Протопресвитер Александр Шмеман
Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной, в субботу, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви, где остается всю неделю. Все это время в церкви после каждой службы совершается особое поклонение Кресту. О Кресте говорится и во всех песнопениях третьего воскресения Великого Поста. Надо обратить внимание на то, что во всех этих песнопениях говорится не о страдании на Кресте, а о победе Креста и о радости. Более того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: "Воскресения день" и весь он перефразирует как бы Пасхальный Канон.
Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Поста. С одной стороны, принятый нами физический и духовный подвиг начинает сказываться и мы чувствуем усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, преодолев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования и сияние Пасхального света.
Великий Пост – это время нашего самораспинания, наш личный, хотя и весьма ограниченный опыт следования призыву Христа, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: "... Кто хочет идти за Мною, да отречется от самого себя и возьмет крест свой, и следует за Мной". Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его Креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его Крест, а не наш. Только Его Крест придает не только смысл, но и силу нашим крестам. Так это объясняется в Синаксарии Крестопоклонного Воскресенья:
"... В тот же день, в третью неделю Поста мы празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние. Нам предлагается Животворящий Крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас. Мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем: утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь. Так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, Святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь... Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные. Так же и Господь наш Иисус Христос, Который хочет показать Свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму Своим Воскресением, потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что, вкушая от этого Древа, мы больше не умираем, но оживляемся..."
Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста. Еще одна неделя — и в четвертое воскресенье мы услышим в Евангелии: "... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет". Главное ударение, которое ставилось до сих пор на наше раскаяние и наш подвиг, переносится сейчас Церковью на события, произошедшие "нас ради с Христом", "нас ради человек и нашего ради спасения".
"Господи, Ты дал нам предварить сегодняшний день, светло сияющий перед святой седмицей и Лазаревым страшным из мертвых восстанием, сподоби рабы Твои со страхом Твоим совершить весь остающийся путь поста. Достигши ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство".
На утрене в среду пятой недели опять читается Великий Канон Андрея Критского, но на этот раз целиком. Если в начале поста этот Канон служил как бы дверью, открывающей путь к покаянию, теперь, в конце Поста, он звучит как итог нашего покаяния и его завершение. Если в начале Поста мы только слушали Канон, теперь его слова стали нашими словами, нашим плачем, нашей надеждой, и также оценкой нашего личного великопостного подвига. Теперь все, что касается нас лично, подходит к концу. С этого момента мы уже следуем за учениками, "... когда были они на пути в Иерусалим, и когда Иисус шел впереди их". Мы следуем за Иисусом, когда Он сказал ученикам: "Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжниками, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет"
Тон великопостных богослужений меняется. В первой половине Поста наши усилия были направлены на самоочищение. Теперь нам открывается, что оно не самоцель и что смысл этого самоочищения состоит лишь в том, чтобы заставить нас увидеть, уразуметь и осознать Тайны Креста и Воскресения. Смысл нашего личного подвига оказывается лишь в том, чтобы дать нам возможность принять личное участие в Тайне Христовой, с которой мы так свыклись, что просто забывали о ее значении и принимали ее как что-то само собой разумеющееся. И вот теперь, следуя за Христом в Иерусалим вместе с учениками, мы "недоумеваем и ужасаемся".
Список литературы
Другие работы по теме:
Значение праздника Воздвижения Креста Господня
Орудие это достойно такого чествования, самостоятельного празднования в честь его не только по тому значению, которое оно имело в самом акте искупления, не только в виду той важности, которую оно с течением времени получило в жизни христиан.
Всемирное Воздвижение Креста Господня
Подобно тому, как четыре конца креста с помощью середины - центра - твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство Силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть вся как бы видимая и невидимая тварь.
Блок а. а. - Анализ трёх стихотворений а. блока.
Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение "Россия" начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.
Созвездия Южный Крест, Муха, Жертвенник
Если попросить человека, не знающего астрономии, назвать какие-нибудь созвездия, конечно же он вспомнит Большую Медведицу и, весьма вероятно, Южный Крест, хотя в большинстве случаев окажется, что этого второго созвездия он никогда и не видел.
