Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.
Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.
Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38—40; Лк. 9, 49—50; 54—56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова "сынами грома" (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 8—9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу, или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 4, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21—22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь,— свет исключает тьму (Ин. 8, 12; 12, 35—36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 – 18; 1 Ин 5, 1 – 12).
Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.
Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.
Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога, не согрешит" (1 Ин. 5, 18, 3, 9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.
Так, галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.
Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.
Другие работы по теме:
Иов Анзерский
(в миру Иоанн, в схиме Иисус; 1635, Москва — 6 марта 1720) — преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 6 марта и 29 мая (обретение мощей).
Ян Непомуцкий
Введение 1 Биография 2 Мученичество 3 Почитание 4 Иконография 5 Источники Список литературы Ян Непомуцкий Введение Святой Ян Непому́цкий (ок. 1350, Непомук, Чехия — 20 марта 1393, Прага) — (чеш. Jan Nepomuckэ), Иоанн Непомуцкий, Иоанн Непомук — чешский католический святой, священник, мученик.
Алькобер, Иоанн
Иоанн Алькобер (исп. Juan Alcober, 31.12.1694 г., Гренада, Испания — 25.10.1748 г., Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, член монашеского ордена доминиканцев, миссионер, священник, мученик.
Святой Исидор Севильский
Южный Федеральный Университет Физический факультет РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ Святой Исидор Севильский Студент 4 к. 3 гр. Кан М. Н. Святой Исидор Севильский (лат. Isidorus Hispalensis, исп. San Isidoro de Sevilla; ок. 560, Картахены, Испания — 4 апреля 636, Севилья, Испания) — архиепископ Севильи в вестготской Испании, один из крупнейших ученых и писателей раннего Средневековья.
Житие и страдание святого апостола и евангелиста Матфея
Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, иначе называемый Левием, жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных.
Икона и Святой Дух
Икона и Дух Святой — этой теме уделяется все еще мало внимания. В богословии иконы недостаточно определенно подчеркивается благодатное присутствие Святого Духа, Его "дыхание" в генезисе и бытии церковного образа, во взаимосвязи образа с Первообразом.
Разное - Библия выдающийся памятник мировой литературы
Библия это религиозный и литературный памятник. Она известна всему человечеству переведена на языков мира. Библию называют по разному. Священным Писанием Словом Божьим Книгой книг. Книгой спасения но самое распространенное название.
Толстой Апостол Иоанн и разбойник
Лев Николаевич Толстой Апостол Иоанн и разбойник Толстой Лев Николаевич Апостол Иоанн и разбойник Лев Николаевич Толстой Апостол Иоанн и разбойник После смерти Иисуса Христа ученики его разошлись по разным землям, делом и словом проповедуя его учение. Любимый ученик Христа, Иоанн, проповедывал в богатых торговых городах греческих.
Альфен, Иероним ван
Иероним (Игнатий) ван Альфен Иероним Визерский (нидерл. Hieronymus van Alphen; 1746-1803) — голландский поэт, богослов, историк и юрист. Биография
Кисса
(англ. Cissa; VII век) — отшельник Линдисфарнский. Святой Католической церкви, память 23 сентября. Святой Кисса был отшельником в Нортумбрии, Англия. По преданию, он жил неподалёку от Линдисфарна (Lindisfarne).
Иоанн Солсберийский
(лат. Johannes Saresberiensis) (1115/1120 Салисбери — 1180) — англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра (1176—1180).
Стефан Лэнгтон
(англ. Stephen Langton) — англ. богослов и политический деятель, род. в конце XII века; получил прекрасное образование. В 1206 Лангтон был сделан кардиналом, благодаря папе Иннокентию III, его соученику и другу. В следующем году папа Иннокентий III заставил монахов избрать Лэнгтона на кентерберийскую кафедру, вопреки желанию короля Иоанна.
