Астральные мифы

Астральные мифы - мифы о созвездиях звёздах планетах (в более широком смысле - также лунарные мифы и солярные мифы). Это понятие более широкое чем астролатрия т.к. только часть астральных мифов носит религиозный характер.

В типологически ранней группе А.м. звёзды или созвездия часто представляются в виде животных нередко в таких мифах идёт речь об охоте на животных. Очень характерный в этом плане пример - представления эвенков. В их мифологии небо - это тайга верхнего мира в котором живёт космический лось Хэглун каждый вечер похищающий и уносящий в чащу Солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги Хэглуна а три звезды ковша этого созвездия - как охотник (или три охотника) иногда - как мифический медведь Манги охотящийся за лосем. Малая Медведица в одном из вариантом эвенкийского А.м. предстаёт как лосёнок Млечный Путь - как след лыж охотника-медведя объевшегося мясом лося. Согласно представлениям бушменов (Южная Африка) одна девушка обладавшая магической силой при наступлении половой зрелости взглянула на львов и они превратились в звёзды.

Характерная черта А.м. - наличие нескольких космических персонажей воплощаемых расположенными рядом созвездиями. В А.м. индейцев Южной Америки одно из созвездий предстаёт как Тапир другое (Орион или Плеяды) - как части тела расчленённого героя. Варианты этих мифов различаются тем какая часть тела с каким созвездием (или звёздой) соотносится. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12 или 10) созвездий посредством А.м. в которых выступает такое же число животных. В легендах южноамериканских индейцев (в Гайане) каждое из созвездий воплощает душу одного из животных. В основных чертах эта система близка системе существовавшей в Древнем Вавилоне где на ней было основано выделение 12 знаков Зодиака позднее перенятое греческой традицией и продолженное в других европейских традициях. Эти системы обнаруживают сходство с древнекитайскими и другими восточноазиатскими - с одной стороны американскими индейскими - с другой. Во всех этих системах которые могут быть либо результатом независимого параллельного развития либо следствием диффузии одного и того же комплекса идей (что предполагается по отношению к древнекитайскому циклу из 12 животных сложившемуся по-видимому под влиянием западноазиатского) на основе А.м. была построена закономерная картина движения небесных светил описывавшихся посредством символов-животных.

В шумеро-аккадской мифологии каждому богу соответствовало своё небесное светило (планета). Особое значение придавалось планете Венера она почиталась всеми семитами в качестве божества связанного в частности с плодородием и любовью (см. Инанна Астар Иштар Астарта). Культ семитского божества Астара оказал влияние на другие народы того же культурного круга о чём свидетельствует и проникновение семитского слова в соседние языки (в частности индоевропейские: хеттское haster - "звезда" греч. aster - "звезда" astron - "созвездие"). В шумерской клинописи знак изображавший звезду приобрёл значение "небо" "бог" (читалось an dingir; ср. шумерский бог неба Ан). Заимствования другими народами Евразии шумеро-аккадской терминологии связанной с А.м. и символики знаков Зодиака показывает что шумеро-аккадские А.м. связанные с систематизированными наблюдениями за небесными светилами и с целым комплексом почитания звёзд оказали большое влияние на культуру других народов.

Вместе с тем культ звёзд развивался и самостоятельно в различных регионах мира. Так в Древней Корее существовала вера в священные звёзды с которыми связывались судьбы людей. Крупные звёзды считались символами великанов героев мудрецов а мелкие - символами простых смертных. В средние века особенно почитались духи звёзд Ноинсон (кит. Шоу-син) и Тхэбэксон (кит. Тай-бо) созвездия Большая Медведица (Пукту чхиль сонсин) и Южной Полярной звезды (Намгык). У чукчей к числу небесных (верхних) существ относятся 22 "направления" в т.ч. зенит полдень Солнце надир (отождествлённый с тьмой и полуночью) Полярная звезда. Звёзды и созвездия у палеоазиатских народов (чукотско-камчатской группы) часто представляются людьми: Арктур - это предводитель звёзд Альтаир - одно существо которое раньше было родоначальником племени Орион - горбатый стрелок из лука а созвездие Льва - его жена; Солнце - богатый ездок на белых оленях а Луна - солнце злых духов.

