Мифология
- исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней
стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний,
преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть
мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению
наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое
внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и
смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном
пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение
ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Миф
- это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое
воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос
в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего
организованного целого, представляет его в простой и доступной форме
Интерпретация
универсума в мифологии антропоморфна. Универсум наделяется теми качествами, которые
характеризуют бытие человека.
Характерным
моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности.
Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально
существующие. А это значит, что миф основан на таком породнении человека с
миром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей от
их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные
существа.
Мифологическое
постижение мира в своей основе носит не рациональный, а
эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического
мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления
формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам
партиципации (сопричастности). Сопричастность представляет собой
ассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ
видимой обусловленности вещей.
Содержание
мифологического мышления мистично, поскольку око не отражает объективных
свойств и отношений, а базируется на вере в свепхъестественные связи и
отношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются данным
человеческим сообществом (родом, племенем).
Миф
обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и
синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа
прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь
поколений.
В
предшествующем изложении мы акцентировали внимание на этиологической функции
мифа. Миф объясняет происходящее в мире Однако миф - это не первоначальная
форма знания, а особый вид духовно-практического освоения мира, специфическое
образно-смысловое, синкретическое представление о явлениях природы и
коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединяются
зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и
эстетическая оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о
познании, то слово <познание> здесь имеет смысл не традиционного
добывания знания, а мироощущений, чувственного сопереживания.
В
мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в
предписание действий. Как отмечал известный английский этнограф Б. Малиновский,
миф, как он существовал в первобытной общине, - это не история, которую
рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение
или художественное творчество, а практическое руководство к действиям
первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы просто дать
человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных
общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и
поведения.
Мифы
утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и
санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными
стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась
стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, ч го они
устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом
и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой
жизни.
Мифологическое
мироощущение выражается не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах).
Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое
единство. Чаще всего миф - это рассказ, описывающий в повествовательной, олицетворенной
форме тот или иной обряд, объясняющий его происхождение и как бы обосновывающий
право исполнителей обряда его совершать.
Тесная
взаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией. Закономерно
встает вопрос: существовала ли мифология как форма культуры отдельно от
религии? Можно ли отличать мифологию от религии? По нашему мнению, на самых ранних
стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С
содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология
и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются религиозными, а
другие мифологическими, что религиозные мифы связаны с верой в
сверхъестественное; в мифологических мифах такой веры нет. Религия на ранних
стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный.
Это разделение появляется лишь на относительно высокой стадии развития религии.
Разделение мира на два уровня (естественный и сверхъестественный) присуще и
мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры к своим
мыслительным конструкциям также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика
религии обусловливается тем, что основным элементом различия является культовая
система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление
определенных отношений с сакральными объектами. И потому всякий миф становится
религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в
качестве ее содержательной (мировоззренческой)стороны.
На
более поздних этапах развития общества миф отделился от обряда. Мифология
начала существовать как самостоятельная относительно независимая форма
общественного сознания. Классическим примером такого уровня развития мифологии
является мифология древних греков, представленная в <Илиаде> и
<Одиссее> Гомера. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды,
исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется и в более
позднем <классическом эпосе>. Через сказку и героический эпос с
мифологией оказывается связанной и художественная литература.
Миф
рождается и господствует в культуре на стадии архаичного сознания. Но с развитием
рефлекторного сознания полностью не уходит со сцены не только в виде сказок и
литературных произведений, но периодически воспроизводится в культуре через
социально мифологические конструкции. Например, немецкий нацизм возрождал и
использовал древнегерманские языческие мифы, а также создавал разнообразные
политические мифы.
Исследования
3. Фрейда, Г. Юнга и других представителей психоаналитической культурологии
объясняют этот феномен. Они убедительно показывают, что в развитых обществах, перестав
быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно
- он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме
архетипов, древнейших культурных образцов. Человек всегда сохраняет потребность
во внерациональном породнении с миром, а это значит, что мифологическое
освоение мира органически присуще человеческой психике и человеческой культуре
Список литературы
Мифологический
словарь (Под ред. Мелетинского Е.М.)
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта 1astrolog
Другие работы по теме:
Философия о происхождении и сущности человека
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего.
Антропология (anthropology)
Наука о человеке; среди других подразделений она включает: Физиологию или ту отрасль естественной науки, которая раскрывает в людях, животных и растениях тайны органов и их функций; а также, и особенно, Психологию.
Дом Трезини
Дом Трезини — здание в Санкт-Петербурге по адресу Университетская набережная, 21. Историческая и культурная достопримечательность, место жизни знаменитого архитектора Д. А. Трезини. Участок был выделен самим Петром I для архитектора в 1721 году.
Культура. Основные понятия
Культура Основные понятия Культура - в социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ори- сатиров взаимодействия людей со средой существования, которые ови вырабатывают в совместной асизви для поддержания определенных структур деятельности и общения.
Социология культур
Социология культуры как социальная и историческая культурология. Культура как система духовного производства, ее сущность, типология, динамика. Основные типы социокультурной регуляции. Анализ взаимодействия культур и социокультурных характеристик России.
