До испанского завоевания (16в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп. У индейцев Мезоамерики (Месоамерики) (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тарасков, майя и др.) с первых веков до н.э. существовали раннеклассовые государственные образования. Временной интервал их жизни можно посмотреть здесь или "кликнув" на картинку справа => Племена, обитавшие севернее и южнее Мезоамерики, стояли на более низком уровне социально-экономического развития. Несмотря на различие языков и исторических судеб отдельных лингвистических групп, мифология индейцев Мезоамерики была единой, но претерпевала стадиальные изменения.
Вероятно уже у первых насельников Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы о возникновении огня, происхождении людей и животных и др. В дальнейшем, при развитии собирательства были созданы мифы о каймане - покровителе пищи и влаги, о добрых духах растительности, о сотворении и строении вселенной. Ко времени доместикации и распространения маиса как культурного растения (5 тыс. лет до н.э.) относятся и восстановленные по петроглифам, многочисленным обломкам глиняных статуэток и каменным печатям-штампам мифы о верховном многофункциональном божестве - "богине с косами" (название условно), в образе которой сливаются более ранние представления о духах растительности и животного мира. "богиня с косами" олицетворяет собой одновременно небо и землю, жизнь и смерть (некоторые её изображения имеют по две головы); из её груди струится "небесное молоко" - дождь, она владычица всякой влаги, от неё зависит процветание всего растительного и животного мира.
В более поздних мифологических системах это божество распадается на ряд богинь, связанных с влагой, луной, деторождением, смертью, кукурузой, какао, агавой и др. Богиня изображалась в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, женщины с подчёркнутыми чертами пола или старухи с отвисшей грудью. Эти три этапа возрастного развития женщины (юность, зрелость, старость) являются олицетворением времени весеннего цветения, плодоношения и осенне-зимнего периода; сохранилась статуэтка богини с триединым торсом. Известны и зооморфные изображения этой богини: в виде утки (владычица воды), жабы (владычица земли), паука и др. Её ребёнок, упитанный младенец без явных признаков пола ("толстый бог" - название условно), выступает посредником между матерью и людьми, чьё благополучие он обеспечивает. Вероятно он олицетворяет маис и солнце, позднее в его функциях выступают три различных божества - кукурузы, солнце и весеннего цветения природы (сравни ацтекского Шипе-Тотека). К пантеону этого времени относится и бог в образе пожилого бородатого мужчины, который, возможно, почитался как "старый бог" (сравни ацтекского Шиутекутли) - отец "толстого бога", хотя и не ясна его связь с "богиней с косами" в этой мифологической системе, засвидетельствованной почти на всей территории Мезоамерики.
Мифология Ольмеков.
В классический период (первые века до н.э.) развития мифологической системы, совпадающего с появлением раннеклассовых городов-государств, происходит дальнейшее дробление и уточнение функций божеств, возрастает их число, устанавливается связь божеств с культом правителей как их представителей на земле. В силу чисто политических причин (можно предположить, что в разработке системы деятельное участие принимали жрецы) вокруг того или иного божества группируются новые мифологические циклы, как, например, об основателе города, правящей династии. В мифологические образы вкладывается эсхатологическая и календарная мистика. Наряду с канонизацией основных черт главных божеств возникают смешанные образы, например, птица-ягуар-змея как олицетворение бога утренней звезды Венеры, появляются специальные божества смерти, свидетельствующие о развитии представлений о загробном мире. Однако процесс углубления этой системы развивался неодинаково в разных районах Центральной Америки. Например, у большинства народов Западной Мексики она практически не засвидетельствована.
Змеи в мифологиях народов мира в т.ч. в Мезоамериканских мифах.
В противоположность двум предыдущим системам, воссозданным на основе памятников изобразительного искусства и реликтовых отрывков, вошедших позднее в народные предания и сказки, третья мифологическая система достаточно полно представлена в письменных источниках, составленных в период испанского завоевания и вскоре после него.
В конце классического периода у народов Центральной Америки создаётся мифологический комплекс, основанный на представлениях о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств человеческой кровью. Особо важное значение придавалось "кормлению" бога солнца, чтобы он мог совершать свой каждодневный путь по небу.
Наиболее известным образцом третьей мифологической системы служит мифология ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в 13 в. и усвоивших мифологические представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков. В ацтекский пантеон вошёл ряд божеств соседних и покорённых народов.
Мифология Ацтеков.
Пантеон Ацтекских богов. |
Кетцалькоатль. |
Тецкатлипока. |
Дальнейшее развитие и унификация отдельных ветвей сложной по происхождению и многоликой ацтекской мифологии было прервано испанскими завоевателями.
Другие работы по теме:
Философия о происхождении и сущности человека
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего.
