Ядерное Оружие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРОЗОВАНИЯ №140 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

Реферат

Тема: «Ядерное оружие»

Ученика Наумова А. А.

9 «б» класс школа №140

Преподаватель: Колотыгина Ю. А.

Екатеринбург

2003 год

Содержание: стр.

1. Введение. 3

2. История создания ядерного оружия. 3

2 .1) 1902 – 1903. Начало пути: А. Беккерель Ф.Содди Э. Резерфорд .. 3

2 .2) 1905. Релятивистский аргумент А. Эйнштейна в пользу атомной энергии .. 4

2 .3) 1932. "Год чудес" в "Великое трехлетие" ядерной физики (1932-1934) 4

2 .4) 1938 – 1939. "Томный" характер атомной энергии .. 5

2 .5) 1939 – 1945. Финишный рывок . 5

2 .6) 1945. Хиросима и Нагасаки .. 6

2 .7) 1945 – 1957. Ядерный паритет достигнут . 8

3. Виды ядерных зарядов.. 8

3 .1 ) Атомные заряды. 8

3. 2 ) Термоядерные заряды. 9

3. 3 ) Нейтронные заряды. 9

3 .4 )"Чистый" заряд. 9

4. Конструкция и способы доставки.. 9

5. Мощность ядерных боеприпасов.. 10

6. Виды ядерных взрывов.. 10

7. Применение первого атомного оружия. 10

8. Поражающие факторы ядерного взрыва. 12

8.1) Ударная волна . 12

8.2) Световое излучение . 15

8.3) Проникающая радиация . 19

8.4) Радиоактивное заражение . 19

8.5) Электромагнитный импульс . 20

9. Поведение и действие населения в очаге ядерного поражения. 21

10. Атомная энергетика. 24

10.1) Получение ядерной энергии. 24

10.2) Ядерные реакторы: классификация. 24

10.3) Термоядерная энергия – основа энергетики будущего. 24

11. Атом и экология. 25

12. Заключение. 26

13. Использованная литература. 28

1. Введение

Я решил выбрать эту тему для реферата потому что ядерное оружие не может приносить добро его надо запретить. По-моему задачи стоящие перед человечеством – не допустить гонку ядерного вооружения и не допустить распространения его в других государствах. Проведение политики мира разрешение конфликтов между странами путем переговоров и согласований обязательное соблюдение всех резолюций ООН – всё это основные задачи стоящие перед человечеством для сохранения мира.

Научные знания могут служить и целям гуманным благородным и целям варварским. Все зависит от того в чьих руках находится наука и добытые ею результаты кто и по каким соображениям занимается научной деятельностью каковы моральные устои и социальные воззрения людей науки. Эти вопросы возникли перед человечеством именно в тот момент когда атомная бомба стала реальной угрозой.

Я считаю что атомное оружие – самое мощное оружие на сегодняшний день. Оно находится на вооружении пяти стран-сверхдежав: России США Великобритании Франции и Китая. Существует также ряд государств которые ведут более-менее успешные разработки атомного оружия однако их исследования или не закончены или эти страны не обладают необходимыми средствами доставки оружия к цели что делает его бессмысленным. Индия Пакистан Северная Корея Ирак Иран имеют разработки ядерного оружия на разных уровнях ФРГ Израиль ЮАР и Япония теоретически обладают необходимыми мощностями для создания ядерного оружия в сравнительно короткие сроки.

Трудно переоценить роль ядерного оружия. По-моему с одной стороны это мощное средство устрашения с другой – самый эффективный инструмент укрепления мира и предотвращения военного конфликтами между державами которые обладают этим оружием. С момента первого применения атомной бомбы в Хиросиме прошло 58 лет. Мировое сообщество близко подошло к осознанию того что ядерная война неминуемо приведет к глобальной экологической катастрофе которая сделает дальнейшее существование человечества невозможным. В течение многих лет создавались правовые механизмы призванные разрядить напряженность и ослабить противостояние между ядерными державами. Так например было подписано множество договоров о сокращении ядерного потенциала держав была подписана Конвенция о Нераспространении Ядерного Оружия по которой страны-обладателя обязались не передавать технологии производства этого оружия другим странам а страны не имеющие ядерного оружия обязались не предпринимать шагов для его разработки; наконец совсем недавно сверхдержавы договорились о полном запрещении ядерных испытаний. Очевидно что ядерное оружие является важнейшим инструментом который стал регулирующим символом целой эпохи в истории международных отношений и в истории человечества… Как и любое событие создание атомного оружия имеет свою историю.

2. История создания ядерного оружия.

2.1) 1902 – 1903. Начало пути: А. Беккерель Ф.Содди Э. Резерфорд

Первые сигналы о том что внутри атомов скрыты огромные запасы энергии поступили как раз от того элемента который впоследствии и подсказал способ ее извлечения. В самом конце XIX века Антуан Анри Беккерель пытавшийся обнаружить рентгеновское излучение при флюоресценции солей урана открыл явление радиоактивности – беккерелевы лучи. Открытие А. Беккереля заинтересовало многих: во Франции ими были Мария и Пьер Кюри Поль Виллар в Англии – Эрнест Резерфорд и Фредерик Содди в Германии и Австрии – Эгон Швейтлер Стефен Майер чуть позже – Отто Ган.

Но первыми до конца осознали что попало им в руки были все-таки Ф. Содди и Э. Резерфорд. И произошло это не позже 1902-1903 годов потому что уже в 1903 году Ф. Содди написал: "Атомная энергия по всей вероятности обладает несравненно большей мощностью чем молекулярная энергия <...> и сознание этого факта должно заставить нас рассматривать планету на которой мы живем как склад взрывчатых веществ обладающих невероятной взрывной силой". (Спустя пять лет Ф. Содди писал о возможности с помощью атомной энергии "превратить всю планету в цветущий сад" но это не имело никакого значения главные слова уже были сказаны.)

2.2) 1905. Релятивистский аргумент А. Эйнштейна в пользу атомной энергии

К началу испытаний первой атомной бомбы в Соединенных Штатах был подготовлен к печати так называемый "Отчет Смита" который увидел свет в том же 1945 году но уже после Хиросимы и Нагасаки и под названием "Официальный отчет о разработке атомной бомбы под наблюдением правительства США". Введение к этой книге начиналось с фразы о том что эйнштейновское соотношение E=mc2 "выбрано в качестве руководящего принципа изложения" всего дальнейшего.

Да и сам Эйнштейн полагал что это фундаментальное следствие теории относительности разрабатываемой им в 1905 году найдет экспериментальное подтверждение именно при изучении радиоактивных веществ.

2.3) 1932. "Год чудес" в "Великое трехлетие" ядерной физики (1932-1934)

В 1932 году Джеймс Чедвик наконец открывает нейтрон предсказанный Э. Резерфордом его учителем по Кембриджу. И едва исследователи получили в руки этот "эффективный инструмент" как открытия хлынули лавиной.

Дмитрий Дмитриевич Иваненко (СССР) и Вернер Гейзенберг (Германия) создают протонно-нейтронную модель атомного ядра. Ученики Э. Резерфорда Джон Кокрофт и Эрнест Уолтон расщепляют ядра лития протонами ускоренными с помощью электростатического ускорителя. В США Гарольд Юри с сотрудниками открывают дейтерий тяжелый протон водорода. Еще один американец Карл Андерсон открывает в космических лучах позитрон положительно заряженный аналог электрона.

В 1933 году Патрик Блэкетт и Джузеппе Оккиалини подтверждают открытие Андерсона. Гилберт Льюис и Р. Макдональд в США открывают тяжелую воду. Сразу во Франции (Ирен и Фредерик Жолио-Кюри) в Англии (Блэкетт Оккиалини и Чедвик) в США (Андерсон) и в Германии (Л. Мейтнер) обнаруживают рождение электронно-позитронных пар из жестких гамма квантов вблизи ядер достаточно тяжелых элементов.

В 1934 году Энрико Ферми добавив гипотезу Вольфганга Паули о нейтрино (безмассовой нейтральной частице вылетающей при бета-распаде) к протонно-нейтронной модели ядра создает теорию бета-распада. Тот же Ферми публикует первые работы по облучению урана медленными нейтронами где приходит к выводу что ему удалось получить новые элементы номер 93 и 94 (их химическую идентификацию провести Ферми не удалось – не было достаточного количества для анализа).

