Епископ Софроний (в миру — Кристалевский Стефан Назарьевич; 25 декабря 1703(1703) — 30 марта 1771, Иркутск) — епископ Православной российской церкви, с 1753 года епископ Иркутский и Нерчинский. Святой Русской православной церкви, почитается в лике святителей, память совершается (по юлианскому календарю): 30 марта, 10 июня (Собор Сибирских святых) и 30 июня.
Биография
Родился в Полтавской губернии. Обучался в Переяславской семинарии. После её окончания в 1727 году стал послушником Красногорского Покровского монастыря. В нём 23 апреля 1730 года принял монашеский постриг с именем Софроний в честь святителя Софрония Иерусалимского. В 1732 году в Софийском соборе Киева был рукоположен во иеродиакона, а потом — иеромонаха. Два года он был казначеем Покровского монастыря, затем по указу епископа Переяславского Арсения (Берлова) его перевели экономом в архиерейский дом. В 1735 году по епархиальным делам он был направлен в Санкт-Петербург где провёл два года и был замечен в Синоде. В 1742 году в числе других 29 монахов, собранных со всей империи для пополнения братии Александро-Невского монастыря Софрония перевели в Санкт-Петербург и сделали казначеем, а в 1746 году настоятелем лавры. В этой должности он провёл семь лет. Помощником Софрония стал его земляк преподобный Синесий (Иванов), которого он пригласил в Санкт-Петербург и назначил устроителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к лавре.
После смерти иркутского епископа Иннокентия обширная Иркутская епархия была 5 лет без епископа. Указом императрицы Елизаветы Петровны от 23 февраля 1753 года Синоду было рекомендовано возвести Софрония в архиерейский сан и назначить на Иркутскую кафедру. 18 апреля того же года Софроний в Успенском соборе Московского Кремля был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского. После хиротонии Софроний вначале поехал в Киев, помолиться у святынь Киево-Печерской лавры, а затем выехал в свою епархию. 20 марта 1754 года он прибыл в Иркутск
Приняв дела управления Софроний совершил поездку по епархии, посетил Нерчинск, Киренск, Якутск. В дальнейшем им неоднократно предпринимались миссионерские поездки. Он проявил себя как строитель храмов, основатель духовной семинарии где сам преподавал. Своего друга Синесея он взял с собой в Сибирь, в 1754 году назначил его игуменом иркутского Вознесенского монастыря, а позднее возвёл его в сан архимандрита и сделал членом консистории где Синесей проявил себя как помощник Софрония в делах епархиального управления.
Чувствуя наступление старости и ухудшение здоровья, Софроний просил Синод уволить его на покой, но поиски замены затянулись и святитель Софроний скончался в Иркутске 30 марта 1771 года, на второй день Пасхи. Погребение Софрония было совершено не сразу — 6 месяцев и 10 дней его тело находилось в Казанском приделе Богоявленского иркутского собора. 8 октября 1771 года состоялось его погребение. Все это время тело не подавало признаки тления, что стало началом почитания Софрония как святого, позднее к этому добавились и сообщения о чудесах по молитвам к нему. В 1874 году останки Софрония были освидетельствованы и признаны нетленными. В 1918 году Поместный собор Православной Российской Церкви канонизировал Софрония в лике святых.
Источники
Сергий (Соколов) Жития Сибирских святых. — Новосибирск: 2007. — С. 111-122. — ISBN 5-88013-010-X
Софроний (Кристалевский).
Софроний Кристалевский. Biografija.
Источник: ru./wiki/Софроний_(Кристалевский)
Другие работы по теме:
Епифаний Славинецкий и Грекофильство
С.В. Перевезенцев “Грекофильство”, как религиозно-философское и идеологическое течение, возникло еще в 20-е годы XVII века. В середине столетия именно “грекофильство” стало идейным обоснованием проведения церковной реформы. Во второй половине XVII века “грекофильство” — это уже само влиятельное течение, ставшее позицией официальной Церкви и поддерживаемое царской властью.
Синесий Иванов
Схиархимандрит Синесий Иванов (1689, Прилуки—10 (21) мая 1787) — схиархимандрит иркутского Вознесенского монастыря, преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 10 мая и 10 июня (Собор Сибирских святых).
Доверие или убеждение?
Христианский Символ веры начинается со слова «верую», а не, например, «мы верим» или «верят, что». «Верую», значит, вступаю в область иного бытия, где вместе со мной присутствует адресат моей веры.
Движение колливадов
К середине XVIII столетия Афоне возникает движение по обновлению церковной жизни. Главной его целью было возвращение к святоотеческой традиции, а главным источником - традиция умного делания. Оно известно как "движение колливадов".