В А.м. выделяется ряд мотивов имевших широкое распространение по всей Евразии. К ним принадлежит мотив звезды (или созвездия) как собаки которая посажена на цепь но с цепи силится сорваться что может быть опасно для всего мироздания (этот А.м. известен в славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующее название звезды - Собачий Хвост или Собака - известно в Риме и Древней Индии и по-видимому является общеиндоевропейским). Чрезвычайно широкое распространение имеет образ Большой Медведицы как колесницы (или повозки) встречающийся как в шумеро-аккадской мифологии и во всех древних традициях продолжающих индоевропейскую мифологию так и в древнекитайской и в некоторых американских индейских (бороро) мифологиях.

В значительном числе архаических мифологий звёзды или созвездия описываются как предметы оказавшиеся на небе или принадлежащие верхнему миру. Древние ингушские мифы связывают происхождение Млечного Пути и трёх звёзд (Вега Денеб Альтаир) составляющих на небе треугольник с дочерью бога грома и молнии Села девушкой необычайной красоты вышедшей замуж за небожителя. Млечный Путь - это след от соломы которую она пронесла для брачного ложа. Перед тем как выйти из дома за соломой она подготовила из теста треугольный хлеб и сунула его в золу с угольками чтобы он испёкся. Пока она ходила два угла хлеба сгорели уцелел лишь один. И теперь на небе видны три звезды из которых одна (Вега) намного ярче двух других. В мифологии ненцев звёзды - озёра на "земле" которая служит для людей небосводом (эта "земля" является самым нижним из семи небес). В кетской мифологии и мифологии селькупов звёзды считаются корнями деревьев которые растут на "верхнем небе". По представлениям ненцев видимое человеком небо - это "небесная шкура" закрывающая настоящее небо звёздами просвечивающее через отверстия в ней.

Чрезвычайно распространённым мотивом А.м. является представление о людях переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождение большого числа созвездий и многих звёзд. Например в греческой мифологии Большая Медведица - это Каллисто (превращённая Герой в медведицу а затем Зевсом - в созвездие); созвездие Волопас - взятый на небо Триптолем (вариант - Икарий) созвездие Девы - взятая на небо Эригона (варианты - Астрея Дике) Плеяды - семь сестёр - дочерей Атланта и т.д. У кетов известно созвездие "Кузнецы" (по-видимому соответствует созвездию Кассиопеи) о котором рассказывается что семь (у кетов - священное число) кузнецов изготовляли на земле нож (в то время когда "Земля росла" т.е. в самом начале мироздания); внезапно они оказались на небе и превратились в созвездие. В мифологиях американских индейцев широко распространён мотив "жены небесного светила". В мифах этого типа рассказывается о женщинах-индеанках которые захотели стать жёнами двух звёзд (или Солнца и Луны) но не выполняют запрета не смотреть вниз на землю и поэтому погибают или вынуждены уйти с неба. Согласно другим вариантам мифа жёны звёзд сами превращаются в созвездия. Широко распространены объяснения парных звёзд близнечными мифами. В греческой мифологии происхождение созвездия Близнецов связывается с мифом о Диоскурах. В австралийских дуалистических мифологиях племён кулин о культурном герое Бунджиле и его брате Палиане рассказывается что они живут на небе причём их отождествляют со звёздами Кастор и Поллукс. По-видимому сходная проекция дуальной организации племени на небо имеет место и у кетов которые считают Малую Медведицу звездой дуальной половины Qent'aen Большую Медведицу - звездой дуальной половины "Огненных людей" (Bogd iget koh - "звезда огненного человека"). Рассказывалось что в охоте на лося благодаря которой произошли эти созвездия участвовал первый огненный человек.

Некоторые созвездия считались следами движения мифологических героев. Согласно селькупскому мифу Млечный Путь - это "дорога небесного Ия" или "тропинка Ия". Герой этого А.м. - Ий отправлялся в путь когда дул холодный восточный ветер; Ий плохо одетый совсем замёрз; идя по небу он оставлял следы образовавшие Млечный Путь. Аналогично в кетских А.м. Млечный Путь описывается как дорога одного из трёх мифологических персонажей: Сына неба (Еся) который ушёл охотиться на западную сторону неба и там замёрз богатыря Альбэ преследовавшего злую богиню или первого шамана Доха поднимавшегося этой дорогой к Солнцу.

