Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золотоор-дынско-казанскоханское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.
Для чувашского язычества был характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи тура (верховным богом), и с другой — злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира — добрые, Нижнего света — злые.
Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Султи тура со своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тура («Тенгри») почитался наравне с другими божествами. Но с появлением «единовластного самодержца» он становится уже Асла тура (Высшим богом), Султи тура (Верховным богом).
В людские дела непосредственно всевышний не вмешивался, управлял людьми через помощника — бога Кебе, ведавшего судьбами человеческого рода, и его служителей: Пулёхсё, назначавшего людям судьбу, счастливые и несчастливые жребии, и Пихампара, раздававшего людям душевные качества, сообщавшего юмзям пророческие видения, который считался также покровителем животных. В услужении Султи тура находились божества, названия которых воспроизводили названия прислуживавших и сопровождавших золотоордынских и казанских ханов чиновников: Тавам ыра — добрый дух, заседавший в диване (палате), Тавам суретекен — дух, ведавший делами дивана, далее: страж, привратник, кравчий и т. д.
Поминально-погребальные обряды.
Комплекс поминально-погребальных обрядов у чувашей-язычников свидетельствует о развитом культе предков. Умерших хоронили головой на запад, на могиле ставили временный памятник из плоского дерева в виде фигуры (салам юпи — «прощальный столбик»), осенью в юпа уйах («месяц столба, памятника") сооружали на могиле умершего в течение прошедшего года антропоморфный юпа — памятник из камня или дерева — мужской — дубовый, женский — липовый. Поминки у чувашей-язычников сопровождались ритуальными песнями и плясками под пузырь (шапар) или волынку (купас), чтобы умилостивить покойника, сделать ему приятным пребывание в могиле; разжигались костры, совершались жертвоприношения. Ученые (А. А. Трофимов и др.) выяснили, что похоронно-поминальная обрядность чувашей, устройство кладбищ (масар) с непременным мостом, положенным через ручеек или овражек (мост дл; перехода в мир предков), и сооружение намогильных памятников юпа в виде столба (акт сотворения вселенной), разжигание огня-костра во время похорон и поминок (куда кидали не только жертвенную пищу, но и вышитые головные уборы сурпаны, украшения алка, ама и др.), наконец, композиционная и образная структура культовых скульптур имеют более чем выразительную связь с этносами индо-иранского культурного круга и полностью согласуются с учением Зара-туштры. По-видимому, основные определяющие черты языческой религии чувашей сформировались у их предков — болгаро-суварских племен — еще в период их пребывания на территории Средней Азии и Казахстана и в последующем, на Северном Кавказе.
Боги и духи.
Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце, землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т. п. Но многие чувашские боги «обитали" не на небесах, а непосредственно на земле.
Злые божества и духи были независимы от Султи тура: других богов и божеств и враждовали с ними. Бог зла и мрака Шуйттан пребывал в бездне, хаосе. Непосредственно от Шуйттана «произошли»:
Эсрель — злое божество смерти, уносящее души людей, Ийе — домовой и костолом, Вопкан — дух, насьыающий эпидемии, а Вупар (упырь) вызывал тяжелые болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения.
Определенное место среди злых духов занимал Иёрёх, культ которого восходит к матриархату. Иёрёх представлял собой куклу в виде женщины. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. Иёрёх был покровителем семьи.
Самыми вредными и злыми божествами считались киремети, которые «обитали" при каждом селении и приносили людям бесчисленное множество несчастий (болезни, бездетность, пожары, засухи, градобития, грабежи, бедствия от помещиков, приказных служителей, пуянов и т.п.). В киремети будто бы превращались души злодеев и угнетателей после их смерти. Само название киремети происходит от мусульманского культа святых «карамат». У каждого селения было не менее одного киреметища, были и общие для нескольких селений киремети. Место жертвоприношения киремети огораживалось, внутри строилось небольшое здание с тремя стенами, обращенное открытой стороной на восток. Центральным элементом киреметища было одиноко стоящее старое, часто уже засохшее дерево (дуб, ветла, береза). Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей, хлебом и т. п. Жертвоприношения совершали в специальных капищах — культовых сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и также назывались ки-реметями. За ними ухаживали мачауры (мачавар). Они вместе с главарями молений (кёлёпусё) совершали обряды жертвоприношений и молений.
Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные и частные жертвоприношения и моления. В большинстве это были жертвоприношения и моления, связанные с земледельческим циклом: уй чукё (моление об урожае) и др.
Леса, реки, особенно омуты и пруды, по поверьям чувашей, были заселены арсури (подобие леших), вуташ (водяной) и другими божествами.
Благополучие в семье и хозяйстве обеспечивал хёртсурт — дух женского пола, в скотном дворе обитало целое семейство духов-покровителей домашней живности.