Мифология древней Греции
Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.
Анализа баллады Светлана
Анализа баллады "Светлана" Автор: Жуковский В.А. В.А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества.
Американский Стоунхендж
Введение Список литературы Введение Не следует путать с Скрижали в Джорджии. Некоторые из камней Американского Стоунхенджа (G) (O) Американский Стоунхендж, англ. America’s Stonehenge — археологический памятник, состоящий из группы крупных валунов и каменных сооружений, разбросанных на площади около 120 кв. м. на территории города Салем в штате Нью-Гэмпшир на северо-востоке США.
Скальные жилища Стэнфилд-Уорли
Введение 1 История 1.1 Долтонская зона 1.2 От среднего архаического по миссисипский период 2 Археологическое значение Список литературы Введение Скальные жилища под утёсом Стэнфилд-Уорли, англ. Stanfield-Worley Bluff Shelter обнаружены в округе Колберт, северо-запад штата Алабама, США. Это один из наиболее важных археологических памятников палеоиндейского (литического) периода.[1] Скальные жилища находятся в Сэндерсон-Коув вдоль притока реки Кейн-Крик примерно в 11 км к югу от Теннесийской долины.
Эджуотер-Парк
Раскопки Эджуотер-Парка Эджуотер-Парк , англ. Edgewater Park — археологический памятник позднего Архаического периода североамериканской истории возрастом около 3800 лет. Находится на реке Айова в г. Коралвиль, штат Айова (en:Coralville, Iowa). Судя по обнаруженным здесь останкам растений, обитатели Эджуотера находились на ранней стадии окультуривания растений, что по аналогии с культурами доисторической Европы примерно соответствует началу мезолита.
Культурная политика
Направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды.
Бельгийская языковая граница
(фр. Frontiиre linguistique en Belgique) — историко-культурная, этноязыковая, а с конца XIX века также и территориально-административная граница между романским югом (Валлония) и германским севером (Фландрия) внутри Федеративного королевства Бельгия.
Гирц, Клиффорд
Введение 1 Биография 2 Профессиональные интересы 3 Воздействие и признание 4 Основные труды 5 Публикации на русском языке Введение Клиффорд Гирц (англ. Clifford James Geertz, 23 августа 1926(19260823), Сан-Франциско — 30 октября 2006, Филадельфия) — американский антрополог и социолог, основатель интерпретативной антропологии, занимающейся изучением различных культур и влиянием концепции культуры на концепцию человека.
Южная Буковина
(укр. Південна Буковина; рум. Bucovina de Sud) — историко-культурная область в составе современной республики Румыния. Большую часть её территории ныне занимают аграрно-промышленные уезды жудецы Сучава и Ботошани.
Архаическая Греция
Введение 1 Периодизация 2 Общество 2.1 Города 3 Искусство 3.1 Керамика 3.2 Архитектура 3.3 Скульптура 3.4 Примеры архаического греческого искусства
Эрфуртский конгресс
Введение 1 Предшествующие события 2 Официальная часть конгресса 3 Культурная программа конгресса Введение Эрфуртский конгресс (Эрфуртский съезд) — переговоры между Наполеоном и российским императором Александром I, проходившие в период с 27 сентября по 14 октября 1808 года в Эрфурте. Их результатом стало подписание союзного договора между императорами, который, однако, впоследствии не соблюдался.
Культурная революция в СССР
культурная революция в СССР — совокупность изменений в духовной жизни общества, осуществленных в СССР в 20-30-е гг. XX в., «составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры»[1] . Термин «культурная революция» введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»:
Контркультура 2
Введение 1 Возникновение 2 Принцип образования контркультуры Список литературы Введение Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
Культурная автономия
Культурная (национально- — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию[1].
Донской курень
Введение 1 Предыстория 2 Культурная деятельность 3 Политическая деятельность 4 Источник Введение Донской курень — клуб, учреждённый донской казачьей интеллигенцией в конце XIX века в Петербурге.
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Историческая география
Историческая география — это историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии: 1)историческая физическая география (историческое землеведение) - самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта; 2)историческая политическая география - изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов; 3)историческая география населения - изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях; 4)историческая социальная география - изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв; 5)историческая культурная география - изучает духовную и материальную культуру; 6)историческая география взаимодействия общества и природы - прямое (влияние
Культура Кочис
План Введение 1 Фаза Чирикауа (Chiricahua phase) 2 Фаза Сан-Педро (San Pedro phase) Введение Культура/традиция Кочис, англ. Cochise Tradition/Cochise Culture — археологическая традиция (в прежних работах — археологическая культура) архаического периода юго-запада США. Хронологически охватывала весьма длительный период, около 5000 — 200 гг. до н. э.
Культурная революция в сельской местности
Ричард Баум смог составить интересную хронологию того, каким образом Великая пролетарская культурная революция развивалась в сельской местности. Он исследовал окончательное пространственное распределение движения. Его документальное свидетельство показало, что большая часть городков коммун и сел, которая испытала перевороты, лежала относительно близко к крупным городам, железнодорожным линиям, главным дорогам или портам, и что, вообще, чем ближе она к ним располагалась, тем ранее она испытала беспорядки Культурной революции.
Кумандинцы
Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай.