(от икона и греч. stasis — место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 — нач. 15 вв.
* * *
ИКОНОСТАС
(от греч. eikon — место для икон и stasis — место для стояния), перегородка, состоящая из нескольких поперечных брусьев (тябел), отделяющая алтарь от средней части храма, на которой в определенном порядке расположено несколько рядов икон. В раннехристианскую эпоху алтарь отделялся от остальной части храма низкой резной перегородкой (менее 1 м), обычно из мрамора. Открытый алтарь продолжал существовать в Западной Церкви на протяжении всего средневековья и сохранился до настоящего времени. В византийских храмах появилась более высокая мраморная алтарная преграда на колонках, между которыми вставлялись иконы; на верху этой стенки также мог размещаться один ряд икон. Высокий иконостас возник на Руси на рубеже 14-15 вв. впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их создании принимали участие Феофан Грек и Андрей Рублев. Полностью сохранившийся высокий иконостас, исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Он состоит из трех рядов начала 15 в.: деисусного, представляющего Христа, восседающего на небесном престоле, и предстоящих Ему в молении о людском роде Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых; праздничного, на иконах которого изображены главные события из земной жизни Иисуса Христа (Рождество Христово, Сретение — принесение во храм, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Сошествие в ад, Вознесение, Сошествие Святого Духа — Пятидесятница) и Богоматери (Благовещение, Успение); пророческого — поясных изображений ветхозаветных пророков со свитками писаний в руках, где предсказывается пришествие Христа в мир.
Нижний ряд иконостаса, называемый местным, обычно состоит из разновременных икон; в нем помещаются храмовый образ (в Троицком соборе — Троица начала 15 в.), иконы Христа, Богоматери и некоторые другие. В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, напротив престола — царские, или святые врата, северные (слева) и южные (справа), называвшиеся также дьяконскими. В центральные двери (предназначенные для Царя Славы — Христа) входят только лица, имеющие священный сан. Вверху на царских вратах изображается Благовещение, на створках — четыре евангелиста (либо образы составителей Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста). На боковых дверях могут быть изображены: Благоразумный разбойник, покаявшийся и первым попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены. Верхний ряд иконостаса (над пророческим), возникший в 16 веке, состоит из икон праотцев. В Троицком соборе этот ряд с фигурами в рост появился в начале 17 в. Иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом людского рода от первородного греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа; приготовление праотцами его явления на земле; предсказания пророков; земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на небе вне исторического времени. Иконостас показывает преображенный мир «будущего века», образ Рая, населенного святыми.
В русских храмах 15-16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным в зависимости от размеров церковных зданий. Деисусный, пророческий и праотеческий чины были как полуфигурные (поясные), так и в полный рост. В 17 в. иконостас богато украшался пышной золоченой резьбой; над праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа); иконостас увенчивали резные образы небесных сил (херувимы, серафимы); завершался иконостас вырезанными из дерева изображениями Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
История эстетических учений
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Меншикова башня
Введение 1 История 2 Антиохийское подворье 2.1 Святыни храма Список литературы Меншикова башня Введение Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве — православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).
Церковь Симеона и Анны
Цйрковь Симео́на и А́нны (официальное название — церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) — действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, находящаяся на углу улицы Белинского и Моховой улицы, памятник архитектуры, один из старейших храмов Санкт-Петербурга.
Церковь Константина и Елены Кишинёв
Церковь Константина и Елены памятник архитектуры Кишинёва (построена во второй половине XVIII века). История храма Православная церковь Константина и Елены была построена в 1777 году. Изначально называлась Рышкановской[1]. Деньги на её строительство выделил спатар Константин Рышкану (родом из Ясс), владелец села Рышкань, на месте которого в настоящее время распологается сектор Рышкановка.
Сергиева Приморская пустынь
План Введение 1 Храмы монастыря 2 История 3 Церковь во имя преподобного Сергия 4 Как добраться 5 Фотографии Введение Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь; Троице-Сергиева пустынь; Сергиева пустынь — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, исторически — посёлок Володарский, ныне в черте города Санкт-Петербурга.
Благовещенский собор
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484— годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60 х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные —таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
Сердце Москвы
Что называется сердцем Москвы. Возведения и архитектура Благовещенского собора.
Сердце Москвы
В центре Москвы, за древними крепостными стенами расположился островок истории, сохранивший свою самобытность на протяжении времени. Редко можно встретить на Земле место, где бы минувшие века оставили столь яркие и неизгладимые следы.
Начало романа Булгакова Белая гвардия
В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени Гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: город – любимый Киев, адрес – дом №13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в доме 13 по Андреевскому спуску, где сейчас музей М.А.
Моё любимое произведение Николая Васильевича Гоголя
Произведения Николая Васильевича Гоголя открывают широкому кругу читателей фантастический и интересный мир героев из сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». Из них моим любимым сборником является «Миргород». Его подзаголовком является «Повести, служащие продолжением «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Деревянная скульптура Прикамья
Открытие этого «совершенно невиданного и совершенно потрясающего явления» – самобытного народного искусства Прикамья – принадлежит Н. Н. Серебренникову – уральскому искусствоведу, собирателю и исследователю деревянной скульптуры.
Живопись на Руси
Иконостас Благовещенского собора. Самое совершенное произведение А. Рублева – икона “Троица”. Иконопись.
Иконостас
Иконостас в его развитом виде - форма относительно поздняя. Византия, приобщившая Русь к христианству, вообще не знала высокой, украшенной резьбой и позолотой стены из икон, отделяющей восточную часть храма.
Софийский собор
Софийский собор - одна из древнейших каменных построек Руси - был заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм.
Монастырь Святой Троицы под Овчаром
Все овчарско-кабларские монастыри имели большое значение в сохранении Православной веры в сербском народе. Это были духовные очаги, в которых сохранялось национальное самосознание и идея о свободе
Церковь Воскресения "в Кадашах"
Сооружена в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова "на Грязи", которая в 1657 г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую постройку), на средства жителей Кадашевской слободы, где стоял государев Полотняный двор.
Великокняжеская усыпальница Санкт-Петербург
Введение 1 История 1.1 Перечень захоронений 2 Сохранность и реставрация Список литературы Введение Великокняжеская усыпальница — усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором.
Церкви Нижнего Новгорода
Благовещенский собор. Нижегородский Благовещенский собор, стоящий на Верхнебазарной, или Благовещенской, площади, по основанию своему есть один из древних храмов Нижнего Новгорода; прежде он именовался церковью Святого Дмитрия Солунского. Эта церковь была построена в семидесятых годах 14 столетия великим князем нижегородским Дмитрием Константиновичем в честь ангела своего.
Ростов Великий
Ростов, получивший еще в незапамятные времена название Великий, встречает гостей неповторимой панорамой величественных храмов на фоне глади озера Неро.
Бруни Федор Антонович
Известный русский художник. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I.
Зарудный И.П.
Прибыл в Москву, видимо, с Украины. Сведения об учении и ранних работах отсутствуют. Имел мастерскую, выполнявшую резьбу по дереву. С 1707 г.- суперинтендант всей российской церковной живописи. Первый представитель барокко в России.
Чевакинский С.И.
Архитектор. Из обедневшего старинного дворянского рода. Определен сначала в Московскую школу навигационных наук, а в 1729 г. в Морскую академию в Санкт-Петербурге. В 1732 г. взят Н. К. Коробовым в ученики.