Все надворные постройки имели духов-покровителей: хранители клети (кёлетри ыра), погреба (нухреп хуси), сторож овина (аван кётусё). В бане ютился зловредный дух ийе — своеобразный домовой-костолом.
«Загробный мир» представлялся язычникам-чувашам продолжением земной жизни. «Благоденствие» покойников зависело от того, насколько щедро потчевали их живые родственники на поминках.
Другие работы по теме:
Религия и её роль в жизни государства
, общества, человека – одна из самых непростых и закрытых тем и мало кто берётся за то, чтобы дать исчерпывающую объективную оценку. Религия важна и нужна не для политики, не для государства, а для общества, для человека. А, говоря о человеке и о себе в частности, я предпочитаю говорить не о религии, как таковой, а о вере, о ядре и основе религии.
Религия Бон
Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор.
Религия право и политика
ПОЛИТИКА РЕЛИГИЯ ПРАВО Религия, политика и право три совершенно разных сферы, но в тоже время все эти сферы переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие права и политики мы уже определили ранее , теперь попытаемся определить взаимодействие религии с политикой и правом. Религия и политика на протяжении долгого времени так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом.
Фольклор - Устное народное творчество
Истоки народного поэтического творчества или фольклора от английского folk оге народное знание народная мудрость берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать поэтому все свои знания передавали в устных рассказах.
Сила слова
То, какую большую роль играет слово в жизни, люди поняли давно. Это нашло свое отображение в фольклоре, украинских пословицах и поговорках. Очень точными выражениями наш народ умеет охарактеризовать целую гамму чувств, которые возникают в разных жизненных ситуациях, от общения с тем или другим лицом.
Дом мой, белый дом
Украинский дом - колыбель украинского народа. Именно в нем нашли яркое проявление наследственность традиции, эстетичные основы. Дом, как говорит народная мудрость, можно считать настоящей визитной карточкой Украины. Много теплых добрых слов о доме, усадьбе сказали наши писатели.
Народная одежда - произведение искусства
Народная одежда - яркое и самобытное явление в истории его народа. Оно развивалось и совершенствовалось в течение столетий. История украинской одежды связана с традициями Киевской Руси. Костюм украинской крестьянки состоял из вышитой рубашки, юбки, которая представляла собой два несшитых полотнища клетчатой или орнаментированной ткани.
К нему не зарастет народная тропа
Автор: Пушкин А.С. А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим — капля в море. Кто только не писал и что только не писали о Пушкине?
Каким должен быть настоящий человек
Говорит народная мудрость: «Чтобы настоящим человеком стать, нужно хорошо работать». Следовательно, труд — это первооснова человеческой жизни, которая создала человека. А потому, мне кажется, без труда нет настоящего человека. Над большой силой труда я задумался еще в детстве. А помогла мне в этом сказка «Дедова дочь и бабья дочь».
Первые чувашские композиторы
Первые чувашские композиторы. В начале XX века успешно стала развиваться чувашская профессиональная музыка. Появилось много замечательных композиторов.
Вторая народная революция на Филиппинах
Вторая народная революция на Филиппинах Вторая народная революция на Филиппинах — цепь событий, произошедших в 2000—2001 годах, венцом которых стало свержение Джозефа Эстрады, обвинённого в разгуле коррупции в стране, с поста президента и приход к власти Глории Арройо.
История Бенина
С XVII века побережье Бенина и соседние области были превращены европейцами в крупнейший район работорговли в Африке (отсюда название побережья — Невольничий берег).
Яноушек, Антонин
Антонин Яноушек (чеш. Antonнn Janoušek; 22 августа 1877, Нимбурк, Чехия, — 30 марта 1941) — деятель чехословацкого и мирового рабочего движения.
Список президентов Венгрии
Введение 1 Революция 1848—1849 2 Венгерская Советская республика 3 Правитель королевства 4 Вождь нации 5 Президент (Венгерская народная республика)
Вороницын, Иван Петрович
Иван Петрович Вороницын (28 января 1885(18850128), Нарва — 1938 или 1939) — российский революционер и публицист. Сын подполковника П. И. Вороницына. Вырос в Житомире, в 17 лет ушёл из дома на почве революционных убеждений. Осенью 1902 г. в Харькове вступил в РСДРП. За распространение нелегальной литературы в 1903 г. выслан в Холмогоры, в июне 1904 г. бежал из ссылки и через Берлин и Женеву нелегально вернулся в Россию.
Религия в США
Первая поправка к Конституции США[1], принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.
Красная Армия БНСР
(Бухарская Народная Советская Республика) - создана в сентяюре 1920 по решению Бухарского ревкома на базе 1-го Восточно-мусульманского стрелкового и 1-го Узбекского кавалерийского полков, участвовавших в Бухарской операции 1920.
