Тюхтина А.В.
Одним из самых ярких мифов античной цивилизации по праву может считаться миф об амазонках. Цикл данных мифов, а также разнообразные свидетельства древних авторов, комплекс материальных источников в новейших исследованиях получают определение - «античная амазонская традиция» (А.Н. Чернышев) [10; с. 213]. В дальнейшем мы будем пользоваться вышеуказанным понятием. В последних отечественных работах рассматриваются определенные аспекты обозначенной проблемы, предлагаются различные версии. Но количество подобных современных работ крайне ограничено, поэтому перспектива дальнейшего исследования представляется нам достаточно продуктивной и результативной.
Существует ряд направлений изучения античной амазонской традиции: мифологическое (или психологическое), историческое, религиозномифологическое и этнографическое. Каждое из этих направлений, акцентируя внимание на определенную отрасль научного знания, выдвигает свою версию относительно амазонок [10; с. 213-214].
Литературная история легенды об амазонках насчитывает около 25 столетий. Предания об амазонках представлены как в фольклорной традиции многих народов, так и географической, исторической и даже художественной литературе. Источниковая база по данной проблеме представлена двумя обширными группами источников: нарративные и материальные.
Кто же такие амазонки? По свидетельствам античных авторов (Гомер, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский, Гиппократ, Эсхил, Еврипид, Плутарх и мн. др.) этим словом греки называли народ, состоявший исключительно из женщин, отличавшийся крайней воинственностью [9; с. 243-244]. Слово «амазонки» переводится как «безгрудые». Скифский вариант трактовки - эорпаты - «мужеубийцы». В русских «Азбуковниках» - а мазаникы - «посвященные в священный женский союз», «омуженные». Эти женщины в мифологической традиции отличались удивительной красотой, здоровьем, сообразительностью и остроумием, а также военными талантами и силой (Каллисфен. III, 27; Диодор. II, 44, 45; XVII, 77, 2). Данный набор качеств полностью отвечает так называемому «греческому идеалу».
Мифологическая традиция, прежде всего, связывает амазонок с великими греческими героями [3; с. 31]. Одним из первых мифов, в которых упоминаются амазонки является миф о герое Беллерофонте. Он уничтожил чудовище Химеру и затем сразился с амазонками, победив их (Аполлодор. I, 9, 3; Гомер. Илиада. VI, 155-203). Следующий миф, который даёт более обширную информацию о женщинах-воительницах - миф о девятом подвиге Геракла - «Пояс Ипполиты». Герой, в качестве подвига должен был добыть пояс царицы амазонок Ипполиты. Геракл получил его ценой гибели Ипполиты и её соратниц. Данный миф рассказывает о происхождении амазонок, их образе жизни, богах, внешнем виде, территории расселения (Аполлоний Родосский. II, 776 и слл.; Страбон XII, 5, 4). Далее следует миф о Тезее и амазонках. Он повествует о похищении Тезеем амазонской царицы Антиопы и осаде войском амазонок Афин. Тезей разбил амазонок, и они в малом количестве впоследствии осели в Скифии (Плутарх. Тезей. 26; Павсаний. I, 41, 7; Диодор. Сицилийский IV, 28). Большое внимание уделяется осаде, воинственности амазонок, а также обосновывается более позднее географическое размещение амазонок в Скифии.
Самым поздним мифом, в котором фигурируют амазонки, является миф троянского цикла, повествующий о гибели героя Троянской войны Ахилла. Речь идёт снова о царице амазонок, Пентесилеи, которая сражалась на стороне троянцев и погибла от руки Ахилла. Основным источником данного мифа являются поэмы Гомера. Таким образом, можно отнести самое раннее упоминание об амазонках к VIII-VII вв. до н.э. Затем, на протяжении столетий, миф о племени женщин-воительниц постоянно культивировался греческим обществом и пополнялся новыми подробностями, представляя собой уже целый цикл мифов. Амазонская традиция была очень устойчива в античном мире и, зародившись в глубокой древности, пережила саму древнегреческую цивилизацию.
