Кугай А.И., д.ф.н., ст. преподаватель Военно-медицинской академии
Проблема идентичности на индивидуальном уровне выступает как проблема отождествления, идентификации двух сторон личности: «я» и самости, взаимодействие между которыми складывается отнюдь не просто. Однако здоровый человек все же не утрачивает связь со своей самостью – субъективностью и телом. Патология же связана с рассогласованием между индивидуумом и его самостью. Тело шизофреника – есть тело чемодан, его содержание определяется внешней средой, с которой он взаимодействует. Это связано с тем, что шизофреник обладает зеркально интервентируемой структурой обладания. Не он обладает миром, но мир обладает им. Поэтому жизнь психически больного человека героическая. Отсюда характерные имена, с которыми он себя идентифицирует: «Пугачева», «Наполеон», «Маршал», «Фараон» и т.п. Все это симптомы тяжелейшего душевно-духовного кризиса индивидуальной идентификации. Однако процессы рассогласования между «я» и его самостью могут охватывать и целые народы. Именно такой период переживает современная Россия. Утрата идентичности выражается в существенном сужении геополитической конфигурации России. Представьте себе человека, который лег спать здоровым, а проснулся безруким. Потеря исторической памяти является еще одной причиной проблем, связанных с идентичностью. Поскольку моя коллективная самость в значительной, мере сформирована своим прошлым, забвение прошлого затрудняет понимание собственной самости и идентификацию с ней: реакции самости становятся сюрпризом для «я». Иначе и быть не могло, поскольку идентификация России в последние годы осуществлялась на ценностях, чуждых российской культуре. Не будем лукавить, отметив то, что вину за процессы культурного растождествления. России несут не только всем известные политики. Она на совести нашей интеллигенции, которых Америка соблазнила не оружием массового поражения, а оружием массового восхищения. Не случайно Данте соблазненных грешников забрасывал в круги ада с зашитыми проволокой веками.
Сегодня, заглядывая в ХХI век, можно со всей определенностью сказать, что наиболее опасными странами являются те, которые лишены устойчивой культурной идентификации, и, соответственно, для обеспечения духовного единения нуждаются в национальной консолидации перед образом врага. Нет сомнений в том, что терроризм являет собой величайшую угрозу современному миру. Но нельзя не видеть и то, что международный терроризм, возникший не в последнюю очередь, как следствие американской внешней политики последних десятилетий, и есть тот во многом намеренно созданный «козел отпущения», борьба с которым призвана удержать США от надвигающейся социально-экономической катастрофы в конкурентной борьбе со странами Европы и Азии. Сегодня американская геополитика перешла в радикальную, крайне агрессивную патологическую фазу. Современное положение США в мире таково, что только перманентная война может сохранить ее претензии на мировое господство.
Так, как вернуть утраченную идентичность? Как беду превратить во благо? На основе патриотизма! Однако патриотизм, отнюдь, не есть метафизическое, абстрактное понятие, лишенное живого содержания. Во все времена он обретал конкретную духовную размерность. Суть духовного кризиса, охватившего современную Россию, состоит в утрате надындивидуальных ценностей. Духовные ценности стали подменяться ценностями «желудочного» порядка. Родина стала восприниматься не как духовная реальность, где родился, а где хорошо живется, как-то, что находится в своем кармане. Героем нашего времени является не трудоголик, а баксофил. Нигилистический индивидуализм, захлестнувший современную Россию вызван и тем, что значительная часть сегодня молодых людей пытается устроить свою жизнь, как выразился Ф.М.Достоевский «без Бога навсегда и окончательно», свести жизнь исключительно к имманентному без всякой связи с трансцендентным, лишить землю неба, не коперниковского, холодного, астрономического неба, но божественного. Однако, устранив Бога в своем сознании, они вынуждаются хоронить и божественное в своей душе. Утрата значительной частью религиозно-нравственных ориентиров, понимания значимости труда как жизненной важнейшей ценности грозит дальнейшим углублением негативных тенденций в обществе.
