Проникновение ислама в 13-15 вв. в чеченские племена и общины сплотило народ по принципу "братьев-мусульман".
В качестве официальной религии ислам впервые был принят в царстве Симсим на юго-востоке Чечни в эпоху Золотой Орды. Это исламское государственное образование (на территории нынешних Ножайюртовского и Гудермесского районов) имело союзнические отношениях с единоверной Ордой, в то время как жители юго-западных обществ (мялхи, мелхистинцы, лам-акки) оставались преимущественно христианами и в правовом отношении придерживались адата - кодекса родовых законов.
Ислам принимали жители неподвластной Орде вольницы Нашах по мере того, как они переселялись на равнинные земли. К моменту падения Золотой Орды ислам в предгорьях Кавказа уже укрепился довольно прочно. Его постулаты (шариат) оказались для местного населения даже более привлекательными, чем законы общиного права - адата. Тем более, что ряд принципиальных положений адата и шариата совпадали. О том, что большинство чеченцев еще в 15-16 веках были мусульманами, свидетельствуют захоронения того времени. К 1405 - 1406 годам относится сооружение первого из дошедших до нас религиозного мусульманского памятника - мавзолея Борга-Каш у селения Плиево (Назрановский район). Он был возведен в честь некоего Бек-Султана, сына Худайнадо.
Интенсивному проникновению ислама способствовали экономические, культурные и политические связи чеченцев и ингушей с населением Кабарды, Кумыкии, Крымского ханства с Османской Турцией и шахской Персией. В 16-17 веках вайнахи вступили в более тесные экономические, культурные, политические связи с другими северокавказскими народами, исповедовавшими ислам. В преданиях сохранились имена первых проповедников ислама в чеченском обществе: Термола, Бата, Берса. Рассказывают, что воспринимали их проповеди не однозначно. В горные общины ислам проникал долго и неравномерно. На первых порах новая религия впитывала в себя древние чеченские традиции, стараясь приспособиться к ним. Часто вокруг старинного фамильного склепа появлялись стеллы-чурты над мусульманскими могилами родственников, отступивших от дедовских норм похоронного ритуала, но не порвавших с сородичами-язычниками. И все же в вайнахских захоронениях периода распространения мусульманства языческие традиции преобладают. Их можно проследить в орнаментации надмогильных стелл. Среди чисто мусульманских надгробий на кладбищах часто встречаются стеллы, на которых изображены вещи, находящиеся по языческому ритуалу в могиле умершего: национальная одежда, украшения, пояса, обувь, газыри, кинжалы, сабли, пистолеты. На некоторых стеллах изображены фигуры людей, животных и птиц. Глубокой древностью веет от стелл, скульптурно повторяющих очертания человеческой фигуры. Истоки такого оформления надмогильников уходят вглубь веков.
Интересным памятником 16-17 вв. является мусульманская жилая башня в обществе Макажой /на границе с Дагестаном/. В этом сооружении угадывается традиционная башенная архитектура вайнахов, переосмысленная с учетом потребностей новой религии. Та же тенденция просматривается в мечети у селения Эткала, что неподалеку от Итум-Кале в Аргунском ущелье. Здание величественно и фундаментально, выдержано в традициях исламской архитектуры. Но минарет построен в виде миниатюрной изящной типично вайнахской боевой башни с пирамидально-ступенчатым перекрытием и узенькими окнами-бойницами. В течение 16-19 вв. постепенно – то сотрудничая, то противопоставляя себя древним традиционным верованиям и христианству - ислам стал господствующей и единственной религией у вайнахов.
Окончательное утверждение ислама в Чечне связано с усилением национально-освободительного движения. Первым крупным лидером национально-освободительной войны, поднявшим знамя «газавата» - религиозной войны против неверных, т.е. немусульман - был пастух Ушурма из аула Алды на месте которого, позже была возведена крепость Грозный. Ушурма известен в истории под именем шейха Мансура (Победителя). Религиозно-политическая программа Мансура была поддержана духовенством не только Чечни, но и Дагестана и Азербайджана. Речь шла об объединении северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство. Нестабильность в 80-х годах 18 века на Северном Кавказе связана с именем шейха Мансура. Волна народных выступлений спала в 1791 году, после ареста мятежного шейха.
В 1834 году Шамиль реализовал идею шейха Мансура: был создан имамат - исламское светско-религиозное государство, просуществовавшее 27 лет. Под знаменем религиозной войны с немусульманами – «газавата» Шамиль объединил горцев Северного Кавказа на борьбу против колонизаторской политики царизма. Ислам в период имамата Шамиля, соединяя светскую и религиозную сферу, был синтезом религии, политики и права.
