А.Л. Баркова
Наиболее ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы воспринимались все менее серьезно и постепенно превращались в детские игры.
Вот как проходил год русского крестьянина.
В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу – потому крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.
1 января и в ближайшие к Новому году дни старались одеться во все новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили. Что как встретишь праздник – таков будет и весь будущий год. Вообще время новогодних и рождественских празднеств (Святки) считалось магическим – любое доброе пожелание непременно должно исполниться, а обычные поступки людей приобретают особое значение, и по ним можно узнать свою судьбу. Поэтому от Нового года до Крещения (19 января) девушки гадали, каким будет их суженый и скоро ли свадьба. Тогда же крестьяне поминали умерших родичей – оставляли им угощение от своей трапезы; разжигали по всему селу костры, чтобы покойники на том свете грелись.
Древнейшей формой новогоднего общения с миром мертвых было переодевание в шкуры животных – мифических предков. Этот обычай сохранился до настоящего времени, превратившись в новогодний карнавал или Рождество с ряжеными.
Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведениях Н.В.Гоголя. Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение. Тем сытнее должен быть будущий год.
Других календарных праздников до весны было немного, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима – это время свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки – собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье, проводили за рукоделием долгие зимние вечера; чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.
В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы – Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу молодожены катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследовали весь масленичный ритуал – обильные пиры, веселые игры, катание с гор. В последний день праздника устраивали проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.
Весной было несколько праздников, посвященных птицам, - считалось, что птицы приносят весну. Поэтому крестьянки пекли из теста “жаворонков”, выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена.
Пасха на Руси включала в себя многие черты древнего праздника наступившей весны. Пасхальные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В этот день водили хороводы, распевая песни о любви, - это тоже некогда было магическим обрядом, обеспечивающим благополучие и плодородие.
В день Егория вешнего (св. Георгия) – 6 мая – впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает по весне, и ее прикосновение должно было увеличить плодовитость скота. Вокруг животных проводили топором по земле круг, чтобы оградить их от бед, - топор был символом небесного оружия (молнии) и считался магическим предметом; обряд совершался ночью либо рано утром, в нем принимала участие вся семья. Чтобы скотина давала обильный приплод, на Егория вешнего пекли также печенье в виде лошадей и коз.
В мае – начале июня было уже не до веселья; крестьяне сажали овощи, сеяли хлеб и лен. Однако песни все равно не стихали, потому что по обычаю необходимо было совершать различные магические действия, например водить хороводы, чтобы капуста уродилась большой, прославлять рожь, чтобы колос был тяжелым, и лен, чтобы вырос длинным.
На это же время приходится праздник Троицы, ставший в народе проводами весны и встречей лета, прославлением зеленеющей земли. Подобно тому как на Масленицу чествовали, а потом уничтожали чучело зимы, на Троицу срубали березку, украшали ее лентами, с пением носили по селу, а затем обламывали с нее ветви и разбрасывали по полям, чтобы земля была более плодородной. На Троицу девушки плели венки, дарили их друг другу, желая при этом счастливой жизни и скорого замужества. Возможно, это следы языческого праздника в честь Лели – покровительницы девушек.
В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния (21 или 22 июня). Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались потом приуроченными к дню Ивана Купалы(7 июля). Крестьяне верили, что в ночь на Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собрать. В самую короткую ночь в году совершается великое чудо – огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад. Однако искать Жар-цвет опасно, ибо в эту ночь в лесу веселится нечистая сила, которая может погубить человека.
Как и в другие праздники, посвященные солнцу, на Ивана Купалу катали огненные колеса. В этот день избавлялись от всякой скверны: жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи. Девушки в купальскую ночь гадали о суженом: плели венки, ставили в них несколько зажженных свечей и пускали по воде – по народному поверью, в середине венка должно привидеться лицо жениха.
В конце июля начиналась жатва. Первый сноп считался целебным, его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в красный угол. Зернами этого снопа кормили заболевших людей и птицу, соломой – слабую скотину.
Многие древние обряды сохранились в праздновании дня Ильи – Пророка (2 августа), который вобрал в себя черты языческого Перуна. Необходимо было умилостивить громовержца, поэтому в жертву ему приносили быка, которого потом съедали всем селом. Громовержец своими стрелами поражал нечисть, и бесы, чтобы избежать гибели, превращались в животных. Потому в Ильин день не впускали животных в дом – боялись, что это злой дух, которого стрела громовержца может настигнуть в избе, и изба сгорит.
К концу августа жатва заканчивалась, женщины заплетали последние несжатые колоски “Велесу на бородку”, молили землю вернуть уставшим крестьянам силу. Последний сноп, так же как и первый, считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома.
Окончание жатвы – большой праздник: крестьяне в складчину устраивали пир, веселились, славили свою работу. Сжатый хлеб перед молотьбой просушивался в овинах – специальных срубах, в которых снопы помещали в верхней части на жердях, а внизу разводили костер. К несчастью, овины часто сгорали вместе с урожаем; эта беда считалась делом рук овинника. Крестьяне пытались умилостивить духа, принося ему жертвы.
