НОВОСИБИРСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
Представления
древних мистиков
и современная
картина мира.
БМ-72
Березин
Сергей Александрович
проверил
Пигарев
Александр
Юрьевич
НОВОСИБИРСК
1997
План:
Введение.
Представления
древних.
Современная
картина мира.
Заключение.
Список
литературы.
Введение.
В
каждый период
развития человечества
формируется
научная картина
мира, которая
отражает мир
с той истинностью,
которая доступна
человеку. Кроме
этого картина
мира содержит
и нечто такое,
что на данном
этапе наукой
не доказано,
но есть некоторые
представления
и гипотезы,
которые в будущем
могут быть
доказаны, а
может быть и
нет.
В
древности
природа исследовалась
силой ума, а
опыты игнорировались.
Научные обобщения
строились на
начальных
обобщениях,
и в красочных
картинах мира
мирно уживались
реальность
и вымысел, который
сейчас кажется
несовместимым
с мудростью
древних. Однако
многое в представлениях
древних мистиков
было верным
и современные
люди так или
иначе порой
возвращаются
к тому, что казалось
смешным и нелепым
еще десятилетия
назад.
Представления
древних.
Древние
мыслители часто
оказывались
мистиками и
по-своему искали
единое в многообразии
окружающего
мира. Так Фалес
отожествлял
с “душами”
действующие
в мире силы.
Например, по
его мнению,
магнит имеет
душу, потому
что он притягивает
железо. Фалес
учил, что все
знания надо
сводить к единой
основе - душе.
Другой
мыслитель
древности
Анаксимандр
первоначалом
всего сущего
считал “алейрон”
- некое бесконечное
и неопределенное
начало. Все
состоит из
алейрона и из
него возникает.
Алейрон все
из себя производит
сам. Земля
оказывается
в центре как
самое тяжелое.
Вокруг Земли
расположены
три кольца, как
три колеса.
Живое зародилось
на границе моря
и суши из ила
под воздействием
небесного огня.
Человек зародился
в громадной
морской рыбе
и уже взрослым
вышел на сушу.
Даже
Аристотель,
создавший
довольно верную
материалистическую
картину мира,
создавал нечто,
что создало
этот мир. Бог
у Аристотеля
безличен, но
он не смог обойтись
без него, так
как невозможно
было объяснить
движение звезд,
планет, Луны
и Солнца. Согласно
Аристотелю,
все небесные
тела прикреплены
к сферам, и движутся
не сами тела,
а эти эфирные
сферы. Первую
сферу движет
Бог, на ней находятся
звезды, а ее
движение передается
другим сферам
все ниже и ниже,
вплоть до Земли,
где вследствие
несовершенства
подлунных
элементов
совершенное
круговое движение
распадается
на множество
несовершенных.
Более
этого, древние
люди воспринимали
процесс жизни
в виде нагромождения
событий, а
действительность
управлялась
некими силами.
Мифы создавали
картины мира
исходя из
фантастических
идей, абстрагированных
понятий о космосе,
пространстве
и времени. Четыре
стороны света
и три слоя (уровня)
мироздания
- небо, земля и
преисподняя
давали в сумме
священную
семерку. Космос
представлялся
возникшим из
хаоса, боги,
помещенные
на небо, инициировали
обряды. Рациональные
знания древних,
включавшие
в себя календарно-астрономические
и математические
представления,
биологические,
медицинские,
географические,
исторические
сведения причудливо
переплетались
с вымыслами.
Из тех далеких
времен пришла
идея о том, что
звезды управляют
судьбами людей
и названия
знаков зодиака
вместе с названиями
созвездий,
оттуда идет
идея философского
камня и эликсира
жизни ( начиная
с олимпийского
нектара), оттуда
идеи о множестве
жизней и жизни
после смерти.
Нельзя сказать,
что абсолютно
все отрицается
сегодня.
Современная
картина мира.
Картина
мира, которую
начали создавать
Галилей и Ньютон,
а завершили
Фарадей, Максвелл
и Эйнштейн,
отражает воззрения,
которые идут
еще из древности.
Так, доказано,
что атомное
ядро состоит
из множества
электронов,
а открытие
квантовой
теории и дискретности,
механистическая
картина мира
потерпела
сокрушительный
удар. Эксперименты
в области физики
высоких энергий
изменили
представление
о мире. Следует
отметить, что
сейчас уже
невозможно
подразделить
науки на физику,
биологию, химию
и так далее.
Связи их очевидны
и на макро и на
микро уровне.
Синтез картины
мира создал
выдающийся
ученый В. И.
Вернадский.
Биосфера -
философское
обобщение
естественных
наук, впитало
в себя новейшие
достижения
научной мысли
и стало фундаментом
для новых
исследований.