С середины 19 века в Чечне начал распространяться ислам суфийского толка. Две этимологии понятия «суфий» дают представление о характере вероучения: от греческого «sophos» – мудрец; от арабского «суфи» - носящий грубые шерстяные одежды, аскет. Для суфизма характерны сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, веротерпимость. Учение суфиев среди вайнахов распространял великий поборник идеи непротивления злу насилием, шейх Кунта-Хаджи Кишиев. Его деятельность преследовалась имамом Шамилем: прежде всего в связи с выступлениями Кунта-Хаджи против войны.
Другие работы по теме:
Исламизация Чечни в XX в
«Влияние исламского фундаментализма на государственную жизнь Афганистана и Чечни в конце XX в.» Специфичным влиянием современного мира ставшим особенно влиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм – разновидность религиозного фанатума, имеющая ярко выраженную политическую направленность. «В наши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется прежде всего с исламом, отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира.»
Исламские законы о сексе
Любая религия относится к сексу с подозрением и осторожностью. В особенности это относится к исламу, который отличается строгостью нравов. Однако, современные веяния доходят и до самых консервативных мусульманских стран.
Роль таджикской традиции в развитии исламского вероучения
Традиция в Таджикистане — это способ жизни и образ мышления населения этого края. Ислам в Таджикистане приобрел в своем развитии новую форму, которая тесно связана с традиционным образом жизни коренных жителей таджикских сел и городов.
Ислам особенности вероучения и культа
Ислам: особенности вероучения и культа Ислам – возник в начале 7 века на Аравийском полуострове. Появлению предшествовали учения ханифов – ранняя форма арабского монотеизма. Последователи ислама – мусульмане. Основатель – Муххамед (Магомет) – глава первого мусульманского теократического государства.
Современные религиозные конфессии славян
В настоящее время среди славянских народов достаточно широко распространены христианство и ислам, в меньшей мере представлены иудаизм и буддизм. В разных славянских государствах они представлены неодинаково.
О нефтяном вопросе в чеченской войне
В прессе частенько поднимается тема о том, что независимость Чечне не была предоставлена исключительно потому, что Кремль не хотел потерять имеющиеся там нефтяные ресурсы. В связи с этим, было бы неплохо прояснить, что представляет собой чеченская нефть.
Государство и национальная идеология
Ведущиеся сейчас разговоры о создании “национальной идеологии” представляются не всегда конструктивными. Для успешного создания чего-либо, необходимо знать, что создаёшь.
Султан Магомедов
Народным певцом, народным соловьем называли в Чечне Султана Магомедова. Начиная с 1957 года, его голос не переставал звучать, радуя и вдохновляя людей. Оригинальный, чарующий голос Султана Магомедова невозможно забыть, услышав хотя бы раз. «Вдали от Родины», «Прекрасное утро Кавказа», «По горным дорогам», «Песня пастуха» — эти и другие песни в исполнении С.
Руководство Узбекской ССР
Введение 1 Первые секретари ЦК КП Узбекистана 2 Председатели Президиума Верховного Совета 3 Председатели Совета Народных Комиссаров 4 Председатели Совета Министров (с 1946 года)
Ислам в Португалии
Ислам был одной из значимых религий на территории современной Португалии в период между 711 и 1282 годами, когда земли к югу от р. Дору занимало созданный арабами Кордовский халифат. Конечно, атлантическое побережье располагалось на периферии мусульманской Испании Аль-Андалус, но и здесь имелись центры мусульманской культуры и искусства.
Алавиды
Алавиды (перс. سلسله علویان طبرستان) - шиитский эмират, базировавшийся в Табаристане (Иран). Алавиды являлись потомками второго шиитского имама Хасана Ибн-Али. Они принесли ислам в район Ирана к югу от Каспийского моря.
Критские мусульмане
Введение 1 История 2 Исламизация 3 Доля мусульман на Крите Список литературы Введение Критские мусульмане (также критские турки, тур. Giritli; Girit Tьrkleri; Tьrk Giritliler Гиритли, Гирит Тюрклери, Тюрк Гиритлери) — общее название многочисленной и очень своеобразной мусульманской общины острова Крит, имевшей долгую и сложную историю в период между 1648—1923 годами.
Криптохристианство
(также крипто-христианство, криптохристиане , подпольное или тайное христианство от древнегреч. [криптос] «тайный», «укрытый») — в Средние века и Новое время — подпольные, тайные последователи христианства, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
Первый раздел Бенгалии
(1905-1911) - неудачная первая попытка раздела историко-культурной области Бенгалия английскими колониальными властями Индии. 16 октября 1905 — лорд Керзон, британский вице-король Индии, отдал приказ о разделе Бенгалии. Но из-за начавшихся, в том числе и под влиянием российской революции 1905 года национально-освободительных волнений, обе Бенгалии, Восточная и Западная, вновь объединились в единую административную единицу уже в 1911 году.