На сегодняшний день известно множество различных, порой противоречивых и взаимоисключающих версий проблемы реального существования, территории расселения, этнической принадлежности, внешнего вида, общественной организации амазонок. Нас же в этой связи интересует ментально-психологический аспект происхождения амазонской традиции, причины невероятной актуальности образа амазонки для древнего грека, а также внешнее и внутреннее содержание данного образа. Данный аспект является неисследованным в отечественной историографии.
Для установления внутреннего и частично внешнего образа женщины- воительницы, необходимо проанализировать нарративные источники. Информацию, извлеченную из них можно разделить по двум направлениям. Первое - амазонки прекрасны, сильны, храбры и умны. Второе - подчеркивает их дикость, принадлежность к варварским племенам, суровость обычаев. По свидетельствам такого рода, амазонки - это типичные мужененавистницы, «эорпаты». Какой же из этих образов был ближе древнему греку-мужчине?
Определенную помощь могут оказать материальные источники - в частности предметы изобразительного искусства - вазопись, скульптура. Следует отметить, что вариативные сюжеты амазономахии, одиночные скульптуры амазонок, их изображение в вазовой живописи в огромном количестве присутствуют как в искусстве собственно Древней Греции, так и Северного Причерноморья. Четыре великих скульптора - Фидий, Поликлет,
Кресилай и Фрадмон - создали для храма Артемиды в Эфесе (по легенде его основали амазонки для своей богини-покровительницы) прекрасные статуи одногрудых героинь; сохранились лишь многочисленные более поздние копии этих статуй. Каждый художник изобразил их по-своему, но ни один не увидел в них извращения женской сути, тщеславия или жестокости; они восславили их как опору богини Артемиды [1; с. 34-35]. Например, статуя «Амазонка с копьем» Фидия (V в. до н.э.). На героине коротко подобранный хитон, правая, вырезанная грудь прикрыта. Лицо амазонки выражает печаль пленницы, но не упорство мужеподобной женщины. То же можно сказать и о «Раненой амазонке» Поликлета.
Что же касается религиозного аспекта, то покровительницей дев- воительниц считалась уже упомянутая Артемида [2; с. 117], имеющая различные ипостаси, в том числе и жестокую, требующую человеческих, а именно мужских жертвоприношений (Геродот. IV, 103; Аполлодор. Эпитома VI, 26; Диодор Сицилийский. IV, 44, 7). Артемида была защитницей девственниц. Для амазонок девственность была характерна - девушка не могла выйти замуж, пока не убьет трёх врагов [6; с. 148]. В мифе о Тезее и амазонках также отмечается, что Антиопа, после встречи с Тезеем, была верна ему до конца жизни (Павсаний. I, 22, 2;Аполлодор. Эпитома I, 17).
Таким образом, на основании анализа различного вида источников, мы можем предположить, что, возможно, амазонка - некий идеальный, гармоничный образ женщины для древнего грека-мужчины, включающий в свою сущность несколько составляющих. Здесь мы обратимся к античному Эросу и представлениям эллинов об идеальном возлюбленном [4; с. 206]. Первый идеал - женщина-гетера - красивая, остроумная, чувственная, женщина, которую нужно завоевать [5; с. 322]. Второй идеал - женщина- жена, верная, покорная, преданная. Третий идеал можно обнаружить в особенности древнегреческой цивилизации [7; с. 79] - любви мужчин к юношам - отсюда мужественность, доблесть, отвага образа амазонки. Античная традиция наделяет героинь воинственностью и силой. В этом явлении, вероятно, выражается естественное стремление видеть женщину равной себе (учитывая древнегреческую реальность, в которой женщины занимали подчиненное положение). Н.Л. Пушкарева высказывает мысль о том, что в воинственности девушек-амазонок скрыт некий мужской страх перед сильной женщиной. Возможно, это имеет место, но та популярность и любовь эллинов к амазонкам, выраженная, прежде всего, в искусстве, скорее свидетельствует о том, что данный образ являлся определенным недосягаемым, поэтому столь манящим (из греков только самые прославленные герои могли сделать амазонку своей возлюбленной), гармоничным женским идеалом. Идеалом для мужчин, женщины которых находились в зависимом, подчиненном положении.
Список литературы
Вардиман Е.Е. Женщина в Древнем мире. - М.: Наука, 1990. - 335 с.