Флаг Йемена
Национальный флаг Йемена был принят 22 мая, 1990, в день объединения Северного Йемена и Южного Йемена. Красный, белый и чёрные цвета классические пан-арабистские, они так же присутствуют на флагах таких стран, как Египет, Сирия, Ирак.
Фракции Европейского парламента
Введение 1 История партийного деления Европарламента 2 Состав фракций Европарламента Список литературы Фракции Европейского парламента Введение
Новая Народная партия Кореи
(кор. 신민당, Синминдан) — марксистско-ленинская партия в Корее, существовавшая в 1946 году. История Основу партии составили корейские коммунисты, вернувшиеся из Китая и не подчинявшиеся северно-корейскму Оргбюро Коммунистической партии Кореи во главе с Ким Ён Бомом. На базе созданной в Яньани «Северокитайской Лиги независимости Кореи» 16 февраля 1946 года была образована Новая Народная партия Кореи[1], марксистская по своей идеологии, но более умеренная во многих вопросах по сравнению с ККП.
Палата депутатов Люксембурга
План Введение 1 Состав и полномочия 2 Результаты некоторых выборов 2.1 Выборы 2004 года 2.2 Выборы 1999 года Введение Палата депутатов Люксембурга (люксемб. D'Chambersgebai, фр. Chambre des Deputes, нем. Abgeordnetenkammer) — законодательный орган Люксембурга.
Сеннар феодальное государство
План Введение 1 История 2 Население 3 Религия 4 Социально-экономическое развитие Введение Сенна́р, Сеннарский султанат, феодальное государство XVI—XIX веков в Северо-Восточной Африке на территории современного Судана.
Народная Республика Конго
Наро́дная Респу́блика Ко́нго (французский: Rйpublique populaire du Congo) ― самопровозглашённое социалистическое государство, которое было создано в 1970 году в Республике Конго. Во главе с Конголезской Партией Труда (фр. Parti congolais du travail, РСТ) она просуществовала до 1991 года, когда страна была переименована и правительство КПТ было ликвидировано на фоне волны реформ, прокатившихся по Африке в начале 1990-х.
Глинкова словацкая народная партия
План Введение 1 Названия 2 История 3 Ведущие представители Введение Гли́нкова слова́цкая наро́дная па́ртия (словацк. Hlinkova slovenskб ľudovб strana, HSĽS) — клерикально-националистическая словацкая партия, существовавшая в 1906—1945 в Австро-Венгрии, Чехословакии и Первой Словацкой республике.
Смирин, Моисей Менделевич
Моисей Менделевич Смирин (23 октября (4 ноября) 1895, Дисна, ныне Витебская область, Белоруссия — 20 мая 1975, Москва) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук (1946).
История Приднестровья
План Введение 1 Античность 2 Средние века 3 Новое время 4 XX век 4.1 Первая мировая война 4.2 Гражданская война 4.3 Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика
Народная Республика Кампучия
Народная Республика Кампучия (НРК) была основана в Камбодже, фронтом спасения, группой камбоджийских левых, недовольных «красными кхмерами». После свержения Демократической Кампучии, Пол Пот формирует новое правительство. Вызванные вторжением из Социалистической Республики Вьетнам, которые направляются на армию красных кхмеров,Пол использует Вьетнам и Советский Союз в качестве своих основных союзников.
Украинская католическая народная партия
Украинская католическая народная партия (укр. Українська Католицька Народна Партія (УКНП), с 1931 года — Українська Народна Обнова (УНО)) — политическая партия, основанная в 1930 году во Львове. УКНП, придерживаясь христианского направления, заменила собой Христианско-Общественную Партию. УКНП выступала за более широкую автономию украинского населения, проживавшего на востоке Польши.
Южный Йемен
Йемен -1940 Южный Йемен — географическая область на юге Аравийского полуострова. C XIX века — британские протекторат и колония, называвшаяся Аден по имени административного центра.
Американская народная рада угро-русинов
Американская Народная Рада Угро-Русинов (сокращённо АНРУР Американська Руська Народна Рада , сокращённо АРНР ) — организация закарпатских эмигрантов в США, выходцев из Угорской Руси.
Русская народная республика лемков
Русская Народная Республика Лемков (Западно-Лемковская Республика, Лемко-Русинская Республика), государственно-политическое образование, основанное во Флоринке 5 декабря 1918, явившееся следствием Первой мировой войны, после ликвидации Австро-Венгерской империи. Как имеющая русофильскую направленность, она сначала имела намерение объединения с демократической Россией и была против объединения с Западноукраинской Народной Республикой.
Просвещение в Чувашии
Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр I в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... ".
Чебоксары
Город Чебоксары, столица Чувашии, расположен в среднем течении реки Волги между Кубинкой и Уралом. 3 июля 1986 года город награжден орденом Трудового Красного Знамени.