Легендарное царство Кито
Древняя история Латинской Америки порой неотделима от легенды, правда дополняется мифом, а реальность – преданиями забытых народов.
«Пополь-Вух»
“Пополь-Вух” (“Книга народа”) - эпос индейцев киче (народ майя; Центральная Америка). Вероятно, первоначальная версия книги, написанная пиктографическим письмом, погибла в ходе испанского завоевания.
Мексика: Мария де Гваделупа
Культ Пресвятой Девы Гваделупской - это часть более широкого культа Девы Марии, который распространен на всей территории Латинской Америки. С 1540 г. до наших дней этот культ господствует в церквях и даже целых городах.
Эгет-Хаус
Руины «Агатового дома». Эгет-Хаус (англ. Agate House, букв. «Агатовый дом») — частично реставрированное комплексное жилое сооружение древних пуэбло на территории Национального парка окаменевшего леса (en:Petrified Forest National Park) в штате Аризона. Дома индейцев-пуэбло были полностью выполнены из окаменевшей древесины.
Синагуа
— племенная группа индейцев, обитавших в центральной части штата Аризона между реками Литл-Колорадо и Солт (ныне область между городами Флагстафф и Финикс), включая долину реки Верде и значительную часть плато Могойон, в период около 500—1425 гг. н. э. Иногда археологи рассматривают синагуа как западную ветвь культуры анасази.
Цанкави
Руины Замка Герцогини. Цанкави , Tsankawi — отдельно лежащий участок Национального памятника Бандельер в штате Нью-Мексико близ города Уайт-Рок. Здесь находятся многочисленные, ещё не изученные археологами руины древних пуэбло, пещеры, вырубленные в мягкой туфовой породе, и петроглифы.
Индейская территория
в 1836 г. Оклахома и Индейская территория в 1890-е гг. Индейская территория в 1891 г. Индейская территория (англ. Indian Territory или англ. The Indian Country) — территория, образованная на землях, формально не входивших в состав США в середине XIX века, и предназначенная для заселения только индейцами.
Бойня на ручье Вундед-Ни
Введение 1 Бойня 2 В культуре Список литературы Бойня на ручье Вундед-Ни Введение Бо́йня на ручье́ Ву́ндед-Ни́ (англ. Wounded Knee Massacre) была последним крупным вооруженным столкновением между индейцами сиу Дакоты и армией США, и одной из последних битв Индейских войн. Бойней это столкновение назвал генерал Нельсон Майлз в своём письме комиссару по делам индейцев[1].
Speak white
(англ. Speak white!) (дословный перевод Говори на белом) — выражение в англоязычных странах (особенно в таких странах как США и Канада), которое белые колонизаторы употребляли, когда слышали малопонятную им речь негров или индейцев на пиджине, креольских или автохтонных языках. Ругательство было позднее популяризованно в антиколониальной, антиимпериалистической, художественной, а затем и научно-исторической литературе как один из символов колониализма, ксенофобии, расизма и сегрегации.
Берег Москитов
Введение 1 Происхождение названия 2 История 2.1 Флаг 3 Берег Москитов в литературе и искусстве Список литературы Введение Статья о территории в Центральной Америке. О фильме и романе см. Берег Москитов (фильм).
Великая война сиу
Противники США Шошоны Кроу Пауни АрикараЛакота Северные Шайенны АрапахоКомандующиеНельсон Майлз Джордж Кастер † Альфред Терри Джордж Крук Уэсли МэрриттСидящий Бык #
Грихальва, Хуан де
Хуан де Грихальва (исп. Juan de Grijalva, родился около 1489 года в Куэльяре, умер 21 января 1527 года) — один из первых испанских конкистадоров. Экспедиция Грихальвы, во время которой он открыл Мексику, описана в книге Берналя Диаса «Подлинная история завоевания Новой Испании».
Боливийская война за независимость
Введение 1 Предпосылки 2 Ход войны 3 Последствия Боливийская война за независимость Введение Боливийская война за независимость— вооружённая борьба коренного населения Боливии (индейцев) и боливийского народа против испанского колониального господства, начавшаяся в 1809 году и окончившаяся в 1825 году провозглашением независимой республики Боливия (Republica de Bolivia).
Британский Гондурас
(англ. British Honduras ) имя бывшей британской колонии на восточном берегу Центральной Америки, примыкавшей к юго-восточной Мексике. В настоящее время на её территории находится государство Белиз. Впервые европейцы поселились здесь в XVII веке, лишь в 1871 году территория стала королевской колонией.