Ирен и Фредерик Жолио-Кюри экспериментально открывают явление искусственной радиоактивности химических элементов.

Ида Ноддак (Германия) теоретически предсказывает возможность деления ядер урана.

Лео Сциллард в Англии высказывает мысль о цепной ядерной реакции при облучении бериллия нейтронами что как он считает можно использовать для получения мощной взрывчатки нового типа.

Маркус Олифант Пол Хартек и Эрнест Резерфорд открывают тритий сверхтяжелый изотоп водорода.

Прорыв в ядерной физике за эти три года оказался таким значительным что уже в 1934 году физики имели все теоретические предпосылки для создания атомной бомбы – деление урана цепной характер этого деления и по сути уже открытый плутоний.

Однако потребовалось еще несколько лет исследований физиков в содружестве с химиками чтобы открыть феномен деления урана с помощью медленных нейтронов.

2 .4) 1938 – 1939. "Томный" характер атомной энергии

На этот раз вперед вышли немцы. Отто Ган и Фриц Штрассман уверенно фиксируют что при бомбардировке атомов урана медленными нейтронами некоторые ядра расщепляются на две примерно равные части с высвобождением большого количества ядерной энергии. А теоретическое объяснение явлению дают Лизе Мейтнер и Отто Фриш вынужденные эмигрировать из фашистской Германии в Швецию. Они же в очередной раз но теперь не умозрительно а строго доказательно указывают на то что деление ядер должно сопровождаться высвобождением огромного количества энергии что Фриш подтверждает экспериментально.

С начала 1939 года новое явление изучают сразу в Англии Франции США и Советском Союзе. Нильс Бор и Джон Уилер в Соединенных Штатах и Яков Ильич Френкель в СССР предлагают теорию деления ядер и почти сразу выясняется цепной характер деления (В. Цинн и Лео Сциллард (США) Яков Борисович Зельдович и Юлий Борисович Харитон (СССР)). Появляется понятие критической массы урана при достижении которой начинается процесс деления (Френсис Перрен Франция). Выясняется решающая роль изотопа урана-235 (актиноурана как тогда говорили) составляющего в природной урановой смеси всего 0 71% (Нильс Бор). Открывают два трансурановых элемента 93-й и 94-й – нептуний и плутоний (Эдвин Макмиллан Филипп Абельсон Гленн Сиборг США) и устанавливают что плутоний так же хорошо делится под действием нейтронов как и уран-235 (Джозеф Кеннеди Сиборг Эмилио Сегре Артур Валь США).

Таким образом окончательно стало известно все необходимое для извлечения атомной энергии. Позже Содди предлагал назвать эту энергию как полагается: "томной" то есть "делительной" (слово "атомная" означает как раз "неделимую"). Но неологизм Ф. Содди не привился.

2 .5) 1939 – 1945. Финишный рывок

Европа была накануне Второй мировой войны и потенциальное обладание таким мощным оружием подталкивало милитаристские круги на быстрейшее его создание но тормозом стала проблема наличия большого количества урановой руды для широкомасштабных исследований. Над созданием атомного оружия трудились физики Германии Англии США Японии. Понимая что без достаточного количества урановой руды невозможно вести работы США в сентябре 1940 года закупили большое количество требуемой руды по подставным документам у Бельгии что и позволило им вести работы над созданием ядерного оружия полным ходом. В Лос-Аламосе был создан научный центр по разработке ядерного оружия (Манхэттенский проект). Возглавил его генерал Лесли Гровс а руководителем научного проекта был назначен Роберт Оппенгеймер.

В 1939 году началась Вторая мировая война. Но еще на ее пороге физики-ядерщики похоже окончательно осознали к чему на самом деле могут привести их открытия. 2 августа 1939 года Альберт Эйнштейн (после настоятельных уговоров Лео Сцилларда и Юджина Вигнера) пишет письмо президенту Рузвельту и в США в октябре 1939 года появляется первый правительственный комитет по атомной энергии. Понимая к каким последствиям для человека может привести создание ядерного оружия датский физик Нильс Бор (лауреат Нобелевской премии 1913 года автор модели строения атома) обратился к правительствам стран и народам с воззванием о запрещении применения ядерной энергии в военных целях но к его голосу никто не прислушался и разработки ядерного оружия продолжались полным ходом слишком заманчива была цель – стать обладателем такого мощного оружия.