Часто во взаимном расположении созвездий видели след борьбы друг с другом двух или более мифологических персонажей (напр. в мифах индейцев Центральной Бразилии) или усматривали изображение какого-либо мифологического сюжета (напр. в греческой мифологии расположение созвездия Орион движущегося по небу за Плеядами объяснялось мифом об охотнике преследовавшем дочерей Атланта; Кассиопея Цефей Персей Андромеда Кит Пегас - группа созвездий объединённых мифом о Персее и Андромеде).

Во многих случаях удаётся обнаружить некоторые внешние признаки объясняющие частую связь одного и того же (или сходного) А.м. с одним и тем же созвездием у разных народов (причём в ряде случаев можно предположить вполне независимое развитие как в приурочении созвездия Близнецов к близнечному мифу в Австралии у народов Древнего Ближнего Востока и прилегающих областей Европы). Красноватый цвет Марса у разных народов вызывал включение этой планеты в круг представлений связанный с богом войны: классификационная роль небесного светила определялась его особенностями.

Для типологически ранних А.м. характерно большое значение которое придавалось неподвижным звёздам. Так согласно австралийским мифологическим представлениям не только дождь и холод но и солнечное тепло зависит от Плеяд (особая роль этого созвездия отмечается и в южноазиатских мифах в частности раннеиндийских; следы их предполагаются и в символике печатей из Мохенджо-Даро). Согласно поверьям ойрат-калмыков число звёзд на небе равно числу людей на земле (каждый человек имеет свою звезду) а появление метеора говорит о чьей-то смерти (ср. связь астрального культа с образом дзаячи - божества судьбы в мифологии монгольских народов). В Армении со звёздами был тесно связан культ предков. Согласно народным поверьям каждый человек имеет в небесах свою звезду которая меркнет когда ему угрожает опасность.

История А.м. общие черты которых могут объясняться не только общностью признаков созвездий звёзд и планет но и диффузией некоторых комплексов представлений (что весьма вероятно по отношению к вавилонским А.м.) тесно связана с судьбой наиболее ранних представлений о звёздном небе. Сравнительно развитые астрономические познания несомненны для эпохи начиная с IV тыс. до н.э. когда в Западной Европе и в бассейне Средиземного моря (в т.ч. и на Востоке - вплоть до Кавказа) возникают мегалитические сооружения часть которых например Стоунхендж в Англии (II тыс. до н.э.) интерпретируются учёными как древние обсерватории. Вавилонские зиккураты - храмовые сооружения использовавшиеся и для наблюдения за звёздами могут рассматриваться как ответвления этой околосредиземноморской ранней культуры придававшей особое религиозное значение изучению небесных светил. Давно отмеченное сходство вавилонских А.м. и соотносимых с ними символов (знаков Зодиака) с другими аналогичными может объясняться как прямым вавилонским влиянием (что вероятно по отношению к греческой и некоторым ближневосточным традициям) так и связью с ещё более ранними культурами средиземноморского круга. В античную эпоху вавилонское воздействие можно предположить в отношении этрусских А.м. Основным источником для их изучения является (наряду с известиями у римских авторов и некоторыми образцами этрусского искусства) бронзовая модель овечьей печени для гадания из Пьяченцы представляющая собой модель неба с нанесёнными на него именами божеств каждому из которых соответствует определённый участок неба. В этрусских А.м. как и в других испытавших вавилонское влияние обнаруживается систематизация которая позволяет говорить о чертах преднауки. Дальнейшее развитие знаний о звёздном небе усвоенных через посредство вавилонской науки приводит к становлению астрологии (см. Вавилонская астрология Индийская астрология). Мифологизированная интерпретация небесных светил (в особенности комет) характерна для всего европейского и арабского Средневековья когда оформляется астрология как особая дисциплина соединившая традицию А.м. с астрономическими знаниями.

А.м. (чаще всего через посредство астрологии) оказали воздействие на художественное творчество писателей Европы конца средних веков и начала Нового времени (французский поэт Ф.Вийон английский поэт XVII в. Дж.Донн У.Шекспир позднее - И.В.фон Гёте). В последующий период образы сходные с А.м. встречаются (возможно в качестве архетипических) у символистов.

Список литературы

Астрологическая энциклопедия Дениса Куталёва

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта 1astrolog