Археология Американского континента
Введение 1 Хронология 2 Археология по странам 2.1 Северная Америка 2.1.1 Музеи 2.1.2 Организации 2.2 Центральная Америка и Вест-Индия 2.3 Южная Америка
Мита
Введение 1 Мита в Империи Инков 2 Мита в испанских колониях в Америке 3 Источники Введение Мита (исп. mita, на языке кечуа — обязательная очерёдность) — форма принудительного труда в сельских общинах Империи Инков, а позже в испанских колониях в Америке, при которой выделение людей на общественные работы производилось с помощью жеребьёвки.
Дорога слёз
Введение 1 Предыстория 2 Переселение афроамериканцев Список литературы Введение Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США.
Маркетт, Жак
Жак Маркетт (фр. Jacques Marquette; 10 июня 1637 — 18 мая 1675) — французский иезуит, первопроходец и исследователь Северной Америки (Великие Озёра, бассейн р. Миссисипи), а также основатель ряда миссионерских постов в США и Канаде, из которых впоследствии развились современые крупные города Чикаго и Су-Сент-Мари.
Золотоголовый дроздовый певун
План Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Питание 4 Размножение 5 Подвиды Список литературы Золотоголовый дроздовый певун Введение Золотоголовый дроздовый певун[4] (лат. Seiurus aurocapilla) — небольшая певчая птица семейства древесницевых.
Сан-Уотч
Археологический парк «Индейский посёлок Сан-Уотч» — воссозданное поселение индейцев, относившихся к археологической культуре Форт-Эйншент. Расположено у побережья Большой реки Майами у г. Дейтон в штате Огайо.
Иезуитские миссии в Северной Америке
План Введение 1 История 2 Семинария 3 Поселения 4 Методы 6 Источник Введение Иезуитские миссии в Северной Америке основывались членами католического монашеского ордена иезуитов в XVII веке и прекратили свое существование в начале XVIII века. Миссии были созданы в рамках колонизаторской деятельности Франции.
Пираты, золото и великий моряк Френсис Дрейк
Золото и разбой неразделимы. Как только из Латинской и Центральной Америки широким потоком хлынуло золото и серебро, дорога для испанских кораблей через океан навсегда превратилась в игру со смертью.
Чайлд, Лидия Мария
Лидия Мария Чайлд (англ. Lydia Maria Child; 11 февраля 1802— 20 октября 1880) — видный представитель американского аболицианизма, активист движения за защиту прав женщин, борец за права индейцев, писатель и журналист.
Гринвилльский договор
Первая страница Гринвилльского договора Гринвилльский договор — письменное соглашение между правительством США и племенным индейским союзом «Западная Индейская Конфедерация». Договор назван именем форта Гринвилл (сегодня — город Гринвилл в штате Огайо), в котором он был заключён после поражения индейцев в ходе военных сражений Северо-западной войны.
Континент Южная Америка расположение этнос культура
Graphics Graphics Языки Наиболее распространенными языками Южной Америки являются португальский и испанский. На португальском языке говорит Бразилия, население которой составляет около 50 % населения этого континента. Испанский язык является официальным языком большинства стран этого континента.
Каньон Де Шейи
находится: США, Аризона, площадь составляет 33 930 га Национальный монумент Каньон Де Шейи (англ. Canyon de Chelly National Monument) — основан 1 апреля 1931 года как подразделение Национальной службы парков США. Расположен на северо-востоке штата Аризона в пределах резервации навахо. Здесь сохранились руины индейцев анасази, а также позднее занявших эти земли навахо.
Республика Гватемала
Государство расположено в Центральной Америке. Граничит на севере и западе с Мексикой, на востоке — с Сальвадором, Гондурасом, Белизом. Имеет выход к Тихому океану на юге и к Мексиканскому заливу — на севере.
Палатки Аризона
Памятник национального наследия Палатки , англ. Palatki Heritage Site расположен в Национальном лесу Коконино, Седона, штат Аризона (примерно 34 55' 3.58"N, 111 53' 58.85"W). Здесь обнаружены руины вырубленных в утёсах из красного камня жилищ индейцев синагуа (одна из субкультур древних пуэбло).
Сальвадор
Когда-то эти земли были частью государства майя, а потом – ацтеков. Впервые испанские конкистадоры пришли сюда в 1523 году и в захватив эти земли, истребили почти всех местных индейцев.
Коста-Рика
Это страна была открыта Христофором Колумбом в 1502 году и спустя 18 лет эти земли стали частью испанской колонии в составе соседней Гватемалы.
Пополь-Вух
Город Чичикастенанго известен еще с доиспанских времен. Он был крупнейшим торговым центром индейцев майя. Сегодня в Центральной Америке вряд ли найдется рынок, более крупный и знаменитый, чем рынок в Чичикастенанго.
Ла Саль, Рене Робер Кавелье
Ла Саль, Рене Робер Кавелье (La Salle, Rene Robert Cavelier) (1643–1687), французский исследователь Северной Америки.