В Англии где развертываются работы по военному применению урана-235 предпочитают не пользоваться эвфемизмами типа "атомная энергия" а называют вещи своими именами. Летом 1941 года Чедвик заявляет: "Мы убеждены что создание атомной бомбы реально и может сыграть решающую роль в войне".

Аналогичные призывы слышны в Кремле и от советских ученых. Но после 22 июня 1941 года ядерные заботы отошли здесь на второй план.

Но в результате массовых бомбардировок немецкой авиацией городов Англии атомный проект “Tub Alloys” подвергся опасности и Англия добровольно передала США свои разработки и ведущих ученых проекта что позволило США занять ведущее положение в развитии ядерной физики и создании ядерного оружия.

В Германии в 1942 году неудачи на германо-советском фронте повлияли на сокращение работ из-за недостатка финансирования “уранового проекта” т.к. он не давал сиюминутных выгод по созданию ядерного оружия.

А в США работа тем временем идет по двум направлениям: выделение урана-235 из природной смеси а точнее – поиск наиболее эффективного метода разделения изотопов урана и сооружение ядерного реактора для наработки плутония-239 который как и уран-235 годился для "томной" бомбы. Первый в мире реактор был запущен в США под руководством Энрико Ферми в декабре 1942 года.

Советский Союз под давлением данных разведки тоже вынужден принять государственную программу по созданию атомной бомбы. В феврале 1943 года в Москве возникает секретная Лаборатория N2 АН СССР где под руководством Игоря Васильевича Курчатова ведут работу по тем же двум направлениям что и американцы. При этом разведывательный канал из США продолжал действовать всю войну и после нее и существенно корректировал советскую программу.

К осени 1944 года когда работы по созданию атомной бомбы подходили к завершению в США был создан 509-й авиаполк “летающих крепостей” "Boeing B-29 Superfortress" командиром которого был назначен опытный летчик полковник Тиббетс. Полк приступил к регулярным длительным тренировочным полетам над океаном на высотах 10-13 тысяч метров.

10 мая 1945 года в “Пентагоне” собрался комитет по выбору целей для нанесения первых ядерных ударов. Для победного завершения Второй мировой войны необходимо было разгромить Японию – союзника гитлеровской Германии. Начало боевых действий было назначено на 10 августа 1945 года. США хотели продемонстрировать всему миру каким мощным оружием они обладают поэтому первыми целями для ядерных ударов были выбраны японские города (Хиросима Нагасаки Кокура Ниигата) которые не должны были подвергаться обычной бомбардировки с воздуха американскими ВВС.

В июле 1945 года американцы испытывают на полигоне в Аламогордо первую в мире плутониевую бомбу. Наступило время действовать...

2 .6) 1945. Хиросима и Нагасаки

Всю весну 1945 года на многие японские постоянно совершали налеты американские бомбардировщики Б-29. Эти самолеты были практически неуязвимы они летали на недоступной для японских самолетов высоте. Например в результате одного из таких рейдов погибло 125 тысяч жителей Токио во время другого - 100 тысяч 6 марта 1945 года Токио был окончательно превращен в руины. У американского руководства возникали опасения что в результате последующих рейдов у них не останется цели для демонстрации их нового оружия. Поэтому заранее отобранные 4 города - Хиросима Кокура Ниигата и Нагасаки - не подвергались бомбежкам.

5 августа в 5 часов 23 минуты 15 секунд была произведена первая в истории атомная бомбардировка над городом Хиросима. Попадание было почти идеальным: бомба взорвалась в 200 метрах от цели. В это время суток во всех концах города маленькие печки отапливаемые углем были зажжены поскольку многие были заняты приготовлением завтрака. Все эти печки были опрокинуты взрывной волной что привело к возникновению многочисленных пожаров в местах сильно удаленных от эпицентра.

Страницы: 1 2 3 4 5