Нация ислама (The Nation of Islam) – сектантское, воинствующее религиозное движение, исповедующее идеи черного национализма и сепаратизма в США.
Основано в 1930 в Детройте разносчиком мелких товаров, позднее обретшим известность под именем Вали Фард Мухаммеда.
Он заявил, что принес истинную религию чернокожим людям Азии и Африки, которая освободит их от угнетения белыми путем приобщения к истинному «самопознанию». Он учил своих последователей, что они не являются американцами, не должны испытывать чувства верности американскому флагу, не должны участвовать в выборах или служить в американской армии. Они должны считать себя гражданами потерянной и вновь возрожденной Нации Ислама, цель которой – создать отдельную нацию чернокожих людей где-нибудь в США или Африке. Храм ислама № 1 был основан в Детройте. Членов «Нации ислама» стали называть «черные мусульмане».
Правой рукой Фарда был Роберт Пуль (1897–1975), по кличке Алиджа Пуль из Сондерсвиля, штат Джорджия. Он присоединился к «Нации ислама» в 1931 и принял мусульманское имя Алиджа Мухаммед. Когда отец Фард загадочным образом пропал в 1934, в «Нации Ислама» началась схизматическая борьба за лидерство. Алиджа Мухаммед переехал со своей семьей и ближайшими сподвижниками на южную окраину Чикаго, и там был образован Храм ислама № 2, ставший штаб-квартирой движения. Он пересмотрел основы идеологии Нации Ислама и создал доктрину, согласно которой учитель Фард был «Аллахом», или образом господа в форме чернокожего, а сам Алиджа – «достопочтенный» Алиджа Мухаммед – лично знаком с Аллахом и является помазанником божьим на земле. Оба учения объявлены еретическими как ортодоксальным, так и суннитским исламом. В рамках «Нации ислама» получили развитие две внутренние элитные организации – «Плод ислама» (The Fruit of Islam) для мужчин и «Курсы исламских девушек» (Muslim Girls Training, MGT) для женщин. Они обеспечивали безопасность в каждом из храмов, следя за каждым, кто появлялся на собраниях.
Используя почетный титул «достопочтенный», Алиджа Мухаммед укрепил учение Фарда, которое делало акцент на трех положениях: необходимости создать самостоятельную нацию чернокожих (black nation); необходимости восстановить, вернуть идентичность, основанную на черном цвете кожи; необходимости достичь экономической независимости. Призыв к созданию отдельной нации подразумевал некую территорию, контроль и права на которую находились бы в руках чернокожих людей, но без четких указаний на ее географическое расположение. «Делай для себя» стало объединяющим девизом движения, которое подстегивало стремление к экономической самодостаточности чернокожего населения. Тяжкий труд, отказ брать что-то в долг (занимать деньги), самосовершенствование, консервативный образ жизни, – все это позволило Мухаммеду и его сторонникам основать более чем сто храмов по всему миру, огромное множество продуктовых лавок, ресторанов, пекарен и других мелких предприятий, а вместе с ними и обрести известность. Мужчины одевались в деловые костюмы с галстуком-бабочкой, а женщины – в длинные платья с покрытой головой.
Девизом «познай себя» Мухаммед верно нащупал больное место психики чернокожих, проистекающее из неопределенности их идентичности и ненависти к самим себе из-за унижений от расизма белого населения; панацея, которую он им предлагал – это создание отдельной черной нации. Мухаммед учил, что белый человек – «дьявол по природе своей», не способный уважать кого-либо, кто не есть белый, и что он является историческим и постоянным источником вреда и страданий чернокожих. Членов секты учили, что чернокожие – истинные люди, а белые появились на свет как раса-гибрид, порожденная сумасшедшим черным ученым по имени Якуб. Им якобы удалось временно захватить верх над черными. Но однажды этому придет конец, и чернокожие люди выйдут победителями из будущей войны между расами и вернут былое превосходство.