Пелагия дева Антиохийская
Не следует путать с Пелагией Антиохийской, преподобной V века. Пелагия Антиохийская — раннехристианская мученица, дева. Память в Православной церкви совершается 8 октября (по юлианскому календарю).
Киценко, Надежда Борисовна
Надежда Борисовна Киценко (англ. Nadieszda Kizenko; род. 1961 Нью-Йорк, США) — американский исследователь-историк, профессор. Родилась в семье перемещённых лиц, прибывших в США из Германии после Второй мировой войны.
Симеон Юродивый
(Симеон Эмесский[1], Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый) — христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века. Родился в богатой семье и до возраста 30 лет проживал в городе Едесса[2].
Прокопий Газский
(греч. Προκόπιος ο Γαζαίος; ок. 475 — ок. 528) — христианский ритор, богослов и экзегет, глава Газской школы риторики[1]. Сочинения Прокопия Газского включены в 87-й том Patrologia Graeca.
Мастер синих распятий
– (итал. Maestro dei Crocifissi Azzurri; работал в 3-й четверти XIII в. ) - итальянский художник умбрийского или эмилианского происхождения. Среди работ, причислявшихся к «школе Джунта Пизано», английский исследователь Эдвард Гаррисон выделил расписные кресты, на которых фон прописан синей краской.
Иоанн Чешский
Святой Иоанн Пустынник — первый чешский пустынник, предположительно — сын князя бодричей Гостимысла, погибшего в 844 году в сражении с войсками Людовика Немецкого. Иоанн прожил 42 года в пещере в чешских лесах недалеко от Праги, после чего встретил князя Боривоя (Борживоя, мужа св.Людмилы Чешской), причастился Святых Тайн в церкви в замке Тетин и вскоре умер.
Феофил Александрийский
Феофил (греч. Θεόφιλος) — Патриарх Александрийский. занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 год.
Антиох Палестинский
Антиох Палестинский — монах и богослов живший в VII веке. Антиох Палестинский предположительно родился около того места, где в настоящее время расположена столица Турецкой Республики город Анкара. Некоторое время Антиох жил в отшельничестве, но позднее стал монахом и аббатом православного греческого мужского монастыря на территории нынешней Палестинской автономии, на Западном берегу реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, близ Иерусалима, который был основан Саввой Освященным и потому, в настоящее время, носит имя Лавры Саввы Освященного.
Погром в День святой Схоластики
Погром в День святой Схоластики (англ. St Scholastica Day riot) произошёл в Оксфорде 10 февраля 1355 г. в день памяти святой Схоластики — католической святой и сестры-двойни св. Бенедикта Нурсийского.
Шестой крестовый поход
Шестой крестовый поход — поход императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена. Поход начался в 1228 году. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Яффы и в феврале 1229 года заключил договор с египетским султаном Аль-Камилем. В марте Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли.
Иоанн I король Шотландии
Иоанн I Баллиоль (Джон «Пустой камзол»; гэльск. Iain Bailiol, англ. John Balliol; 1248(1248) — 25 ноября 1314, Хеликур, Пикардия) — король Шотландии (1292 — 1296), признавший сюзеренитет Англии, что послужило причиной трехсотлетней войны за независимость Шотландии.
Петропавловск-Камчатский
Центр Камчатской области расположен на восточном побережье полуострова Камчатка, на берегах Авачинской губы Тихого океана, по склонам Мишенной, Петровской и Никольской сопок.
Апостол Даниил Павлович
Малороссийский гетман, преданный интересам России. Апостол с 1682 г. состоял миргородским полковником. Мазепа, достигши гетманства, преследовал Апостола как приверженца Самойловича и лишил его звания.
Евсевий Кесарийский
Евсевий Кесарийский (ок. 260 – ок. 340), христианский богослов, «отец церковной истории», епископ Кесарии Палестинской после 315.
Преподобный Иоанн Дамаскин
Жизнеописание преподобного Иоанна Дамаскина. Иконоборчество. Чудесное исцеление Иоанна. Богословская деятельность.