РОЛЬ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА
Роль Константинопольского патриарха необходимо понимать в контексте соборности Церкви. Вселенский патриарх ни в коем случае не является “главой” Православной Церкви. Он исполняет роль координатора и инициатора общеправославных форумов. Тем не менее, на самих подобных форумах он участвует на равных со всеми остальными участниками правах. В функции Вселенского патриарха входят: инициатива созыва общеправославных форумов, касающихся общецерковных вопросов, координация этих форумов, а также председательство на них. Служение Вселенского патриарха предполагает скорее отдачу и жертвенность, чем особые права и привилегии. Патриарх – служитель единства Православной Церкви. В этом смысле он должен, когда это необходимо, даже жертвовать некоторыми интересами своей Поместной Церкви ради интересов других Поместных Церквей и Церкви в целом. Безусловно, на жертвы в пользу единства должны идти все Поместные Церкви. И все они должны быть готовы скорее отдавать, чем принимать от своих Церквей-Сестер. Однако Вселенский патриарх, в силу своего особого служения, призван к жертвенности и самоотдаче более чем предстоятели других Церквей.
В первые века христианства роль Всецерковного координирующего центра играл Рим. Его служение, которое было именно служением жертвенной любви, предполагало скорее большую ответственность и большую жертвенность и отдачу, чем большую власть. Когда Рим начал понимать свое вселенское служение как большую власть над Церквами, между ним и Восточными Церквами возникли серьезные разногласия. Поскольку Рим настаивал на своем первенстве как первенстве власти, а не любви и жертвенности, Вселенская Церковь исключила его из общения любви. “Грех нравственного братоубийства”, как охарактеризовал его А. Хомяков, стал одной из основных причин отпадения Рима от церковной полноты.
После отпадения Рима роль Вселенского центра начала играть Церковь Константинополя. Хотя она несколько столетий разделяла с Римом служение Вселенского патриархата, с отпадением Рима она стала единственным таким центром. Причины, по которым как Римская, так затем и Константинопольская Церкви были возведены в ранг “Вселенских”, прозаичны и связаны с политическим положением Рима и Константинополя, а именно, что они были “городами царя и синклита”. Так, 28-е правило Четвертого Вселенского собора поясняет, почему они получили особый церковный статус: “Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем.”
И если Римская Церковь, кроме того что была Церковью столицы Империи, с апостольских времен имела также огромный нравственный и духовный авторитет среди прочих Церквей (конечно, не в силу якобы особой роли в ней апостола Петра, но в силу, прежде всего, множества мучеников, пострадавших там, среди которых и апостолы Петр и Павел), то Церковь Константинополя не имела подобного нравственного и духовного авторитета, потому что селение Византион, на месте которого Константином Великим была построена новая столица, ничем особым в истории Церкви не отметилось. Если даже в особом статусе Римской Церкви Отцы Четвертого Вселенского собора подчеркнули лишь политический аспект, ничего не сказав о нравственно-духовном (тем более о том, что это была якобы Церковь Петра, получившая от него особые права), то тем более исключительно политической была причина возведения Константинополя в статус, так сказать, церковной столицы. Предание об основании этой Церкви апостолом Андреем не обладает убедительной исторической достоверностью и возникло, по всей видимости, с целью придать Вселенскому статусу Константинопольской Церкви кроме политического еще и некое мистическое обоснование. Таким образом, в придании Константинопольской кафедре вселенского статуса Церковь руководствовалась главным образом прагматическими политическими соображениями. Прагматизм лег в основу всей административной организации структуры Церкви. Этим прагматизмом, например, объясняется тот на первый взгляд непонятный факт, что Иерусалимская Церковь – “Мать Церквей” получила лишь почетное пятое место в списке (диптихе) Поместных Церквей (до отпадения Римской Церкви, после которого она переместилась на 4-е место).
Несмотря на то, что Константинопольская Церковь получила свой особый статус благодаря тому, что оказалась в столице вселенской Империи, и после разрушения этой Империи (символической датой падения Империи считается 1453-й год, когда пал Константинополь) она сохранила этот свой статус. Все Поместные Церкви согласны со Вселенским статусом Константинопольской кафедры и теперь.
Список литературы
Николай Иванов. Роль константинопольского патриархата.
Другие работы по теме:
Михаил митрополит Киевский
988 — 991Церковь:Константинопольская православная церковьОбщина:Киевская МитрополияПреемник:Леон Митрополи́т Михаи́л — cвятой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю[1]. Согласно церковном преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988—991).
Паисий Величковский
Введение 1 Биография 2 Наследие 3 Библиография Список литературы Паисий Величковский Введение Паи́сий Ня́мецкий или Паи́сий Величко́вский (в миру Пётр Величковский; 21 декабря 1722, Полтава — 15 ноября 1794, Нямецкий монастырь) — православный монах; клирик Константинопольского Патриархата, впоследствии Российской Церкви; переводчик, святой.
Димитрий Ростовский
Введение 1 Жизнеописание 1.1 Смерть и погребение 2 Канонизация 3 Литературное наследие 3.1 Четьи-Минеи 3.2 Труды Список литературы Димитрий Ростовский
Игнатий Мариупольский
Игнатий Хазадинов ; 1715(1715), Греция — 16 февраля 1786, Мариуполь) — греческий митрополит. Родиной был остров Фермия в Греции, где он родился в 1715 году в знатном роде Гозадини. С юных лет воспитывался на святой горе Афон, где он и принимает монашеский постриг. Позже становится священником, а затем и епископом.
