Артур Рейльян
Кто-то в своё время суть реформ Никона не понял, другие - поняли и потому не приняли, но ясно, что не один раскольник подался туда, где за веру не приходилось мучаться. И ближайшим подобным местом была территория Латвии, в XVII веке ещё местами шведская, местами - польская; обе остро нуждались в свежей рабочей силе. Полський король Ян Собесский даже издал указ <о свободном жительстве раскольников в польских пределах>. Лишь православные цари да советские атеисты со временем вновь их пытались здесь потеснить, но ведь живут раскольники и здравствуют поныне.
Во многих городах и сёлах старообрядцы возвели свои храмы, только в Риге ещё долго молились в самых разных зданиях, притом отнюдь бедностью не отличаясь. Первая, деревянная, моленная в городе в честь Успения Богородицы появилась лишь около 1760 года. Построил её на своей земле в Московском форштадте купец Большой гильдии (кстати, просто-таки исключительно немецкой организации) С. Дьяконов; да и наставник Фёдор Саманский был личностью уважаемой в наших краях. А в 1796 году в обход всех законов поставили новое здание. Строили его не по документам, а с устного дозволения генерал-губернатора; не деревянное, как положено было в форштадтах, а каменное - видно, была у раскольников своя <рука> в местной власти. Потом при нём же обосновались и школа, и больница, и богадельня, и мужской монастырь, и библиотека с ценными старинными книгами.
Да и другие моленные, одну в Московском форштадте, другую - в Петербургском, освятили в то же время. Но те не выстояли долго, да и не были ничем особо замечательны.
Во время нелепого пожара летом 1812 года обращаться к властителям было некогда, оттого все три храма пропали в беспристрастном пламени. Зажиточные староверы быстро нашли средства и два года спустя отстроили <большую каменную> молельню получше старой. В 1823 году случилось пожертвование, повлиявшее на само название общины и храма: его совершил митавский купец Алексей Петрович Гребенщиков. В общем, жизнь у общины была небедной: <Крепость и процветание рижской старо-обрядческой общины, имеющей свои больницы, заводы, мызы и школы, когда их и помину уже не было в Москве, удивляло всех>, - подметил писатель Николай Лесков, изучавший состояние староверов по государственному поручению. В 1886 году произошла реконструкция, так здание стало четырёхэтажным и обогатилось корпусом для призрения двух сотен женщин.
Как-то раз власть решила староверов заставить поделиться своими богатствами, а <неправильные> книги - отправить старому храму вдогонку. Только приступили к реализации этого плана, как вся община собралась с подручными орудиями и отстояла имущество. Так она получила право строить колокольню с золочёным куполом - когда с православного Христорождественского собора Советы сняли позолоту, он остался единственным в городе. Чертил его городской архитектор Рейнгольд Шмеллинг в 1905 году, следуя канонам югендстиля.
Сегодня моленная - шутка ли, вмещать пять тысяч человек! - и община Гребенщикова считаются крупнейшими на свете среди древлеправославных поморских.
Другие работы по теме:
Аввакум Петров
Аввакум Петров- протопоп, один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре.
Свойства функций предпочтения
Определение степени влияния факторов подвижности населения на самодвижение. Проблемы, возникающие при оценивании уровня жизни в группах, качества жизни населения стран и регионов. Основные предположения и методика уточнения разновидности зависимости.
Старообрядчество
Старообрядчество (староверие) — это общее название русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные традиции древнерусской Православной Церкви и отказавшихся принять церковную реформу.
Остальцы Русской Древлеправославной веры
Исконно русское население Эстонии - древлеправославные русские проживали здесь с XII-XIII веков. Первые старообрядцы из России появились в Южной Эстонии (Лифляндии) в конце XVII века. В начале XVIII века федосеевцами был основан Ряпинский монастырь.
Старообрядчество в Олонецкой губернии
Университетский лицей. Курсовая работа. Старообрядчество в Олонецкой губернии в середине 19-ого века. Петрозаводск 1997 Оглавление. Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Старообрядцы
Откуда пошли семейские? Староверы - кто они? Культура и быт.
Садовое кольцо
образовалось в 20-х годах XIX в. на месте Земляного вала — кольцевого укрепления, оградившего Москву в кон. XVI в. Когда функционально уже не нужные валы стали мешать развитию города, их срыли. В западной части кольца на месте вала устроили бульвары с проездами по сторонам наподобие Бульварного кольца.
Лямблиоз: диагностика, клиника, лечение
Изучение этиологии и эпидемиологии лямблиоза - заболевания, которое протекает как в виде латентного паразитоносительства, так и в манифестных формах. Особенности водного, контактно-бытового и пищевого путей передачи лямблиоза. Патогенез и диагностика.