Казалось бы, то особое место, которое занимает Православие в судьбе России, на фоне растущих внешних угроз и внутреннего кризиса, охвативших ее, должно было бы обеспечить пристальное внимание общества к изучению православных ценностей и их активное внедрение в практику повседневной жизни. Однако этого не происходит. Очевидно, это связано с тем, что большинством в обществе Православие еще не осознается в качестве позитивной созидательной силы, способной обеспечить стабильность, благополучие и безопасность, как отдельным гражданам, так и России в целом. Между тем именно православие, Православная Церковь с русской литургией, ориентированной на святыни и знаковые обусловливания Русского Православия, как качественной традиции всегда служила фундаментом самоидентификации России, обеспечивало духовное единение нации на самых крутых поворотах истории.
В психиатрии используется терапевтический прием, когда больным дается гипс, для того, чтобы они вылепливали собственное лицо. Если обратить данную методологию в сферу коллективной идентификации, это означает, что сложившейся ситуации, для сохранения российского государства, национальная специфика которого отрицается глобализмом, есть только один путь возрождения - действовать, опираясь на систему ценностей, сформированных тысячелетней культурной традицией, обеспечивая превосходство православного начала во всех сферах общественной жизни.
Другие работы по теме:
Половая самоидентификация
Теория обучения. Теория познания в процессе развития. Взаимодействие биологических и социальных факторов.
Православие и судьбы Украины
Естественной реакцией на десятилетия насильственного атеизма стала своеобразная мода на православие. С годами новизна религии ушла, оставив разве что обязательный церковный церемониал во время торжественных мероприятий.
Сходства и отличия католиков и православных
Католицизм - западная разновидность христианства. История развития католицизма. Особенности вероучения, культа и структуры религиозной организации католицизма. Православие, история развития. Вероучение православия и сравнение с католицизмом.
Религии мира - Христианство
Доклад РЕЛИГИИ МИРА ХРИСТИАНСТВО 16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д» Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Религиозный фактор в национал-патриотическом движении
Динамика религиозного фактора в идеологии радикальных национал - патриотов в целом совпадает с динамикой их собственного организационного развития, т.е. со сложной историей расколов, объединений и реорганизаций национал - патриотических сил.
Число православных в мире
Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от 125 до 180 миллионов. Ситуация, в которой находится большинство Поместных Православных Церквей, делает сложным, почти невозможным делом ведение какой-либо статистики, остающейся, как мы видим, весьма приблизительной.
Православие и суверенитет России.
Досадно бывает до сих пор слышать о «богоизбранничестве» русского народа и пр. ветхозаветную идеологию. За это придётся отвечать: ведь, Господь покажет нам место и сделает первых – последними. Что по демографической нашей катастрофе - уже очевидно.
Немецкая слобода
В XV веке во времена царя Ивана III в Москву впервые стали приглашать квалифицированных немецких специалистов: оружейников, медиков, ювелиров, «рудознатцев».
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь Святой Троицы - древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы. Согласно преданию татарский мурза по имени Чет поступил на службу к московскому князю Ивану Калите и принял православие.
Апельсиновая сделка
— название соглашения № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль» от 17 октября 1964 года.[1] Соглашение было подписано в Иерусалиме министром Иностранных дел Голдой Меир и министром финансов П.
Олиц, Пётр Иванович
Пётр Иванович Олиц (? — 7 апреля 1771) — генерал-аншеф, герой Семилетней и русско-турецкой войны. Немец по происхождению, Олиц в 1730 г. поступил на военную службу и, дослужившись до офицерского чина, принял православие. Скоро он обратил на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны, которая приказала в 1750 г. произвести его в полковники и он был назначен командиром Рижского драгунского полка.
Теория официальной народности
— государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения»:
Дуловы
Ду́ловы — русский княжеский род, Рюриковичи. История Происходит от ярославских князей, а именно от Андрея Львовича, имевшего прозвище Дуло, внука первого моложского князя Михаила Давидовича. Он находился на службе у последнего тверского князя Михаила Борисовича и вместе с ним бежал в Литву, где и умер.
Дреговичи
Введение 1 Этимология 2 История 3 Культура Список литературы Введение Дреговичи́[1] (белор. дрыгавічы) — восточно-славянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской [2], Брестской[3] и Минской[4] областей Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне, северо-западными - ятвяги и литва[5][6]
Остзейский комитет
Введение 1 История 2 Известные члены комитета в разные периоды Введение Остзейский комитет для рассмотрения вопросов землевладения в Остзейском крае был создан по указанию Российского императора Николая I-го в 1846 году.[1] Комитет был распущен в 1876 году.[2]
Ардануч
(тур. Ardanuз) — город в турецкой провинции Артвин, в горной местности, на притоке реки Чорох. Население 5294 жителей (данные на 2000 год). Ардануч — Артануджи
Тимофей I
Архиепископ (греч. Τιμόθεος Α΄; ум. 20 июля 385) — архиепископ Александрийский (380—385), святитель. Память 13 февраля.
