Антиномизм, от греч. anti, «против», и nomos, «закон». Антиномизм всегда был важной тенденцией христианской мысли.
Еще апостол Павел утверждал, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим 3:28) и что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2:21). Под «законом» в данном случае понимаются заповеди и установления, содержащиеся в Торе, пяти первых книгах Библии.
Павел доказывает, что установленная Торой практика обрезания, запреты, касающиеся пищи, празднование субботы и прочие правила не имеют религиозного смысла для христиан. Он рассматривает эти установления, вытекающие из заключенного Богом с Авраамом союза-завета, как временные и уже не имеющие силы после пришествия Христа.
Учение Павла может показаться призывом к моральной анархии, однако сам он отрицал такое толкование. Павел находит новые основания для нравственности, видя их не в системе правил поведения, а в преображении внутренней жизни христианина: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал 5:25).
Согласно апостолу Павлу, христианин должен воздерживаться от безнравственных поступков не для того, чтобы подчиниться закону или избежать наказания, а потому, что – движимый Духом Святым – он хочет жить новой жизнью, в любви к Богу и к ближнему, и не хочет делать дурное.
В эпоху раннего христианства возник целый ряд сект, тяготевших к крайнему антиномизму. Многие гностики вообще отвергали еврейскую Библию, утверждая, что Творец, давший Закон евреям, – это не подлинный Бог, а некое низшее божество; некоторые же секты настаивали на том, что нарушение законов Торы даже необходимо для спасения.
Разумеется, ортодоксальное христианство признало еврейскую Библию, принятую в качестве «Ветхого Завета». Христианские богословы (такие, как Фома Аквинский, 1225–1274) различали в установлениях Торы заповеди трех типов: «моральные» законы (направленные против убийства, воровства, прелюбодеяния и т.д.), обрядовые установления (касающиеся пищи, обрезания и т.д.) и юридические законы (регулирующие отношения собственности или установление наказаний за преступления).
Такого разграничения нет ни в самой Торе, ни у апостола Павла, однако христианские теологи ссылались на слова из Послания к Римлянам: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим 2:14-15), отождествляя «моральные» законы Торы, изложенные в десяти заповедях, с «естественным» нравственным законом, регулирующим поведение человека в соответствии с разумом.
В эпоху Реформации антиномистские споры вступили в новую фазу. Лютер твердо придерживался учения апостола Павла об оправдании одной только верой, а не «делами закона». Вместе с тем в лютеранстве сохраняется представление о том, что десять заповедей были выражением естественного нравственного закона. Они считали этот закон полезным в трех отношениях: он удерживает неверующих от дурных поступков, побуждает верующих к покаянию и обеспечивает необходимое моральное руководство христианам, которые оправданы одной верой, но поведение которых в этой земной жизни еще не вполне изменилось.
Некоторые последователи Лютера в своих антиномистских взглядах шли еще дальше учителя. Например, Агрикола (1499–1566) учил, что покаяние верующих вызывается не страхом перед Законом, а исключительно любовью к праведности, и считал, что христиане могут обойтись без знания десяти заповедей. Николай Амсдорфский (1483–1565) занимал еще более радикальную позицию, утверждая, что добрые дела вообще мешают спасению. Обе эти позиции отвергаются в умеренном лютеранстве.
Антиномистские споры эпохи раннего христианства и эпохи Реформации отражают постоянное колебание христианской мысли между утверждением свободы, о которой говорил апостол Павел: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал 5:1), и потребностью в этических нормах, которыми мог бы руководствоваться христианин, осуществляя свой нравственный выбор.
Другие работы по теме:
Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина
Согласно европейским словарям, понятие это происходит из контаминации латинских слов absonus 'какофонический' и surdus 'глухой' 1. Фридрих Клуге считает, что это понятие «может быть возведено к общему понятию звукоподражательного слова susurrus 'свист'».
Этика и эстетика
Предмет этики. Функционирование морали. Этика — наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.
Кандидатский по философии 2004 года г Орел
08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» КАНДИДАТСКИЙ ФИЛОСОФИИ Вопросы к кандидатскому экзамену по философии на 2004 год: Динамика научного знания: сущность, альтернативные модели развития знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного.
Русская философия XIX-начала ХХ вв.
