Ж.В. Кормина
В последнее время в социальных науках довольно много внимания уделяется вопросам народной веры (народной религии, народного православия). Под этим термином обычно понимается комплекс представлений и ритуалов, образующих ткань повседневной религиозной жизни рядовых верующих, прежде всего крестьян. Важно при этом, что религиозные воззрения носителей традиционной культуры являются органической частью этой культуры, существующей по актуальным для нее законам и правилам.
Тезис о том, что в религиозном опыте носителей крестьянской культуры ритуальные практики доминируют над «мифом» — нарративизируемыми религиозными представлениями, существующими в виде фольклорных текстов, таких как легенда, историческое предание, — видимо, не требует специальных доказательств. Это доминирование обнаруживается прежде всего на уровне функционирования того или иного явления религиозной жизни, скажем, обряда похорон, почитания местных святынь или икон.
Знание того, как правильно выполнить то или иное обрядовое действие, оказывается принципиально более значимым, чем понимание христианской сути ритуала. Так, всем известно, что иконы должны находиться только в особо отведенном для них месте (красном углу, церкви и т.д.), их надо украшать к праздникам и первыми спасать во время пожара и т.п., однако смысл изображенного часто оказывается не важным для верующего: в ответ на просьбу исследователя объяснить, что изображено на иконе, нередко высказываются самые фантастические предположения, не имеющие ничего общего с действительным образом.
Фольклорные и этнографические материалы позволяют констатировать, что в системе народного православия место мифологии, поддерживаемой официальной церковью и зафиксированной в Священном писании и предании и санкционирующей существование той или иной практики, занимает комплекс запретов и предписаний, или правил совершения этого действия. Самый яркий пример тому — похоронно-поминальные обряды. Для подавляющего большинства носителей культуры несущественны ни топография «того света», ни, соответственно, размышления о том, куда именно и каким образом попадет душа умершего. Гораздо важнее правильно его снарядить, похоронить, а впоследствии поминать.
Соблюдение правил, контролируемое деревенскими ритуальными специалистами, которые обычно одновременно являются и религиозными лидерами, обеспечивает сохранение равновесия мира, нарушаемого с каждой смертью. Все действия направлены на создание символической границы между «тем» миром и «этим»; выполнение просьб умерших, сообщаемых ими в снах, также имеет своей действительной целью благополучие живых. Правильно выполненный обряд способствует переходу умершего в новый статус — он переходит в категорию родителей. Иными словами, умерший мыслится относительно «этого» света, он занимает некое место в «земной» системе координат.
Существенное место в народном православии занимает почитание местных святынь — локусов, с которыми связаны, с одной стороны, легенды о явлении сакральных предметов (чаще всего икон) и священных персонажей (Богородицы, Христа и пр.), а, с другой стороны, рассказы о чудесных исцелениях и, соответственно, практики почитания таких мест, включающие в первую очередь именно ритуалы лечения. Несмотря на то, что многие источники фиксируют существование легенд, объясняющих происхождение сакрального локуса, почитание может продолжаться и при их утере — полной или частичной. В таком случае остается лишь название места (напр.: Забудущие, Марк Пустынник, Пещорка) и приуроченность его посещения к определенному дню. Этого оказывается достаточно для того, чтобы продолжилось функционирование святыни.
Распад сюжета легенды и ее вымывание из традиции происходит с исчезновением людей, контролирующих почитание святыни. Впрочем, рядовому верующему, который приходит к святыне по завету с надеждой избавиться от недуга, или вылечить ребенка, или просто поучаствовать в празднике, знание легенды вовсе не необходимо. Как показали полевые исследования, проведенные в Гдовском р-не Псковской обл., где есть пользующееся довольно большой популярностью почитаемое место, т. наз. Пещорка у деревни Т., далеко не каждый, кто приходит или когда-нибудь приходил в 6-ю пятницу к святыне «на богомолье», может воспроизвести этиологическое предание, объясняющее святость этого места. В фольклорном репертуаре подавляющего большинства верующих предание о некогда явившейся здесь Богородице представлено в виде клише, которые не анализируются и не разворачиваются в связный текст («там Божий след»). Вообще в нарративах о почитаемом месте в зависимости от личных предпочтений рассказчика преобладают «пейзажные» описания этого локуса, описания праздника, или рассказы о том, для чего туда ходили, т.е. о лечебных практиках. «Божий след» (камень-следовик) является для местных жителей, в общем, деталью ландшафта, придающей этому ландшафту особый смысл.