В этом учении
нашли отражение
идеи Дарвина
об эволюции
видов, идеи
Эйнштейна о
единстве
пространства,
времени и материи,
связь периодического
закона с закономерностью
биологической
миграции атомов,
идеи квантовой
механики об
отличии движения
макрообъектов
и микрообъектов.
В современном
мире наука и
научное представление
о мире являются
как бы основой
всего того, на
что опирается
современный
человек. Поэтому
очень важно
понять, какое
место в современной
картине мира
занимают ненаучные
знания. Иногда
их толкуют как
нашествие
антинауки и
т.д., хотя эти
понятия приходят
к людям из древности.
Но человеческий
дух мечется
в поисках истины
и не только
заблуждается,
но и “блуждает”.
Разум многообразен,
и поэтому не
следует высокомерно
отбрасывать
эти линии поиска,
которые не
сочетаются
с научными
представлениями
о мире, так как
они имеют
многотысячелетнюю
традицию и
добавляют яркие
краски в современную
картину мира.
Построение
Каббалы, тексты
Библии и Корана,
вера и астрология
- выполнены и
сохранены в
веках. Это не
наука, но иные
формы освоения
мира, отворачиваться
от которых было
бы неразумно.
И
в наши дни мы
сталкиваемся
с ситуациями,
о которых говорил
сверхрационалист
Л. Витгенштейн,
утверждавший,
что склонность
к мистическому
следует из
того, что наука
оставляет наши
желания невыполненными.
Мир
целостен, но
не монотонен.
Он не представляет
собой сплошную,
безликую и
однородную
пустыню формул,
теорем, аксиом
и доказанности
всего. Мир целостен
и обладает
богатой внутренней
организацией,
динамичной
и вечно меняющейся.
Заключение.
Современная
картина мира
- результат
долгого развития
человеческого
общества. Поколение
за поколением
входили в жизнь,
опираясь на
традиции,
эмпирический
опыт, мифы и
религию. Мифы,
магия, оккультная
практика, передача
опыта личным
путем, крупицы
“наукоподобных”
знаний - все
это стало
первоистоками
образования
представлений
о мире. От палеолита
до античности
накапливались
предпосылки
наук, которые
впоследствии
создадут современную
картину мира.
И в ней есть
место и научным
и вненаучным
знаниям, так
как весь мир
составляет
многоликую
картину, в которую
включен не
только окружающий
мир, но и человек,
его разум, его
идеи и идеалы.
Таким образом,
представления
древних мистиков
нашли свое
место в современной
картине мира.
Литература.
Азимов
А. “В начале” М.,1989
Моисеев
Н. “Алгоритмы
развития” М.,1987
“Философия” М.,1995
Ильченко
В. “Перекрестки
физики,
химии,
биологии” М.,1986
Другие работы по теме:
Картина мира
Картина мира - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы.
Космоцентризм ранней древнегреческой философии
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.
Элементы зонной теории ()
Квантовая теория твердого тела объяснила существование тел различной природы (диэлектриков, полупроводников, металлов) и показала, что физическая картина межатомного взаимодействия непосредственно связана с особенностями электронного строения вещества
Произведение искусства, которое больше всего меня поразило
Существуют много произведений изобразительного искусства, которые остались в памяти человечества навсегда. Это и «Джоконда» Леонардо да Винчи, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля, и портреты Ван Дейка, и пейзажи Левитана. Со всем этим можно ознакомиться по репродукциям, или придя в соответствующие музеи.
Красота спасет мир, если мир спасет красоту
(по новелле Рэя Брэдбэри «Улыбка») Есть шедевры искусства, над которыми невластно время. К таким шедеврам принадлежит непревзойденная картина Леонардо да Винчи «Джоконда» - воплощение идеала женской красоты.
Стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Картина Саврасова Грачи прилетели
Автор: Разное Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью чистоте природы. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на ноздреватом снегу выстроились в ряд покривившиеся березки. На их голых ветвях расположилось множество грачиных гнезд, вокруг суетятся сами хозяева этих своеобразных птичьих домишек.
Картина В.И.Сурикова Боярыня Морозова
Картина В.И.Сурикова "Боярыня Морозова" Автор: Разное В. И. Суриков написал картину "Боярыня Морозова" в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Вся картина пропитана чувствами героев, автор с поразительной точностью раскрывает их характеры.
Картина В.Л. Боровиковского Портрет Е. Н. Арсеньевой
Картина В.Л. Боровиковского "Портрет Е. Н. Арсеньевой" Автор: Разное Перед нами картина художника В.Л. Боровиковского. На этой картине изображён портрет Е.Н. Арсеньевой. Эта интересная молодая особа, примерно двадцати пяти лет. По её взгляду видно, что она довольна своей жизнью. Е.Н. Арсеньева из интеллигентной семьи, так как она одета в красивое, белое платье.
