Старчество, направление монашеской жизни, в основе которого лежат советы и поучения, преподаваемые опытным духовным наставником-«старцем» (в женском монастыре – «старицей»); подобные «учительные» беседы могут быть чисто иноческими, как бы обращенными внутрь обители, либо иночески-мирскими, открытыми вовне.
Основы иноческого старчества возникли уже в Египте 4 в., в начальный период христианской аскезы, когда образовывались первые монашеские общины. Сам процесс послушничества изначально предполагал руководство со стороны наиболее опытных и авторитетных членов последней, тех, кого называли «отцами» («аввами» – от арамейского «авва» или «абба»). Слово «старец», «добрый старец» («калугер» переводных с греческого житийных текстов – от kalos geron) означает в первую очередь именно мудрый опыт, а не почтенный возраст, хотя то и другое в монашеской жизни чаще всего совпадают. С развитием монастырей – равно в западном и восточном христианстве – благие советы все чаще направлялись и вовне, к духовным сыновьям и дочерям в миру, однако это еще не означало возникновения старчества как особого аскетического течения или «толка».
Важным этапом такого обособления был расцвет исихазма, усовершенствовавшего практику «умной молитвы» или «духовного делания», призванного помочь душе освободиться от страстей путем тщательного, поэтапно-последовательного внутреннего сосредоточения. Византийские теории и практика «умной молитвы», которые складывались, если назвать лишь несколько самых крупных имен, от Иоанна Лествичника (7 в.) и Симеона Нового Богослова (10–11 вв.) до Григория Синаита и Григория Паламы (14 в.), обнаружили свое глубокое воздействие и на Руси, сказавшись, благодаря паломничествам на Афон, прежде всего у «заволжских старцев» (слово «заволжский» применялось по отношению к обителям, расположенным «за Волгой», на землях к северу от Москвы); их духовным главой принято считать Нила Сорского (15 – начало 16 вв.). Однако в полной мере о самоценном русском старчестве можно говорить, лишь начиная с эпохи Паисия Величковского (18 в.); его учение о совершенной молитве предстало особенно влиятельным на фоне резко обозначившегося отчуждения образованной части общества от церкви.
Тот же фактор благочестия на фоне отчуждения способствует и развитию традиции старчества в 19–20 вв., все более активно открывающегося изнутри обители к миру. Духовная, нередко регулярно возобновляемая беседа, которая совмещает в себе черты исповеди и ненавязчивой, индивидуально сориентированной проповеди, оказывается зачастую более эффективной, чем соборное участие в церковной службе, хотя речения (или письма) старцев ни в коей мере не исключают, но лишь дополняют это участие. Заключая в себе широкий спектр советов (от практики молитвы и борьбы со страстями до чисто хозяйственных вопросов), старчество воздействует на все слои русского общества, включая интеллигенцию. Ореолом особого уважения окружаются советы старцев Оптиной пустыни (Макария, Амвросия, Нектария и др.), хотя и многие другие обители были причастны к этой традиции, вне которой немыслимы такие подвижники, как Серафим Саровский или епископ Феофан (Феофан Затворник).
В период особенно жестоких гонений на церковь (1920–1930-е годы) православное старчество, требующее лишь учительного слова и ответного внимания, становится иной раз – в «катакомбных» условиях – наиболее удобной формой духовного окормления. Повышенный интерес к нему, усиленный в период перестройки, сочетается с распространением т.н. «младостарчества», публично осужденного руководством Русской православной церкви (когда за сокровенный религиозный «психоанализ» берутся лица, не обладающие достаточным аскетическим опытом).
Другие работы по теме:
Философия по И.А. Ильину
Сущность философии русского философа, правоведа, политического мыслителя, историка религии и культуры Ивана Александровича Ильина. Точка зрения Ильина на политическое положение в России. Раскрытие вопроса о соотношении норм морали и права в его трудах.
Социальная геронтология
Старость как социально-этическая ценность. Смертность человека и вечность бытия. Кризис пенсионного возраста. Старение как развитие. Нарушения когнитивных функций при нормальном старении. Отношение к старикам в императиве любви. Критерий профессионализма.
Духовность и духовничество
Тема доклада - духовность и духовничество, или, если предпочитаете, духовное окормление, или душепопечение.
Благодать старчества
Монашество и его цели. Что такое старчество? История старчества. Оптина и интеллигенция.
Христианские монастыри
Роль монастырей в цивилизационном освоении территорий, значение как центров трудового образования и воспитания. Требование строгого следования отеческой духовной традиции, православному христианству. Формирование личностных образцов инженера и ученого.