Главного проводника своих идей Мухаммед нашел в лице харизматического проповедника Малкольма Икс. Он примкнул к Нации Ислама, когда отбывал срок в Массачусетской тюрьме в 1947. Его подлинное имя – Малкольм Литтл, но он прибегнул к распространенной среди членов Лиги практике замены «рабской» фамилии на прозвище «Нации Ислама» с латинской буквой «Икс», которая означает в английском языке сокращение от приставки «экс-» – бывший: экс-христианин, экс-раб, экс-негр. «Икс» также означает неопределенную идентичность. Годы с 1952 по 1985, пришедшиеся на период с момента его выхода на свободу и до его убийства, стали временем наибольшего роста численности и влияния Нации Ислама. Острый ум и едкий сарказм устных выступлений и публицистики Малкольма Икса привлекали широкую аудиторию: от черной бедноты до студентов колледжей. Он основал основные храмы на западном и восточном побережьях. Он также основал газету «Нации Ислама» «Мухаммед говорит» в подвале своего дома. За свое неутомимое рвение Малкольм Икс был произведен в главные проповедники Храма № 7 в Гарлеме и был назначен национальным представителем, или представителем по связям с общественностью Алиджи Мухаммеда. Тем не менее, внутренние разногласия побудили Малкольма покинуть Нацию в 1964 и принять суннитский ислам. 21 февраля 1965 он был убит в театральном и танцевальном центре Гарлема Аудубон Боллрум. Проповедник Луис Фаррахан, один из протеже Малкольма, стал национальным представителем и проповедником храма № 7 в Гарлеме, самом важном храме после штаб-квартиры в Чикаго.
После смерти «достопочтенного» Алиджи Мухаммеда в феврале 1975, его пятый сын – Уоллес Дин Мухаммед – был избран новым верховным лидером. Поменяв свое первое имя на арабское Варис, он провозгласил в апреле 1975, что белые более не являются дьволами, и могут примкнуть к его движению. Он выступил против черного национализма и внес много изменений с тем, чтобы ввести его последователей «Нации Ислама» в лоно ортодоксального суннитского ислама. С 1976 движение сменило несколько названий: с «Нации Ислама» на «Мировое всеисламское сообщество на Западе» (The World Commmunity of Al-Islam in the West), «Американскую исламскую миссию» (American Muslim Mission) и, в конечном счете, – «Американское общество мусульман» (American Society of Muslims). Издаваемая им газета называется «Журнал мусульманина» (Muslim Journal). Имам Варис Дин Мухаммед получил широкое признание в исламском мире как лидер мусульман в США.
Как национальный представитель Нации Ислама и второй человек в иерархии, проповедник Луиз Фаррахан рассчитывал, что он станет главным лидером после смерти Алиджи Мухаммеда. Разочарованный тем, что его обошли, в 1978 он возглавил схизматическую группу недовольных для возрождения «Нации Ислама». Они продолжили пропаганду учения сепаратизма и черного национализма Алиджи Мухаммеда, с некоторыми новыми интерпретациями, которые внес проповедник Фаррахан. Печатным органом этого движения стала газета «Последний призыв» (The Final Call). Термин «черные мусульмане» правомерно относить к нынешним сторонникам «Нации Ислама» во главе с Фарраханом. В 1980-х Фаррахан также приобрел особняк, построенный Алиджой Мухаммедом для членов своей семьи и приближенных в районе Гайд Парка в Чикаго, а также храм № 2, который был переименован в мечеть Марьям. В 1995 организация Фаррахана организовала Марш миллиона черных мужчин на Вашингтон. Введя пятничные службы Джум'а, традиционные молебны и пост во время месяца Рамадана, его движение стало тяготеть к суннитскому исламу. «Нация ислама» ввела практику созыва международных исламских конференций, приглашая мировых лидеров ислама в Чикаго. На рубеже 20 и 21 веков Фаррахан и Варис Дин Мухаммед устранили ряд разногласий между собой, но их движения по-прежнему существуют отдельно друг от друга.