Соня олицетворение горя людского
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Соня, тихая Соня… Маленькая, хрупкая, пугливая, с робким выражением ясных синих глаз… Почему, почему ей отпущено столько горя, зачем эти прекрасные глаза полны слез? Она еще почти совсем ребенок, а за спиной уже восемнадцать лет лишений, разочарований и потерь.
Рождественская сказка
Автор: Коэльо П. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА Как повествуется в одной знаменитой древней легенде, некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, как всем известно, растут очень-очень медленно, так что наши три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве.
Пришествие
Автор: Есенин С.А. А.Белому Господи, я верую!.. Но введи в свой рай Дождевыми стрелами Мой пронзенный край. За горой нехоженой, В синеве долин, Снова мне, о боже мой,
История Цыганка по повести М. Горького Детство
История Цыганка (по повести М. Горького "Детство") Автор: Горький М. В семье Кашириных Ваня Цыганок - подкидыш. Он сразу полюбил Алешу. Когда Алёшу пороли, он жалел его, подставляя свою руку под розги. Цыганок развлекал и смешил детей, играя с тараканами и мышами. Показывал фокусы с картами и деньгами, жульничая при этом.
Перспективные цифровые радиосигналы
Text Text BPSK является самой помехоустойчивой из всех видов ФМн, то есть при использовании бинарной ФМн вероятность ошибки при приёме данных наименьшая. Однако каждый символ несет только 1 бит информации, что обуславливает наименьшую в этом методе модуляции скорость передачи информации.
Диодные ограничители
Изучение работы диодных ограничителей. Схема диодного ограничителя по min или снизу. Осциллограмма ограничения отрицательной половины входного напряжения на уровне 0,4 и 0,6 В, положительной на 0,6 В и отрицательной на 0,6 В половины входного напряжения.
Мастер Сан Франческо Барди
(итал. Maestro del San Fracesco Bardi, англ. Master of The Bardi Saint Francis, предположительно работал в 1240—1270 годах) — итальянский художник. «Мастером Сан Франческо Барди» назвал анонимного художника, автора большого алтарного образа «Св. Франциск и сцены из его жизни» из капеллы Барди в флорентийской церкви Санта Кроче, известный исследователь итальянской живописи Эдвард Гаррисон.
Педру II император Бразилии
Введение 1 Биография и описание ситуации в стране 2 Подписание закона об отмене рабства. Восстание 3 Награды Список литературы Введение Педру II (порт. Pedro II, 2 декабря 1825 — 5 декабря 1891) — император Бразилии из Браганской династии, правивший в 1831—1889.
Орден Святого Иоанна Иерусалимского Россия
Введение 1 История Ордена 2 Степени 3 Список членов Священного Совета Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Великого Российского и Великого Российско-Католического Приорств, а также Командоров ордена в Российской Империи
Катру, Жорж
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Публикации Катру, Жорж Введение Жорж Альбер Жульен Катру (фр. Georges Albert Julien Catroux; 29 января 1877 года, Лимож — 21 декабря 1969 года, Париж) — французский военный и государственный деятель, дипломат, генерал армии, Великий канцлер ордена Почётного легиона.
Памятник Кагульской битвы
Введение 1 История сооружения 2 Описание 3 Интересные факты Введение Памятник Кагульской битвы (Колонна Славы на Кагульском поле) — монумент в городе Вулканешты в Гагаузии, на юге современной Молдавии. Воздвигнут в 1849 году на месте победы русской армии в битве при Кагуле 1770 года — одном из главных сражений русско-турецкой войны 1768—1774.
Готтберг, Курт фон
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Курт фон Готтберг (нем. Curt von Gottberg; 11 февраля 1896(18960211) — 31 мая 1945) — государственный и военный деятель нацистской Германии. Обергруппенфюрер СС и генерал войск СС и полиции (30 июня 1944).