Запечатлённый ангел
Автор: Лесков Николай. На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное».
Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова
Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа.
Проблема ума в комедии Александра Грибоедова Горе от ума
Во всей классической русской литературе "Горе от ума" – одна из самых "открытых" книг. С первой же страницы вы оказываетесь в атмосфере естественной и выразительной речи. Здесь чуть ли не каждая фраза – законченный афоризм. Все кажется простым и ясным. Однако Александр Блок считал "Горе от ума" произведением "непревзойденным, единственным в русской литературе, не разгаданным до конца".
Когда же "кому на Руси жить хорошо"?..
Поэма печаталась отдельными главами, и нет единого мнения даже об их последовательности внутри целого текста. Начало было опубликовано в № 1 журнала "Современник" за 1866 год. Далее поэма публиковалась в 1869-м.
Литературные споры начала XIX века
Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком все углубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства.
Достоевский и евреи. Еврейская месть
Достоевскому была видна и понятна сила и власть иудаизма над иудеями. И он искренне желал того же своему народу, русским, он жаждал видеть свой народ как сформированный православием.
Николай Лесков. Запечатлённый ангел
На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях.
Анфим епископ Кубанский
Введение 1 Биография 1.1 «Архиерейство» 1.2 Разоблачение и смерть Введение Анфим (Андрей; ок. 1700 — после 1757) — авантюрист, выдававший себя за старообрядческого епископа, именовался епископом Кубанским и Хотинския Раи.
Каменщики
Введение 1 Особенности 2 История 3 Современное состояние 4 Источники Каменщики имеет самоназвание каменщики, бухтарминцы Введение Ка́менщики (бухтарми́нские каменщики, бухтарми́нские старообрядцы, алтайские каменщики, бухтарми́нцы) — этнографическая группа русских, сформировавшаяся в XVIII – XIX веках на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтарма и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катунь.
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Яицкое казачье восстание 1772
года (13 января — 6 июня) — стихийное выступление казаков Яицкого войска, непосредственным поводом к которому стали наказания и аресты, проведённые следственной комиссией генерала Траубенберга.
Скифы альманах
Сборник «Скифы» - литературный сборник, два выпуска которого были опубликованы в 1917-18 годах в Петрограде. Выпущен издательством «Скифы». Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение.
Иван Алексеев
Введение 1 Биография 2 Сочинения Введение Ива́н Алексе́ев (Иван Алексеевич (Стародубский) 1709(1709) — 1776, Стародуб) — старообрядческий деятель поморского согласия; историк, писатель, иконописец; автор многих сочинений по истории и вероучению старообрядчества, наиболее известное его сочинение «История о бегствующем священстве», повествует об основании Ветковских слобод и возникновении практики приема беглых попов из новообрядческой церкви (русская православная церковь).
Некрасовцы
План Введение 1 Переселение на Кубань 2 На Дунае и в Малой Азии 3 Возвращение в Россию Список литературы Введение Некра́совцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова.
Русское национальное жилище
План Введение 1 Клеть 2 Изба 3 Хоромы 3.1 Покоевые хоромы 3.2 Непокоевые хоромы 3.3 Хозяйственные постройки 4 Подклет 5 Горница 6 Светлица 7 Сени 8 Терем 9 Кровля
Иргенские мученики
План Введение 1 Жизнеописание 1.1 История смерти 2 Почитание 2.1 Место погребения 2.2 Мощи Список литературы Иргенские мученики Введение Симеон, Киприан, Иосиф и Василий с дружиной — воины из отряда воеводы Афанасия Пашкова, замученные им 1656—1662 годы в Иргенском остроге. Почитаются в Русской православной церкви как мученики — «Симеон, Киприан, Иосиф, Василий и иже с ними, Иргенские, Сибирские».[1] Память совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице — День всех святых, в земле Российской просиявших.
Изучение быта и нравов сибирских староверов
Сибирь и старообрядчество. Появление старообрядцев в Сибири. Староверы верховьев малого Енисея. Жизнь старообрядцев в Сибири. Населенные пункты. Занятия, хозяйственный быт, традиции и обычаи. Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири.
Свастика: исторические корни
Мало кто сейчас помнит, что на советских деньгах с 1917 по 1922 годы изображена была Свастика, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период, то же была Свастика в лавровом венке, а внутри Свастики были буквы РСФСР.
Тихонравов Николай
Тихонравов Николай Саввич (1832—1893) — историк русской литературы, профессор Московского ун-та (с 1859), академик (с 1890). Сын фельдшера одной из московских больниц.