Другие работы по теме:
Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа
Широкое распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений.
Роль таджикской традиции в развитии исламского вероучения
Традиция в Таджикистане — это способ жизни и образ мышления населения этого края. Ислам в Таджикистане приобрел в своем развитии новую форму, которая тесно связана с традиционным образом жизни коренных жителей таджикских сел и городов.
Догматика ислама
Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит.
Ислам особенности вероучения и культа
Ислам: особенности вероучения и культа Ислам – возник в начале 7 века на Аравийском полуострове. Появлению предшествовали учения ханифов – ранняя форма арабского монотеизма. Последователи ислама – мусульмане. Основатель – Муххамед (Магомет) – глава первого мусульманского теократического государства.
Экологическая этика ислама
Вопросы экологии и охраны окружающей среды. Мусульманское представление о природе и человеке. Экофилософские взгляды, подходы и моральные нормы ислама. Совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама. Грехи человека перед природой.
Ислам как образ жизнис
Три мировых религии — буддизм, ислам и христианство — оказывали и оказывают сегодня воздействие на все сферы деятельности человека и общества. Религию мусульман сегодня исповедует каждый пятый житель нашей планеты.
Аллах
Аллах (араб. «Бог»). Археологические и лингвистические данные, а также сведения из иных источников свидетельствуют, что задолго до возникновения ислама некоторые арабы поклонялись высшему Богу, называя его Аллахом.
Зачем создавать нацию и что создает нацию
У истоков большинства современных наций, которые сформировались в XIX веке, были революции или войны. Так и советская нация сформировалась как нация и продолжает существовать в сознании многих наших сограждан именно в результате победы в войне.
«нация»
Ейшим понятийным звеном для объяснения социальной, политической или культурной конституции государств. Но статус национальности не ясен в реалиях глобализации, и теория коммуникаций, по крайней мере, тот её аспект, что напрямую связан с этим понятием, нуждается в новом концептуальном переосмыслении
Между историей и прошлым
Советская эпоха оставила после себя не только огромный корпус текстов (литературу, картины, фильмы), но и особым образом оформленную материальную среду. Такими сооружениями являются Беломорканал, ВДНХ, Московский метрополитен и многие другие.
Спасибо родному слову
“Спасибо слову…” - так писал русский поэт С. Поделков в поэме “Власть сердца”. И, правда, русский язык настолько разнообразен и точен, что с его помощью можно описать не только настоящее, будущее и прошлое, но и любое состояние человеческой души, любую мысль.
Священные книги народов мира как памятки мировой культуры
Священные книги народов мира вдоль тысячелетий побуждают людей к активной деятельности, поиску собственных жизненных путей. Веды - одна из древнейших книг мира, памятка давней индийской литературы. Веды помогают понять духовную культуру Индии и многих народов Азии, ведь они стали основанием для создания разных религиозных и философских учений.
Религия Ислам-Третья Мировая Религия
Возникновение Ислам возник в начале VII века на западе Аравийского полуострова в городах Мекка и Медина. У ислама был основатель. Верующие считали его великим пророком. Его имя произносят и как Мухаммед(“Прославленный”).Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, а умер в 632 г. в Медине. Сначала он был пастухом, а после женитьбы на богатой вдове стал купцом.
Кара Юсуф
Введение 1 Борьба за Тебриз 2 Война на два фронта 3 Оценка правления Список литературы Введение Кара Юсуф (азерб. Qara Yusif; 1389—1420) — предводитель государства Кара-Коюнлу, умелый полководец, государственный деятель. Значительно расширил пределы государства, присоединил Азербайджан, Западный Иран, Ирак.