Вероятно, функцию «мифа», подтверждающего в глазах носителей традиционной культуры святость почитаемого места, выполняют рассказы о его осквернении с последующим наказанием святотатцев. Однако с точки зрения Церкви в лице ее представителей — священнослужителей и «профессиональных верующих» — каждый конкретный случай почитания тех или иных объектов должен быть соотнесен с каким-то сюжетом Священной истории.
«Облагораживание» церковью традиционной религиозной практики почитания деревенских святынь может происходить также и на других уровнях. Так, интерпретируя календарную приуроченность паломничества к Пещорке, приходской священник связывает 6-ю пятницу с Вознесением, а камень-следовик у Пещорки — с камнем со следом Христа в Иерусалиме. Другой ход — организация здесь служб во все богородичные праздники: раз здесь явилась Богородица, значит логично приходить сюда для молитвы не только в 6-ю пятницу, но и в праздник иконы Казанской Божьей Матери, в Успенье и т.п.
Наконец, для подтверждения того, что чудо явления Богородицы в Пещорке у деревни Т. действительно произошло, священник конструирует предание, искренне веря, что он лишь собрал и упорядочил рассказы, бытующие в народе. Получившийся текст, имеющий весьма отдаленное сходство с традиционными нарративами как по структуре, так и по содержанию, будет распространяться через проповеди, церковную и местную печать, и есть все основания предполагать, что через некоторое время именно этот вариант легенды о явлении Богородицы у деревни Т. будет наиболее полным и самым распространенным, во всяком случае, среди активных прихожан и жителей ближайших к Пещорке деревень.
Пока же адептами нововведений остаются в основном чужаки: знакомые священника, приезжающие из Петербурга, местная интеллигенция, недавно переехавшие мигранты из других регионов. Любопытно, что заботу о святыне взяла на себя женщина, недавно переехавшая в Т. с Украины, так что в настоящее время контроль за почитанием святыни осуществляется почти исключительно чужими, противопоставленными местному населению не только по сроку проживания в этой местности, но и по религиозной и — шире — культурной традиции, носителями которой они являются.
Список литературы
Другие работы по теме:
Верлибризация
Сущность верлибризации в стихотворении начала ХХ в. заключается в том, что метр в рамках неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому "первобытному синкретизму".
Ведизм и язычество
В узком смысле ведическая и языческая культура - суть народная религиозная культура. Общей идейной основой сей культуры является вера в бытие духовного мира и разумного начала в окружающей природе.
Агония
Агония - кончина, момент "расставания души с телом", требующий, по народным представлениям, ритуального оформления. Отсутствие ритуала (в случае внезапной или "не своей" смерти) затрудняет переход души в иной мир.
Аллилуйя
Аллилуйя (из греч. ἀλληλούια, восходящее к др.-евр. hallelū jah! "хвалите Господа!") - возглас или песенный припев, часто употребляемый в церковном обряде. В славянской народной традиции в большинстве случаев десемантизирован, внешне (фонетически) видоизменен, приближен к междометию, иногда превращен в название ритуала, группы лиц, его совершающих, ритуального предмета, ритуальной еды, костра и даже не-чистого места и нечистой силы (Ср. различие в ряде культур святое-положительное и святое отрицательное, связанное с запретом для человека входить с ним в контакт.
Виды песнопений, входящих в ритуал монгольского шамана
Монгольские шаманы используют различные виды восхвалений, благопожеланий и наговоров, которые варьируются в зависимости от назначения и личности самого шамана. Среди них можно выделить некоторые фиксированные формулы, но назвать шаманские тексты невариативными и устойчивыми можно лишь в самом общем смысле.
Двенадцать зерен ереси? Или развития?
Спокон веку считалось, что вера – естественный элемент исключительно религии. И не только естественный элемент, но и фундамент религии. Вот почему на протяжении веков столь ревностно церковь оберегала догматы веры от постороннего вмешательства.
Чернышевский н. г. - Социалистический идеал н. г. чернышевского
Автор Что делать впервые в русской художественной литературе вдохновенно нарисовал картины социалистического будущего. Четвертый сон. Веры Павловны открывал читателям в живом образном воплощении ту великую цель к которой стремятся новые люди для дости.
Литературный герой ГЕРДА
Герда дат. Gerda героиня сказки Х. К. Андерсена Снежная королева Г. нормальная естественная девочка в плену мифа в отличие от своего названного братца Кая победившая злые силы.
Твен m. - Приключения тома сойера
Мне не верится что на свете есть люди которые прочитав. Приключения Тома Сойера М. Твена назовут эту книгу скучной и неинтересной. Главный герой произведения Том Сойер веселый и сообразительный мальчишка которому неведома скука потому что ему ничего Мне не верится что на свете есть люди которые прочитав.