Содержание: Введение…………………………………………………………………3 Традиции и особенности русской философии ХIХ–начала ХХ вв…..4 Основные проблемы русской философии…………………………….10
Философия П.А. Флоренского
Рассмотрение проблем философских исканий П. Флоренского. Ознакомление с утопическими идеями в богословских произведениях, развитием тем агностицизма и антономизма в работах мыслителя. Трактовка понятий символизма и софизма в понимании Флоренского.
Русская философия XIX века
Социокультурное развитие России в период XIX в. Философские учения западников и славянофилов. Историософия Петра Яковлевича Чаадаева, ее связь с антропологией. Философия Владимира Сергеевича Соловьева, ее место в русской религиозно-философской традиции.
Политическая философия В.В.Розанова
Василий Васильевич Розанов-великий русский философ, писатель и публицист, который всю свою жизнь провел в непрерывном творческом труде. Глубокие, парадоксальные размышления удивительно созвучны нашему времени.
Первоисточники по философии
Содержание 1 Камю А. ……………………………………………… 2 1.1 Биография философа………………………………. 2 1.2.Смысл творчества и философские взгляды………. 4 1.3. «Миф о Сизифе» - основное произведение ……… 5
Русская философия. ХIХ- ХХ вв
Особенности русской философии. Начальный период становления русской философии. Философско-идеологическое течение – славянофильство.
Наш Апокалипсис
Есть обыденное и есть фактическое. Обыденное не есть простое, определенное, лежащее на поверхности. Обыденное – это то, что обладает глубиной и может быть сакрализовано. То, что не может быть сакрализовано, не есть обыденное.
Святоотеческие корни русского консерватизма
Историография русской философии полна "русскими лейбницианцами", "русскими кантианцами", "русскими гегельянцами", "русскими шеллингианцами" и "русскими спинозистами". Неужели мы действительно имеет дело с трагедией русской философии?
Духовная сфера жизни общества
Религиозное сознание. Философия. Мораль (нравственное сознание). Эстетическое сознание. Искусство. Идеология. Правовое сознание. Научно-рационалистическое сознание.
Феномен маргинальности в современном российском обществе
Социально-философское преломление феномена маргинальности через общетеоретический, концептуальный, историко-философский и ситуационный аспекты. Перспективы маргинальных элементов в меняющихся общественных условиях, их влияние на российское общество.
Русская философия
Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления.
Философские мысли в творчестве Ф.Н. Достоевского
Философские мысли в творчестве Ф.М. Достоевского Федор Михайлович Достоевский (1821-— 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Ни в чем это не выражается с большей яркостью, как в том, что он доныне вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи,—и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их.
Искусство как эстетический феномен
ВВЕДЕНИЕ. Искусство с древности являлось одним из универсальных способов выражения духовного опыта, прежде всего эстетического, одним из главных, наряду с религией компонентов Культуры, как продукт человеческой деятельности. Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека.
Авангард
Авангард (фр. avantgarde - передовой отряд) - категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в искусстве первой половины ХХ в.
ИАБунин Очерк творчества
Ничипоров И. Б. Художественное наследие крупнейшего русского писателя и поэта ХХ в. Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя – лауреата Нобелевской премии (1933), было преемственно связано с традициями классики (от пушкинского и лермонтовского Золотого века до психологической прозы второй половины ХIХ столетия) и в то же время аккумулировало новейшие эстетические открытия, совершенные модернистской культурой рубежа ХIХ-ХХ вв. и касающиеся обновления образного мышления, способов раскрытия внутреннего мира личности, жанровых экспериментов.
Эссеистика ИАБунина в жанровом контексте модернизма
Ничипоров И. Б. Приметной стороной литературного и культурного развития в Серебряном веке явилось движение к сплаву различных форм творческой мысли: собственно художественной, философской, публицистической. Тяготением литературного сознания к жанрово-родовому синкретизму объясняется и выдвижение на авансцену жанра эссе.
Цветовое и звуковое оформление степных пейзажей в прозе АПЧехова
Ничипоров И. Б. Картины степной природы проходят через ряд произведений Чехова – от ранней прозы к зрелому творчеству – и берут, очевидно, свои истоки в глубинах еще детского и отроческого мировосприятия писателя [1]1. Образы степного мира постепенно прирастают у Чехова новыми смысловыми оттенками, все более разноплановыми становятся пути их художественного воплощения, при этом на первый план нередко выдвигаются цветовые и звуковые детали, передающие многомерность степного пространства, его ассоциативные связи с историческим прошлым, тайнами человеческой души.