Что лежит в основе подвигов Прометея по мифам Древней Греции
Автор: Разное От древних греков остались нам их предания, их древние сказания – мифы. Греки прошли длинный исторический путь; понадобились века, прежде чем они стали самым образованным, самым культурным народом древнего мира. Их представления об устройстве мира, их попытки объяснить всё происходящее в природе и в человеческом обществе нашли своё отражение в мифах.
Религиозные веяния в испанской литературе XVI века
Мистическая поэзия. Испанский мистицизм XVI века – широкое общественное явление, выразившее тайные вольнолюбивые стремления и духовные искания просвещенной и прогрессивной части испанского общества, полностью отраженное в литературе.
Анализ картин известных художников
ЭРМИТАЖ: Тициано Вечеллио (1477-1576). «Святой Себастьян» (Италия около 1570) Холст, масло. 210x115.5 см (221 зал) Эта картина написана в последние годы жизни художника, когда он обращается к теме противодействия мира и людей. Его картины становятся более насыщенными и яркими.
Цанкави
Руины Замка Герцогини. Цанкави , Tsankawi — отдельно лежащий участок Национального памятника Бандельер в штате Нью-Мексико близ города Уайт-Рок. Здесь находятся многочисленные, ещё не изученные археологами руины древних пуэбло, пещеры, вырубленные в мягкой туфовой породе, и петроглифы.
Лаури-Пуэбло
Лаури-Пуэбло , англ. Lowry Pueblo — археологический памятник древних пуэбло на территории Национального памятника «Каньоны древних» (en:Canyons of the Ancients National Monument) близ Плезант-Вью в штате Колорадо, США. Поселение-пуэбло было построено около 1060 г. поверх колодцеобразных домов более древнего происхождения.
Механистическая картина мира 2
Механистическая картина мира. Механистическая картина мира возникла одной их первых, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи- механического передвижения тел.
Картина мира как культурологическая категория
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.
Моя поездка в Эрмитаж
рмитаж. Не так давно мы со всем классом поехали в Эрмитаж. Тема нашей поездки была живопись, портреты XV–XVII веков в Европе. Поездка в этот музей мне не очень понравилась. В галерее Эрмитажа наверняка не менее сотни картин этого жанра, но нам почему-то показали всего четырнадцать портретов – это меня очень огорчило, но зато о каждой картине нам очень подробно, хорошо и понятно рассказала экскурсовод.
Картина Веласкеса Триумф Вакха
ВЕЛАСКЕС Веласкес. Триумф Вакха – «Пьяницы». Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной, чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Николя Пуссена.
Иванов А.А.
Художник-живописец, мастер исторической картины и пейзажа, автор огромного натурного живописного и графического наследия. Первый художник-пленэрист. Представитель идеалистического направления, традиционалист.
Белорусский архив древних грамот
Введение 1 История издания 2 План Введение Введение «Белорусский архив древних грамот» ― сборник документов по истории восточных белорусских земель в XVI—XVIII в.
Репрезентация
(лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) — представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя.
Иоганн Рюйсбрук
Введение 1 Биография 2 Учение 3 Сочинения 4 Наследие 5 Публикации на русском языке 6 Библиография Введение Иоганн Рюйсбрук или Ян ван Рёйсбрук, прозв. Удивительный или Восхитительный (нидерл. Jan van Ruysbroek; 1293—1381) — фламандский мистик.
Агрест, Матест Менделевич
Введение 1 Биография 2 Теория древних космонавтов 3 Список произведений Введение Матес (Матест) Менделевич Агрест (20 июля 1915, Княжицы под Могилёвом — 20 сентября 2005, Чарльстон, штат Южная Каролина, США) — математик, известный также как основатель теории палеовизитов.
Каспийские ворота
(греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии. [1]
Братство общей жизни
Братство общей жизни движение Нового благочестия возникло в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма и основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Некрополь
Главный некрополь России — у Кремлёвской стены Некрополь во Франции Некро́поль (дословно «город мёртвых», греч. νεκρος — мёртвый, πολις — город) — большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями.
Географическая информационная система
Text История ГИС: Пионерский период (поздние 1950е — ранние 1970е гг.) Ленинский период (нач. 1970е — нач. 1980е гг.) Период коммерческого развития (ранние 1980е — настоящее время)
Современная научная картина мира 2
СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА. Познание мира человеком есть диалектически сложный и противоречивый процесс, творческий по своему характеру. До 1873 г. господствовала механическая картина мира, которая сменилась релятивистской картиной мира. Первым шагом на пути построения новой научной физической картины мира явилась гипотеза М.Планка: атомы излучают свет дискретными порциями, квантами.
Естество-научная картина мира
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом.