Белка (белка в колесе)

Рефераты по религии и мифологиям » Белка (белка в колесе)

Белка олицетворяет проворство верткость неутомимость - крутиться как белка (в колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости: бел. хiтры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось что русалка полудница черт леший покойники бегают очень быстро ("едва соследимо"; "так что их и на коне не догнать"). Столь же быстро перемещаются в пространстве и греческие боги и бессмертные других регионов; "Ригведа" говорит что Вишну "тремя шагами прошел через этот мир" (I.22.17) при этом движение Вишну имело космогонический характер он - "пересек земные пространства и шагнув трижды укрепил верхнюю сферу" (I.154.1).

Образ белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям домовой водяной русалка; согласнорусским и белорусским поверьям стада белок находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка - помощница ведьмы. Взгляд на белку как на нечистое животное в значительной мере способствовал тому что мясо белки считалось несъедобным. У хорватов беременной запрещено есть беличье мясо т.к. ребенок может родиться черным. Однако табу на использование мяса белки в пищу одновременно указывает и на сакральность этого животного. Образ белки имеет продуцирующую семантику. В Словении среди участников масленичного ряжения изображавших свадебную процессию были ряженые белки. В польском соннике XIX в. белка во сне толкуется как предвестье счастливой женитьбы или рождения детей. В Словакии лоскут ткани которым отгораживали роженицу украшали вышивкой с мотивами белки петуха оленя и павлина. Кусок беличьей шкурки использовался у словаков при обмывании новорожденного 1.

Белка получилa название по цвету шкурки очень редкой - белой - разновидности. Белые животные белые птицы особенно те что редки или вообще не встречаются в природе считаются особыми колдовскими или царями над своими сородичами. Так белый волк - "царь над всеми волками" и в то же время - "леший лесной царь". В текстах представлена огненная символика белки что отчасти мотивировано рыжей ("черемной" "опаленной") окраской ее меха. (Однако слово белый - общеслав. индоевр. характера; образовано посредством суф. -l- от индоевр. *bhā - "светить сиять блестеть": ср. др.-инд bhās - "сияние" bhālam - "блеск"). Белый цвет означает сакральность чистоту плодородие свет и т.п.; это один из основных элементов цветовой символики противопоставленный прежде всего черному цвету. Ср. представление о "царстве тьмы" как о загробном мире противопоставленном "белому свету". Однако "белый" - частый эпитет смерти: в образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Польские крестьяне называют ее Biała при этомożenić się z Białą [жениться на Белой] означает "умереть". На Смоленщине домовой иногда называется белуном он с белой бородой в белом саване и с белым посохом. В Белоруссии русалку зовут белой бабой 2. В африканском племени ндембу белый цвет символизирует благо источник силы и здоровья чистоту отсутствие неудач силу власть зачатие и рождение ребенка встречу с духами предков щедрость охотничью доблесть 3.

* * *

Представление о судьбе как о кольце внутри которого заключен человек позволяет понять «колесо» Иксиона и использование в симпатической магии птички-вертишейки которую привязывали к колесу чтобы вращением этого колеса связать любовью намеченную жертву (Тheocr. II; Ноr. Ероd. XVII 7). «С Олимпа принесла людям Кипророжденная цветную вертишейку прикованную к неизбежному кругу» — говорит Пиндар (Руth. IV 214 слл. ср. Nem.IV 35) следующими словами описывающий кару Иксиона постигшую его за любовь к Гере: его привязали за руки и за ноги к колесу бросив в «неизбежные узы» (Руth. II 40 cл. ср. кару Тития). Колесо — это особого рода «узы» с вынужденным движением. Мы видели что орфики именуют Диониса «разрешителем» (Λυσεύς) который при совершении ритуала «освобождает неправедных предков».

С этими идеями вероятно связано и происхождение орфической концепции κύκλος - круга или колеса к которому привязан человек проживающий нежеланную судьбу. Прокл сообщает что посвященные ОрфеемДионису и Коре похваляются выходом из круга и отдыхом от бед (Рlat. Tim. 42 с-d=Оrph. Fr. 229 Кеrn); Симплиций добавляет что по учению орфиков человек привязан к колесу судьбы и порождения из которого невозможно выйти никому кроме тех кому Зевс назначил выйти из круга и отдохнуть от бед (Simp. Cael. II 1 284 а 14=Оrph. Fr.230 Кеrn).4

Список литературы

1. Гура А.В. Белка // Славянские древности. Т.1 М. 1995 с.149-150

2. Толстой Н.И. Белый цвет // Там же с.151-154

3. Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983 (Глава "Цветовая классификация в ритуале ндембу" - с.71-103).

4. Онианс Р. На коленях богов. М.: "Прогресс-Традиция" 1999 с. 426.