Румынская православная церковь
В отличие от других народов у румын не было единовременного массового крещения. Распространение христианства шло постепенно параллельно с процессом становления румынского этноса, который возник в результате смешению даков с римскими колонистами.
Иконотопос
Православное понимание пространства иконично, оно вытекает из общих представлений о Боге как внепространственном Существе. Царство Небесное — это Царство Вечности, лишенное не только временных, но и пространственных измерений.
Лекции по делопроизводству
1стр. окладные записки. -это документ адресованный руководителю или вышестоящему учреждению и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшим место явлении или факте, о выполненной работе, а так же содержащей выводу и предложение составителя.
«Значение догмата в жизни Церкви и в личной жизни христианина.»
Путь к Богу, к внутреннему самосовершенствованию указывают догматы Церкви, своеобразные маяки, не дающие христианину уклониться от истины. В данной работе мы проанализируем значение догматов в жизни Церкви и в личной жизни христианина в основных его моментах
По Китай-городу
Китай-город издавна является деловым центром Москвы. Улица Ильинка в Китай-городе – одна из красивейших в Москве. На ней один к другому примыкают великолепной архитектуры дома, и это делает ее гармоничной и завершенной.
Византийская литература
Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. В византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы.
Древня Греція і риторика
Реферат на тему: “Древня Греція і риторика” Феофан (Єлісей) Прокопович (1677-1736) - видатний діяч «Ученої дружини Петра I», один з основних її інтелектуальних наставників. Починаючи з 1709 р., він брав участь у розробці різних «указів», «регламентів», «розпоряджень», програм внутрішньої і зовнішньої політики, у тому числі щодо церкви і духівництва.
Византийская культура 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОй ФЕДЕРАЦИИ Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права Контрольная работа по культурологии Тема 22. Византийская культура
Осиос Лукас
Введение 1 История 2 Монастырские строения 2.1 Церковь Богородицы 2.2 Церковь Святого Луки (кафоликон) 2.3 Прочие постройки 3 Мозаики кафоликона 3.1 Мозаики нартекса
Болгарское национальное возрождение
Болгарское национальное возрождение (болг. Българското национално възраждане) — период болгарской истории (конец XVIII—XIX вв.) связанный с образованием болгарской нации и борьбой народа за освобождение от османского гнета. Характеризуются с подъёмом национального самосознания, повышении внимания к своему историческому прошлому, к образованию и формированию национального литературного языка.
Будители
План Введение 1 В отдельных странах 1.1 Чешские 1.2 Болгарские 1.3 Русинские Список литературы Введение Будители (чеш. buditel, словацк. buditeľ, словен. buditelj и болг. будител, буквально — «пробуждающие») — активисты национального, культурного и языкового возрождения в среде славянских народов, основа славянской интеллигенции новых суверенных славянских государств.
История Палестины
План Введение 1 Древнейшая история 2 История древнего Израиля и Иудеи 3 Римский и византийский периоды 4 Арабский период (638—1099) 5 Период крестоносцев (1099—1291)
Греко-болгарская схизма
План Введение 1 Предыстория 2 Краткая история раскола и экзарахата 2.1 Предстоятели Болгарского экзархата 3 Реакция российского правительства и общества
Установление места возникновения источника
Определение места составления источника по косвенным признакам. Анализ прямой пространственной информации. Уточнения названий населенных пунктов и топонимов других стран Европы. Прямые пространственные указания. Локализации происхождения источника.
Севастопольское восстание 1830 года
Кризис в России, вызванный крепостничеством. Противочумной карантин в Севастополе, выселение жителей в лагеря - повод к восстанию в 1830 году. Сплоченность и единство слобожан. Отмена карантина по требованию народа. Подавление восстания графом Воронцовым.
История Иерусалима: ханаанский период
История Иерусалима прослеживается с раннебронзового века: первое упоминание о нем относится к XX-XIX вв. до н.э., когда под именем Рушалимум он появляется в египетских заклятиях враждебных городов, высеченных на культовых статуэтках.
Культура Византийской империи
Рефират По теме: Место Византии в культуре мира. В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков и России. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли.
Софроний Врачанский
Софро́ний Врача́нский (до пострижения Стойко Владиславов ; 1739, Котел — 22 или 23 сентября 1813, Бухарест) — болгарский епископ, один из вдохновителей болгарского национального возрождения XVIII века.
Развитие риторических традиций в России
Слова "риторика", "витийство" и их синонимы в памятниках письменности XI-XVII вв. Риторика в Древней Руси и Петровского времени. Труды М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова. М.М. Сперанский: правило высшего красноречия. Учебная книга российской словесности.