Шура-и-Ислам
(араб. «Совет ислама» или «Исламский совет») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма.
Ислам в Грузии
Мечеть в Тбилиси. Ислам является второй по величине и значению религией в на территории современной Грузии со времён эпохи арабских завоеваний. По данным последней переписи населения 2002 г. ислам исповедовали 9,9 % населения страны (около 0,4 млн чел.) В некоторых регионах страны мусульмане составляют относительное или абсолютное большинство населения.
Осада Збаража
Введение 1 Предыстория 2 Ход осады 3 Последствия 4 В культуре Осада Збаража Введение Битва под Збражем или Осада Збаража — сражение запорожского войска под начальством гетмана Богдана Хмельницкого и его союзников крымских татар во главе с ханом Ислам-Гиреем III с окружённым под Збаражем польским войском в период с 30 июня по 12 августа 1649 года.
Конфликт в Северном Ливане 2007 года
План Введение 1 Ход конфликта 1.1 20 мая 1.2 21 мая 1.3 22 мая 1.4 23 мая 1.5 24 мая 1.6 2 июня 1.7 8 августа 1.8 31 августа 1.9 2 сентября 2 Итоги Список литературы
Американский
Американский Принадлежащий САСШ, КША, США или сделанный в США; также в широком смысле относящийся к Америке: Американский доллар Американский флаг Американский законодательный совет
Дин-и иллахи
План Введение 1 Описание доктрины 1.1 История существования религии 2 Религия дин-и иллахи сегодня Список литературы Введение Дин-и иллахи (араб. دين إلهي «божественная вера») — синкретическая религиозная доктрина, созданная могольским императором Акбаром Великим в попытке объединить индуизм, ислам и некоторые элементы других религий Империи Великих Моголов — христианства, джайнизма и зороастризма.
Бонневаль, Клод Александр де
Клод Александр де Бонневаль (Claude Alexandre de Bonneval; 14 июля 1675(16750714) — 23 марта 1747) — французский авантюрист, зять маршала Бирона, который прославился на службе турецкого султана под именем
Каган, Роберт
Введение 1 Работы 1.1 Книги 1.2 Статьи Введение Ро́берт Кага́н (англ. Robert Kagan, род. 26 сентября 1958 года в Афинах) — американский политик, журналист.
Иловайский, Алексей Иванович
Алексе́й Ива́нович Илова́йский (? — 1797) — российский генерал, наказной атаман Донского казачьего войска Биография Он был внуком переселившегося на Дон из г. Тёмникова и записавшегося в казаки посадского человека Мокея Осиповича Иловайского; отец его, Иван Мокиевич, был долго в плену у черкесов, пострадал за отказ принять ислам и, после двух неудачных попыток бежать, спасся, по семейному преданию, получудесным образом.
Остров Рождества
Относится к категории малых карликовых стран. Территория — остров вулканического происхождения площадью 135 кв. км в Индийском океане к югу от острова Явы.
Даргинцы
Даргинцы (самоназвание даргон - даргонти или литературное дарган - дарганти; собирательно, народ - дарго) - один из крупных народов Республики Дагестан, часть его коренного населения.
Кумыки
Кумыки, къумукъ (самоназв.), народ в Российской Федерации - 277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс., в Чечне - 9,9 тыс., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел. Общая численность - 282,2 тыс. чел.
Ингуши
Ингуши - Гiалгiай (самоназвание), вместе с чеченцами общее самоназвание - Вайнахи. Верующие мусульмане - сунниты. Численность 320 тыс. человек.
Микнес
Называемый марокканским Версалем Мекнес - один из четырех имперских городов Марокко - расположен на горном плато на севере Среднего Атласа.
Плотность населения
Численность и плотность населения регионов России. Плотность населения регионов и стран мира.
Безоаровый козел
Безоаровый козел обитает в Чечне,Ингушетии и Дагестане. В Чечне и Ингушетии распространение вида ограничено северными склонами Бокового хребта, начиная от р. Чанты-Аргуна в месте впадения р. Моисста.
Ал-Афгани
Ал-Афгани, Джамал Ад-Дин (1839–1907), мусульманский религиозно-политический деятель.
Явлинский Григорий Алексеевич
Руководитель общественно-политического объединения «ЯБЛоко», руководитель депутатской фракции «ЯБЛоко» в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.