Зайцев А.И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л.Я. Жмудя. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
Зубарь В.М., Русяева А.С. На берегах Боспора Киммерийского. - Киев: Стилос, 2004. - 239 с.
Кессиди Ф.Х. О «греческом чуде» и менталитете древних греков // Философия и общество. - 2003. - №1.
Крупа Т.Н. Зеркало Лаиды. Истории античных гетер. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 416 с.
Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 400 с.
Павлов А.А. Греческая natSspaoria и античный полис: миф, реальность, философия // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. СПб.: Алетейя, - 2003.
Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. - 1988. - Вып. 5. - С. 29 - 39.
Фиалко Е.Е. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам // Боспорский феномен. - СПб.: - Изд-во Гос. Эрмитажа. - 2005. - С. 242-247.
Чернышев А.Н. К вопросу о формировании античного цикла легенд об амазонках // Боспорский феномен. Ч. 2. - СПб.: - Изд-во Гос. Эрмитажа. - 2007. - С. 213-220.
Другие работы по теме:
Секс как средство воздействия на мужчину
1. женщина использует Зачастую женщины, пытаясь показать свое превосходство, наказывают мужчину, лишая его секса. В войне между полами это, пожалуй, самое сильное оружие. И хотя с его помощью можно добиться многого, лишиться можно еще большего, к примеру, уважения со стороны мужчины. Ведь всем понятно, что эта крайняя мера используется от простого женского бессилия.
Роль женщины
Ход работы Сформулировать значение слова «женщина» Разобрать роль женщины в Древнем мире Древняя Греция Древний Рим Древний Египет Древний Китай Показать статус женщины в средневековье
Половой акт – вершина секса
Половой акт может быть и источником величайших радостей, и источником глубочайшего отвращения. Как и что надо делать, чтобы всегда было только первое?
Амазонки
Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, происходящих от Ареса и Гармонии.
Пояс Ипполиты
Если верить историкам, в средние века в Европе бытовало старокельтское сказание о прекрасном острове, населённом амазонками. Остров этот, расположенный далеко в океане, называли “О Бразиль” (Счастливый остров).
Полибий о государстве и праве
Полибий 210-123 до н.э. Произведения - история Рима в 40 книгах. Его идеал - Сократ, его идеи. Также учения стоиков. Основной момент (принцип стоицизма) все что случается случалось раньше и случится снова.
Возвышение человеческой красоты в сонетах Петрарки
Одно из важнейших событий в жизни Петрарки, оказавшее немалое влияние на все его творчество, произошло в 1327 году. В это время он встретил в церкви Святой Клары красивую молодую женщину, которую воспевал в своих сонетах под именем Лауры.
Сочинение про маму
Мама! В этом слове, в этом назначении женщины природа воплотила высочайший свой идеал. Еще в дохристианские времена люди верили, что существуют силы, которые предохраняют семейный очаг от злых духов, от которых зависит покой и благосостояние в доме. Любимой хранительницей семейного очага у наших далеких предков была богиня Мокоша, или, как ее еще называли, - богиня Берегиня.
Тема и идея поэмы Николая Некрасова Мороз, Красный нос
Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер.
Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова
Несомненно, что для решения той художественной задачи, которую поставил перед собой Гончаров в романе «Обломов», нужна была не просто красивая и умная женщина, а женщина, образ которой был бы максимально приближен к идеалу. Автор так и поступил: Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только русский художник мог вызвать из той русской жизни.
Роль женщины в обществе
Женщина… Самое загадочное творение Всевышнего. Природа предоставила женщинам важнейшие функции, ведь назначение женщины на Земле — продолжать род человеческий. Но в разные периоды существования человечества роль женщины в обществе не была одинаковой.
Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее. Примером может служить стихотворение «Памяти Добролюбова», написанное в 1864 году. В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.
Рассказ Л. Петрушевской Страна
Автор: Петрушевская Л.С. Именно этими строчками из стихотворения А. Блока представился для меня мир рассказа Людмилы Петрушевской «Страна». Перед нами главная героиня рассказа: одинокая, спившаяся, «со следами былой красоты на лице» женщина. Она – «никому не видимая» мать той уже вроде бы никому не нужной вялой, белой, крупной девочке, играющей в старые игрушки.