Болгарская православная церковь
На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. В 865 г. болгарский царь Борис I принял крещение от византийского епископа, и вскоре произошло массовое крещение болгарского народа.
Элладская православная церковь
Возникновение Элладской Православной Церкви связано с событиями Греческой освободительной революции 1821-го года и образованием на освобожденной от турецкого господства территории независимого греческого государства.
Православная церковь
История православной церкви. Св.Андрей Первозванный. Кирилл и Мефодий. Роль монастырей на Руси.
Православная вера добралась до о. Маврикий
На протяжении всей своей истории остров Маврикий никогда не был Православным. Лишь 23 сентября 1997 года Священный Синод Александрийского Патриархата включил его в епархию Мадагаскара.
Индульгенции в истории греческой церкви
В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, хотя и огражденная от контактов с внешним миром границами Османской империи, подвергалась большему влиянию западного христианства, чем Церковь Русская. Западная "метаморфоза" Греческой Церкви.
Албанская Православная Церковь
История христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. В 1967 г. Албания была объявлена атеистическим государством, и гонения на православных приняли масс.характер. Весной 1991 г. пал коммун. режим, и началось восстановление Православной Церкви.
Я и мое будущее
Автор: Сочинения на свободную тему Наверное, каждый человек задумывается над тем, что будет завтра. И каждому интересно, как повернется его жизнь... Я считаю, человек сам кузнец своего счастья. И как ты живешь сейчас, думаешь, поступаешь - от этого зависит многое. Нужно всегда быть уверенным в себе, иметь цель в жизни, к чему-то стремиться.
Киево-Печерская лавра 3
Киево-Печерская лавра Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий.
Московское государство
Пройдя нелегкое испытание ордынского ига, придя, наконец, к мысли о необходимости сильного единого управления, Московская Русь заявила о себе как о новом, могущественном государстве. Ордынское иго воспринималось народным сознанием как насилие.
Краткая история патриаршей библиотеки
Патриаршая библиотека существует до сих пор и размещается в здании Александрийского Патриархата и всей Африки в Менчее, Александрия. История Быблиотеки с 64 г. н.э. по настоящее время.
Церковь Ризположения
В северо-западном углу площади, укрывшись за Грановитой палатой и громадой Успенского собора, стоит небольшая однокупольная изящная церковь. Первое упоминание о ней относится к середине XV столетия.
Харитон Исповедник
Харитон Исповедник († ок. 350 года) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 28 сентября (по юлианскому календарю)[1], в Католической церкви — 28 сентября. Сведения о Харитоне известны из различных вариантов его жития.
Ужгородская уния
У́жгородская у́ния — церковная уния, акт о присоединении 63 русинских православных священников Мукачевской епархии к Римско-католической церкви на условиях Брестской унии 1596 года, составленный 24 апреля 1646 года в Ужгороде. Первая попытка заключить унию в Венгерском королевстве состоялась в 1614 году в монастыре Красный Брод неподалёку Медзилаборец в Словакии[1].
Брестская уния 1596
Введение 1 История заключения Брестской унии 2 Реакция и последствия Список литературы Введение Бре́стская у́ния 1596 года — присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой на территории Речи Посполитой в соответствии с решениями Собора в Бресте в октябре 1596 года.
Православный календарь
Введение 1 Старостильные церкви 2 Новостильные церкви Список литературы Православный календарь Введение Православный календарь — неофициальный, разговорный термин, под которым обычно подразумевают либо счисление времени, принятое в данной поместной православной Церкви, либо годовой богослужебный круг, изложенный в формате месяцеслова.
Религия в США
Первая поправка к Конституции США[1], принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.
Господарь
Введение 1 Этимология 2 История 3 Русские княжеские роды, происходящие от господарей 4 Интересные факты Введение Господа́рь (hospodar, или gospodar) — титул правителей Молдавского княжества и Валахии в XIV—XIX вв., неофициальный титул великих князей литовских.
Совет по делам казачества при Президенте Российской Федерации
— в 1994—1997 гг. консультативный (совещательный) орган при Президенте Российской Федерации по вопросам возрождения российского казачества и объединения казачьих обществ, а также для разработки предложений по определению государственной политики в отношении российского казачества.
Феофил Александрийский
Феофил (греч. Θεόφιλος) — Патриарх Александрийский. занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 год.
Византийская Испания
План Введение 1 Культура 2 Расцвет и упадок Введение Византийская Испания (также Спания, лат. Provincia Spaniae) — владения Восточной Римской империи в Испании в 552—624 годах.
Греко-болгарская схизма
План Введение 1 Предыстория 2 Краткая история раскола и экзарахата 2.1 Предстоятели Болгарского экзархата 3 Реакция российского правительства и общества
Христианство на Руси в 882-912 гг.
Рассказ Иоакимовской летописи об обстоятельствах гибели и погребения князя Аскольда по христианскому обряду. Особенности религиозного состояния Руси в IX-X вв. Гипотеза проникновения христианства на Русь с католического Запада, отношения с Византией.
Усиление Московского княжества
В начале XIV в. Московское княжество было одним из самых незначительных на Руси. В него входили только земли, непосредственно примыкавшие к Москве, с двумя городами: самой Москвой и Звенигородом.
Остготы
Остготы (остроготы, грейтунги), восточная ветвь готов, германских племен, населявших в 3 в. северное Причерноморье. В 375 их племенной союз был разгромлен гуннами, пришедшими из Средней Азии.
Константинос Кавафис
Кавафис, Константинос (1863–1933), один из крупнейших поэтов, писавших на новогреческом языке.