Имеретинское царство
Имерети́нское ца́рство — одно из трёх самостоятельных феодальных царств Грузии (наряду с Картли и Кахетией), образовавшихся в конце XV века.
Ервандашат
(арм. Երվանդաշատ) — вторая столица древней Армении[1] после Армавира, был основан последним представителем династии Ервандуни царем Ервандом IV[1][2][3] около 200 г. до н. э.[2]. Оставался столицей Армении до перенесения царской резиденции в город Арташат[2] во II веке до н. э..
Поцелуйный обряд
Введение 1 История 2 Описание Список литературы Введение Поцелуйный обряд — старинный русский обряд чествования гостей. 1. История В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто, общаясь только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам. По улицам перемещались в закрытых экипажах.
Хук одежда
(фр. huque) — накидка, отороченная мехом. По всей видимости, напрямую происходит от римской накидки — пенулы (лат. paenula), в XIII веке была частью женского костюма, в XIV-XV веке — мужского. Хук пришел во Францию из Италии, употреблялся также в Нидерландах, где назывался
История Черноземья
В Бронзовом веке на территории Черноземья жили арии Абашевской культуры В эпоху Железного века (соответствующей средиземноморской Античности) на Черноземье проживали балтские народы бондарихинской, юхновской и колочинской культуры, которых иногда отождествляют с геродотовыми меланхленами.
Приказ Казанского Дворца
Введение 1 Административная структура 1.1 Список руководителей Введение Приказ Казанского дворца (Казанский приказ) — один из центральных государственных органов России в середине XVI — начале XVIII вв. Образован в 50—60-е годы XVI века. Осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями главным образом на юго-востоке России: Мещёрой и Нижегородским уездом (до 1587 года), Казанью со Средним и Нижним Поволжьем и Башкирией (со времени присоединения и до начала XVIII века), городами бывшего Астраханского ханства (в XVII веке были в ведении Посольского приказа), Урала и Сибири (с 1599 по 1637).
Бегинки
Беги́нки (лат. beguine, beguinae) — религиозное движение, возникшее во средневековой Европе в 12 веке и достигшее общеевропейского масштаба в 13 веке. В 15 веке пережило спад, но просуществовало до Французской революции 1789 года. Членами данных религиозных общин были в основном женщины, которые вели образ жизни, близкий к монашеству.
Словарь античности
«Словарь античности» (нем. Lexikon der Antike) — краткий энциклопедический словарь, посвящённый культуре и истории античного общества. Первый такой словарь был создан выдающимся немецким филологом и педгогом Фридрихом Любкером (первое издание — 1854). В XIX веке этот словарь выдержал несколько переизданий.
Святые князья Великой Руси
Изучая историю России, мы часто забываем, какое место в деятельности русских князей занимала православная вера. Святость можно и должно осмысливать и в исторических категориях.
Православие в исторической судьбе России
на тему: «Православие в исторической судьбе России» работа ученика 10 «А» класса Комарова Дмитрия. Мы живем в двадцать первом веке. В стране, которая имеет большие традиции и великую историю. Официальной религией нашей Родины является христианство, а точнее его разновидность – православие. С 998 года, когда произошло введение христианства на Руси, религия играет значительную роль в жизни нашего государства.
Глатц, Майкл
Майкл Глатц — экс-гей, в прошлом ЛГБТ-активист и основатель «Young Gay America». Его заявления о смене ориентации и осуждении гомосексуализма получили широкое освещение в СМИ.
Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?
Эссе на тему «Почему позицию Аввакума можно назвать изоляционистской и национально-консервативной?» Реформы, проведенные Патриархом Никоном, носили достаточно умеренный характер; они лишь в некоторой мере пытались приблизить духовную жизнь России к духовной жизни Европы. Однако Большой московский церковный собор 1666-1667 гг. признал, что необходимо разделить светскую и духовную сферы деятельности, отделить церковь от государства.