Каниага
— государственное образование этнической подргуппы сонинке сосо, существовавшее на территории современного Мали в XII в. В период расцвета Ганы сосо были ее вассалами. Сосо начали захватывать близлежащие области после ослабления Ганы в начале XIII в., когда во главе этнической подгруппы встал, представитель клана диарисо, Диарра Канте [1], В 1203 г сосо захватили столицу Ганы — Кумби, которая была включена в состав государственного образования Каниага.
Меджлис аш-Шура Саудовская Аравия
Введение 1 Комитеты Список литературы Введение Меджлис аш-Шура или Консультативный совет (араб. مجلس الشورى السعودي) — законосовещательный орган в системе управления Саудовской Аравии.
Шура-и-Улема
(араб. «Совет духовенства») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. В организацию входили представители мусульманского духовенства, местных феодалов, национальной буржуазии.
Трифкович, Срджа
Ср́джа Три́фкович , серб. Срђа Трифковић, литературный псевдоним — Серж Трифкович , англ. Serge Trifkovic (род. 19 июля 1954, Белград) — американский писатель сербского происхождения, с 1998 г. — обозреватель по международным делам палеоконсервативного журнала Chronicles. Доктор истории Саутхэмптонского университата, директор Центра международных отношений (Center for International Affairs) [1] Рокфордского института, публикующего журнал Chronicles.
Второй раздел Бенгалии
(1947 год) - окончательный раздел историко-культурной области Бенгалия, входившей в состав бывшей Британской Индии, между обретшими независимость от Великобритании республиками Индия с преобладающим индуистским населением и Пакистан, где преобладали мусульмане. Второй раздел Бенгалии пришёлся на 1947 год, когда Индия обрела независимость и Бенгалия была во второй раз разделена на две части по религиозному признаку.
Кавказская исламская армия
«» / «Армия Ислама» — турецко-азербайджано-дагестанское военное формирование активное в последние годы первой мировой войны. Согласно договору о дружбе подписанному между Азербайджанской Демократической Республикой и Османской Империей в июне 1918-го года, это подразделение было сформировано в Азербайджане с целью помощи в самозащите азербайджанцев от аттак армянских нерегулярных частей.
Шура-и-Ислам
(араб. «Совет ислама» или «Исламский совет») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма.
Хиджаз
План Введение 1 История Список литературы Введение Хиджа́з (араб. الحجاز) — территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама — здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина.
Парк Боевой славы Ташкент
Содержание 1 Парк боевой славы 2 Монумент «Клятва Родине» Список литературы 1. Парк боевой славы «Парк боевой славы» [1] был открыт вТашкенте в мае 1975 года в честь 30-летия победы СССР в Великой отечественной войне. Парк располагался перед зданием музея «Истории ТуркВО».
Возрождение Арабского Востока
Египет после свержения королевской династии в 1952 году и восхождения на пост президента Гамаля Абдель Насера вынудил британцев уступить контроль над Суэцким каналом и удалиться из страны.
Икс, Малкольм
Малкольм Икс (англ. Malcolm X, настоящая фамилия — Литтл , англ. Little, 19 мая 1925 — 21 февраля 1965) — американский борец за права темнокожих, идеолог движения «Нация ислама», оказавший огромное влияние на «чёрных пантер» и движение за сецессию «чёрных штатов».
Узбеки
Узбеки (самоназвание - узбек), нация в России, основное население Республики Узбекистан.
Аварцы
Самоназвание - маарулал. Язык - аварский. Аварцы (577 тыс. человек по данным 1996 г.; иберийско-кавказская языковая группа) расселены в центральном и западном Дагестане, в бессейне притоков реки Сулак.
Царица Тамара
Краткая биография Святой благоверной царицы Грузии Тамары Великой.
Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад Ибн Мухаммед
Иранский теолог и философ ислама. Был мистиком в духе суфизма, оспаривал общезначимость закона причинности, затем стал ярым противником философии ("Опровержение философов") и новооснователем ортодоксальной теологии.