Хуглары
В средние века хранителями и распространителями героического эпоса и народной поэзии в течение долгого времени были профессиональные певцы-исполнители. В Кастилии их называли хугларами.
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 6
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Н.А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не завершил его.
Значение письма Веры к Печорину
Автор: Лермонтов М.Ю. После прочтения письма Веры к Печорину мы понимаем, что сердце главного героя не «камень». Он всегда был любим женщинами. И однажды, сам испытал это чувство. Его избранницей стала Вера. В романе она появляется, как напоминание о пылкой молодости Печорина. Она также стала жертвой его необычного характера.
Куприн Гранатовый Браслет
Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Нам говорит согласие струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти. Шекспир. Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная, но к этому вопросу мы вернёмся позже.
"Голубые искры народной памяти"
Большое место в русской литературе занимают произведения известного писателя-Максима Горького. Читая его рассказы и повести, понимаешь, насколько писатель был близок к народу, как много можно подчеркнуть из его произведений.
Слово о полку Игореве и его связь с устным народным творчеством
"Слово о полку Игореве" и его связь с устным народным творчеством Автор: Разное «Слово...» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово...» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры.
Сравнительный анализ сказок Госпожа Метелица и Морозко
.Сказка. 1.Сказка как жанр. Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Люди любят сказки. Существовали профессии, которые способствовали исполнению сказки. Сказочник в разные эпохи был различен. В царском указе 1649 года говорится, что многие люди «сказки сказывают небывалые».
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Церемония и ритуал
Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.
Миф как форма культуры
Сейчас уже практически никем не оспаривается тот факт, что миф лежит у самых истоков человеческой культуры в целом и религии как доминантной культурной формы. Наиболее распространёнными среди бытовых определений являются трактовки мифа как сказки, вымысла, искажённого видения действительности.
Мифология
На первый взгляд кажется, что определить миф не трудно. Греч. "миф" — слово, рассказ; термин "мифология" означает изучение мифов, а также свод мифов.
Гриневицкий, Игнатий Иоахимович
Игна́тий Иоахи́мович Аки́мович Гриневи́цкий (1856, имение Басин, Минская губерния — 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург) — российский революционер белорусского происхождения, член «Народной воли», один из первомартовцев. Непосредственный убийца императора Александра II.
Новая Народная партия Кореи
(кор. 신민당, Синминдан) — марксистско-ленинская партия в Корее, существовавшая в 1946 году. История Основу партии составили корейские коммунисты, вернувшиеся из Китая и не подчинявшиеся северно-корейскму Оргбюро Коммунистической партии Кореи во главе с Ким Ён Бомом. На базе созданной в Яньани «Северокитайской Лиги независимости Кореи» 16 февраля 1946 года была образована Новая Народная партия Кореи[1], марксистская по своей идеологии, но более умеренная во многих вопросах по сравнению с ККП.
Камень веры
Камень веры (полное название: «Камень веры: православным церкве святые сыном на утверждение и духовное созидание. Претыкающымся же о камень претыкания соблазна на востание и исправление») — полемическое произведение митрополита Стефана Яворского, направленное против протестантской проповеди в России.
Польская объединённая рабочая партия
Польская объединённая рабочая партия , ПОРП (польск. Polska Zjednoczona Partia Robotnicza, PZPR) — правящая партия в Польской Народной республике с 1948 по 1989. Образована в декабре 1948 года в результате слияния Польской Рабочей Партии (ППР) и Польской Социалистической партии. В принятых документах программного характера ПОРП отказывалась в государственном строительстве от модели народной демократии.
Социалистическая Республика Черногория
План Введение 1 Руководители республики 1.1 Председатель Антифашистского веча народного освобождения Черногории и Которского залива 1.2 Председатель Черногорской антифашистской скупщины народного освобождения
Кош охраны государственного имущества
(укр. - Кіш охорони державного майна, полное название – Кош охраны государственного имущества при Министерстве продовольствия Украинской Народной республики) – военная формация УНР.
Тарсаидзе, Александр Георгиевич
Александр Георгиевич Тарсаидзе (1901, Тифлис — 1978, Нью-Йорк) — грузинско-русско-американский писатель и историк. Биография Родился в Тифлисе в дворянской семье. Кадет морского корпуса. В 1918 после закрытия корпуса уехал в Грузию. Работал у американского посланника в Закавказье Вильяма Гаскелла ( William N.
Евсевий Кесарийский
Евсевий Кесарийский (ок. 260 – ок. 340), христианский богослов, «отец церковной истории», епископ Кесарии Палестинской после 315.