Мцыри любимый идеал Лермонтова
Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”.
Татьяна - милый идеал Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Когда говорят о девушке, почти всегда вспоминают произведение Тургенева и его героинь. Не менее привлекательны и героини Пушкина. Но самой поэтичной, самой яркой является Татьяна Ларина. Даже имя Пушкин подбирает ей не случайно. В те времена имя Татьяна звучало слишком простонародно, да и сам поэт говорит про это.
Так что есть красота?
К сожалению, я не совсем хорошо знакома с произведениями Николая Заболоцкого. Мне известны только некоторые его стихотворения, но больше всего меня поразило одно из них, которое впоследствии стало романсом "Очарована, околдована".
Татьяна - милый идеал
Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим "милым идеалом". В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще.
Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова
Автор: Гончаров И.А. Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.
Взгляды Чацкого и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Отброшенный
Автор: Киплинг Редьярд. Молодой англичанин не готов для жизни в колонии. Там обыденная жизнь, скука. Он все воспринимает очень серьезно: и проигрыши в карты, и неудачи у женщин. Одна женщина говорит ему какие-то слова, мы не знаем какие. Он едет на охоту. Майор и рассказчик едут за ним, т. к. им странно, что он уехал.
Тип величавой славянки в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. «Величавая славянка» - образ русской женщины, который воспел в своих произведениях Некрасов. Именно он впервые ввел такое понятие в литературу и дал ему определение. Образ русской женщины – это символ жизни, символ национального характера, который в некоторых произведениях внимательно и тщательно анализируется и рассматривается поэтом с помощью разговора, различных ситуаций и поступков.
Древнегреческий театр 3
Театр в Эпидавре – образец древнегреческого театра на 14 тыс. мест. 50 тыс рядов каменных сидений, выстроенных по склону с такой точностью, что акустика театра безупречна. Причина его нахождения в таком укромном месте – медицина. Греки относили театр к медицине. Античный театр был музыкальным, а музыка активно использовалась в лечебной терапии.
Идеал красоты в разные эпохи
Красота всегда была ценным содержимым человеческой натуры. Но красота настолько же многогранна, насколько многогранен человек, потому и идеал красоты в разные эпохи и у разных народов был настолько разным, что порой даже совершенно противоположным! Интересно, как сопоставляется идеал других эпох и народов с современным?
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Томы
Томы (греч. Τόμοι, лат. Tomoi) — античный город на западном берегу Чёрного моря. Основан древними греками как одна из колоний. Северного Причерноморья около 500 года до н э., затем перешёл под римский контроль и стал одним из важейших городов римской провинции Мёзия.
Эрни, Барбара
Барбара Эрни (нем. Barbara Erni, 15 февраля 1743 — 26 февраля 1785) — женщина из Лихтенштейна, совершавшая кражи в постоялых дворах по всей Западной Европе. В лихтенштейнских легендах она известна как «Golden Boos». Она была последним человеком, казнённым на территории Лихтенштейна.
Арт Оэнфер
Арт Оэнфер (др.-ирл. Art Уenfer, «Арт Одинокий»)[1], также Арт мак Куинн (др.-ирл. Art mac Cuinn, Арт, сын Конна) (II век) — легендарный Верховный король Ирландии, сын Конна Ста Битв. Согласно саге «Приключение Коннлы», у Конна было двое сыновей — Коннла и Арт. Перед Коннлой явилась женщина из сказочной страны, которая подарила ему волшебное яблоко, а затем увлекла его за собой; Арт остался единственным сыном короля и поэтому был прозван «Одиноким»[2].
Пергам
Макет древнего а. Перга́м Пергамо́н , др.-греч. Πέργᾰμον) — античный город на побережье Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии Атталидов. Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283—133 до н. э. столица Пергамского царства.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Экологические проблемы Волги
Введение 1 В средние века, река Волга была известна под названием Итиль. По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волыгдо. Волга - крупнейшая в мире река внутреннего стока. В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.
Павсаний
Павсаний (2 в. н.э.), древнегреческий путешественник и писатель, автор обстоятельного Описания Эллады, или Путешествия по Элладе.