История старчества Оптиной пустыни
Краткая история и описание Свято-Введенского монастыря "Оптина пустынь". Жития старцев Оптиной пустыни: преподобного Льва, основателя Оптинского старчества, старца Амвросия, преподобного Макария. История новомучеников, убиенных на Пасху 1993 года.
Исихазм как стержень православной духовности
Генезис российской философской мысли. Этапы развития исихастской традиции. Философский анализ феномена "исихазма". Встреча древней традиции с современностью. Энергия как ключевая категория исихастской модели реальности.
Стояние Святой Руси
В XVIII — начале XIX вв. правительство Российской империи не придавало большого значения заботам о Церкви. К примеру, должность обер-прокурора Синода не играла важной роли в общественной жизни России.
Возрождение русской святости
В XIX в., несмотря на усиление позиций Русской Православной Церкви, тема святости не получила широкого развития, а канонизации совершались редко (например, в 1830-е гг. был канонизирован святитель Тихон Задонский).
Православие и его место в российской культуре
Религия - одна из древнейших форм культуры. Принятие христианства на Руси. Проблемы эволюции русского православия. Православная идея и ее основные ценности. Всеобъемлющее влияние религии на нашу культуру. Фактор общественной жизни.
Поколение цветов
Создается впечатление, что мир населен исключительно молодыми людьми, с редкими вкраплениями других возрастов. А между тем реальная картина находится в некотором противоречии с виртуальной.
Лесковская концепция праведничества и традиции старчества
Нас интересует, как лесковская концепция праведничества соотносится со старческой традицией. Можно ли говорить о преемственности явлений, можно ли считать праведника Лескова (праведнический тип, созданный им) старцем (старческим типом)?
Психология пожилого возраста
Геронтология (греч. geron, geront[os] - cтарец + logos учение) - наука, изучающая феномен старения живых существ, в том числе человека. Впервые термин был предложен И.И.Мечниковым в 1903 г. Современная геронтология - междисциплинарная наука, в состав которой входят биология старения, клиническая геронтология (гериатрия), геронтопсихология и социальная геронтология (геронтогигиена).
Возрастные особенности человека
Теории развития человека. Возрастные классификации жизни человека. Психологическая характеристика периода новорожденности. Проявление личности в раннем возрасте. Социальная ситуация развития в школьном возрасте. Психология человека зрелого возраста.
"Снегурочка"
Нежный цвет русской оперы - "Снегурочка" Римского-Корсакова звучит для всех, кому дорого родное искусство, так же убедительно, как великие названия: "Руслан", "Князь Игорь", "Борис Годунов".
Литературное посвящение Чудо русской иконы
Литературное посвящение "Чудо русской иконы" Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Цели: познакомить учащихся с русской иконой – образцом духовной живописи;
Роман о человеческой душе ("Обломов" И.А. Гончарова)
Христианство присутствует в романах Гончарова "стилистически" сдержанно, неакцентированно. Однако за этим спокойствием, как всегда у автора "Обломова", а позже — А. П. Чехова, — скрывается глубинный трагизм земного бытия человека
Вечный муж
Автор: Достоевский Ф.М. Рассказ ВЕЛЬЧАНИНОВ Пришло лето - и Вельчанинов, сверх ожидания, остался в Петербурге. Поездка его на юг России расстроилась, а делу и конца не предвиделось. Это дело - тяжба по имению - принимало предурной оборот. Еще три месяца тому назад оно имело вид весьма несложный, чуть не бесспорный; но как-то вдруг все изменилось. "Да и вообще все стало изменяться к худшему!" - эту фразу Вельчанинов с злорадством и часто стал повторять про себя.
«Ошибки отцов» и «поздний ум» детей
Конфликт поколений в русской литературе . В одном из программных произведений русской культуры – фонвизинском «Недоросле» – озвучивается идея, присущая многим сатирам и пародиям. «Не хочу учиться, а хочу жениться».
Скит иеромонаха Романа
Каждому народу дан свой способ открыть себя в мире и сказать о себе миру. Россия издревле выразила себя молитвой, иконой и поэзией.
Монастыри
Наиболее распространенный вид паломничества — посещение монашеских обителей. Это не удивительно. Подлинная сила Православия всегда была представлена монашескими общинами, монастырями, монахами-подвижниками.
Монастыри России
Традиции русского монашества. История крупнейших монастырей России: Оптина пустынь, Соловки, Валаам, Боголюбово. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. Монастыри Переславля-Залесского: Успенский Горицкий, Троицкий Данилов. Разделение монастырей по подчинению.
Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 — 1392) не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь.
Ильин Иван Александрович
Ильин Иван Александрович (1883-1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ('Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека', 1918).