринимает звуки кото­рые представляют собой акустические колебания способные восприниматься органом слуха в диапа­зоне 16-20000 Гц.Важной характеристикой слуха является его ост­рота или слуховая чувствительность. Она определя­ется минимальной величиной звукового раздражи­теля вызывающего слуховое ощущение. Острота слуха зависит от частоты воспринимаемого звуко­вого сигнала. Абсолютный порог слышимости --минимальная интенсивность звукового давления ко­торая вызывает слуховое ощущение -- составляет 2 • 10'5 Н/м2. При увеличении интенсивности звука возможно появление неприятного ощущения а затем и боли в ухе. Наименьшая величина звукового давления при которой возникают болевые ощущения назы­вается порогом слухового дискомфорта. Он равен в среднем 80-100 дБ относительно абсолютного по­рога слышимости. Интенсивность звукового воздей­ствия определяет громкость ощущения частота -его высоту. Существенной характеристикой слуха является способность дифференцировать звуки раз-

личной интенсивности по ощущению их громкос­ти. Минимальная величина ощущаемого различия звуков по их интенсивности называется дифферен­циальным порогом восприятия силы звука. В нор­ме для средней части частотного диапазона звуко­вых волн эта величина составляет около 0 7—1 0 дБ.


14.Иммунитет понятие об иммунитете: виды иммунитета.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям а так же агентам и веществам обладающим чужеродными для организма антигенными свойствами.

Иммунные реакции носят защитный приспосо­бительный характер и направлены на освобожде­ние организма от чужеродных антигенов поступа­ющих в него извне и нарушающих постоянство его внутренней среды. Защитные по своей природе ре­акции иммунитета в силу тех или иных причин могут быть извращены и направлены на некоторые собственные нормальные неизмененные компонен­ты клеток и тканей в результате чего возникают аутоиммунные болезни. Иммунные реакции могут быть причиной повышенной чувствительности орга­низма к некоторым антигенам — аллергия анафи­лаксия.

Различают следующие виды иммунитета: врож­денный и приобретенный.

Врожденный видовой наследственный или есте­ственный иммунитет — это невосприимчивость од­ного вида животных или человека к заболеваниям другого вида. Например люди невосприимчивы к чуме собак и крупного рогатого ската; у многих жи­вотных не удается вызвать заболевание корью и т. д. Существуют различные степени напряженности ви­дового иммунитета. Иногда неблагоприятные фак­торы (например воздействие низких температур) могут снизить естественный иммунитет к опреде­ленному виду микробов.

Приобретенный иммунитет может быть есте­ственным и искусственным. В свою очередь разли­чают активно и пассивно приобретенный естествен­ный и искусственный иммунитет.

Активно приобретенный естественный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного забо­левания. Это наиболее прочный продолжительный иммунитет который поддерживается иногда всю жизнь. Активно приобретенный искусственный им­мунитет возникает в результате вакцинации живы­ми ослабленными или убитыми вакцинами (микроб­ными препаратами). Такой иммунитет возникает через 1—2 недели после вакцинации и поддержива­ется относительно долго — годами и десятками лет.

Пассивно приобретенный естественный иммуни­тет -это иммунитет плода или новорожденного ко­торый получает антитела от матери через плацен­ту или с грудным молоком. В связи с этим ново­рожденные в течение определенного времени оста­ются невосприимчивыми к некоторым инфекциям например к кори.

Пассивно приобретенный искусственный имму­нитет создают путем введения в организм иммуно­глобулинов полученных от активно иммунизиро­ванных людей или животных. Такой иммунитет ус­танавливается быстро — через несколько часов после введения иммунной сыворотки или иммуно­глобулина и сохраняется непродолжительное вре­мя в течение 3—4 недель т. к. организм стре­мится освободиться от чужеродной сыворотки.

Все виды иммунитета связанные с образованием антител носят название специфического т.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12