Мастер синих распятий
– (итал. Maestro dei Crocifissi Azzurri; работал в 3-й четверти XIII в. ) - итальянский художник умбрийского или эмилианского происхождения. Среди работ, причислявшихся к «школе Джунта Пизано», английский исследователь Эдвард Гаррисон выделил расписные кресты, на которых фон прописан синей краской.
Лазарь Богша
(XII век) — золотых дел мастер, изготовивший в 1161 году по заказу Евфросинии Полоцкой драгоценный напрестольный крест для Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря — крест Евфросинии Полоцкой.
Берлингьеро ди Миланезе
Берлингьеро Берлингьери (итал. Berlinghiero di Milanese, известен по документам с 1228 по 1236 г.) — итальянский художник. На кресте из Лукки, хранящемся ныне в музее Вилла Гвиниджи, автор оставил надпись «BERLINGERIUS ME PINXIT», то есть «Берлингериус меня написал».
Акт об унии Великобритании и Ирландии
(1800) — документ, который закрепил союз Королевства Великобритании и Королевства Ирландии; в результате чего было образовано Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. Для этого 100 ирландских депутатов получили места в Палате общин в Парламент Великобритании.
Имперские клейноды
Карл Великий с имперскими клейнодами. Воображаемый образ Альбрехт Дюрер Имперские клейноды (нем. Reichskleinodien) — атрибуты императорской власти правителей Священной Римской империи. Важнейшие из них — имперская корона, Копьё Судьбы и имперский меч. В настоящее время эти и другие артефакты хранятся сокровищнице Хофбургского замка и делятся на две части: «Нюрнбергские клейноды», хранившиеся с 1424 по 1796 в Нюрнберге, и «Ахенские клейноды», хранившиеся в Ахене до 1794 г.
Жан великий герцог Люксембурга
Введение 1 Биография 2 Брак и дети 3 Награды Список литературы Введение Жан (фр. Jean, полное имя Jean Benoit Guillaume Robert Antoine Louis Marie Adolphe Marc d’Aviano; род. 5 января 1921 в замке Колмар-Берг, Люксембург) — великий герцог Люксембурга с 1964 по 2000 годы.
Украинское реестровое казачество организация
Введение 1 Возникновение 2 Структура и численность 3 Деятельность 4 Награды Список литературы Введение Украинское реестровое казачество (УРК) — общественная организация, зарегистрированная Министерством юстиции Украины 8 июля 2002 года. Является одной из 11-ти [1] (по другим данным, 24-х [2]) казачьих общественных организаций, зарегистрированных Министерством юстиции Украины как всеукраинские.
Имперский крест
План Введение 1 Описание 2 Содержимое креста 3 Имперский символ Введение Имперский крест (нем. Reichskreuz) — артефакт, крест-реликварий, является одним из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и символов Священной Римской Империи.
Кульмский крест
План Введение 1 История 2 Описание креста 3 Статут креста в России и источники Введение Кульмский крест — в русском варианте «Знак отличия Железного креста» по аналогии со «Знаком отличия Военного ордена» (т. н. солдатский Георгиевский крест), прусская награда для всех русских участников Сражения при Кульме.
Имперская держава
План Введение 1 Описание 2 История 3 Символ Введение Имперская держава (нем. Stephansbursa) — артефакт, церемониальный предмет, держава, которая в числе прочего вручались при коронации новому Императору Священной Римской Империи и отныне обозначали его полное право на престол. Является одним из экспонатов сокровищницы Хофбургского замка и символов Священной Римской Империи.
Флаг Нью-Мексико
План Введение 1 Описание флага 2 История 3 Оценка флага Список литературы Флаг Нью-Мексико Введение Флаг Нью-Ме́ксико (англ. Flag of New Mexico) — один их государственных символов американского штата Нью-Мексико. Положение о флаге, его описание и порядок использования изложены в статье 3 раздела 12 Свода Законов штата (англ.
Андреевский флаг
Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.
Функції властивостей
Реферат на тему: Функції властивостей Функції властивостей призначені для керування властивостями, пов’язаними із символами. CDR - елемент символа вказує на список властивостей, який містить властивості та прапорці (див. розділ ?????).