День Рождества Богородицы (21 сентября) был окончанием всех полевых работ, хлебосольным праздником урожая. В языческие времена торжество было посвящено Роду и Рожаницам. В этот день не только готовили изобильное пиршество, но и совершали обряд “обновления огня”; везде гасили старый огонь, а новый добывали трением двух брусков.
Уже с октября начинались девичьи посиделки. Осенью девушки особенно охотно приглашали парней, играли с ними в различные игры, в которых изображалась свадьба (например, в “бояр”). Во время таких игр часто завязывались серьезные отношения между молодыми людьми, и той же зимой они справляли свадьбу.
Несколько октябрьских и ноябрьских праздников были посвящены Параскеве Пятнице, заменившей Макошь. В эти дни женщины молились покровительнице рукоделия, хвастались друг перед другом своими шитьем и вышивкой.
Цикл земледельческих работ завершался осенним Егорьевым (Юрьевым) днем – 9 декабря. До конца XVI в. крестьянин в этот день мог уйти от своего господина. Борис Годунов отменил этот обычай, потому и возникла пословица “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!”. Однако и позже со всеми, кто нанимался на земледельческие работы, рассчитывались именно в Юрьев день.
Другие работы по теме:
Зач работа
Ахунов А.В. заочное 440з экз Историография - неудов зач Курсовая работа - отсут. по неув. зач Спецдисциплина № 3 - отсут. по неув. Владимирова Э.Н. заочное
Обряды и верования древних славян
Основное население славянских городов занималось хлебопашеством и скотоводством, бортничеством, рыболовством и собиранием плодов леса. Поэтому культ природы определяло мировоззрение древних славян. Культ наивный, поэтический, рожденный непосредственной близостью человека к земле, к природе.
Лаури-Пуэбло
Лаури-Пуэбло , англ. Lowry Pueblo — археологический памятник древних пуэбло на территории Национального памятника «Каньоны древних» (en:Canyons of the Ancients National Monument) близ Плезант-Вью в штате Колорадо, США. Поселение-пуэбло было построено около 1060 г. поверх колодцеобразных домов более древнего происхождения.
Шведский календарь
— календарь, использовавшийся в Швеции в период с 1 марта 1700 года по 30 февраля 1712 года. Он отличался на один день от юлианского календаря и 10 дней от григорианского.
Вьетнамский календарь
60-летний вьетнамский циклический календарь Небесный" цикл Земной" цикл Дерево Огонь Земля
Древнегреческий календарь 2
Древнегреческий календарь В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных.
Эфиопский календарь
Эфиопский календарь (амх. የኢትዮጵያ ዘመን አቆጣጠር — ye'Ītyōṗṗyā zemen āḳoṭaṭer) — календарь, использующийся в Эфиопии, а также Эфиопской и Эритрейской православными церквями, Эритрейской Католической церковью и Евангелистской церковью Эритреи.
Древнеперсидский календарь
Древнеперсидский календарь — лунно-солнечный календарь древней Персии, зафиксированный в древнеперсидских наскальных надписях Ахеменидских царей (IV-V вв. до н.э.)[1] Календарь был синхронизирован с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия в праздник, послуживший прообразом персидского Новруза[2], и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней.
Румийский календарь
(тур. Rumi takvim) — календарь, официально использовавшийся в Османской империи (с Танзимата, то есть с 1839 года) и её преемнице — Турецкой республике до перехода в 1926 году на современный календарь.
Туркменский календарь
Введение 1 Названия месяцев 2 Названия дней недели 3 Отмена Список литературы Туркменский календарь Введение Туркменский календарь — календарь, введённый в 2002 году президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым и отменённый Гурбангулы Бердымухаммедовым в 2008 году. Календарь представлял собой григорианский календарь, все 12 месяцев которого, а также все 7 дней недели переименованы.
Универсальный календарь
Введение 1 Основная теория изменения григорианского календаря 2 Недостатки григорианского календаря 3 Проекты, нарушающие непрерывность счета дней семидневной недели
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Теории расселения славян
1. Теории происхождения славян Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен.
Брюсов календарь
Введение 1 План Введение Календаря 1.1 Справочная часть 1.2 Предсказательная часть Введение Календарь назван так по имени Якова Брюса — известного российского деятеля науки и военачальника, сподвижника Петра I. Полное название первого издания — «Календарь или месяцеслов христианский. По старому стилю или исчислению на лето от воплощения Бога Слова 1710.
Кельтский календарь
Введение 1 Континентальный кельтский календарь 2 Средневековый ирландский и валлийский календарь 3 Календарные термины на кельтских языках 5 Дальнейшее чтение
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Бенгальский календарь
Бенгальский календарь (бенг. বঙ্গাব্দ) — солнечный календарь, который используется в Бангладеш и некоторых восточных штатах Индии (Западная Бенгалия, Ассам, Трипура).
Календарь бахаи
Введение 1 Месяцы бахаи 2 Святые Дни бахаи 3 Неделя бахаи 4 Вāх̣ид и Кулл-и Шай’ Список литературы Календарь бахаи Введение Как и многие мировые религии, Вера Бахаи имеет свой особый календарь. Он был введён Бабом, Предтечей Бахауллы, и известен ныне как календарь Бади, или календарь Бахаи[1].
Православный календарь
Введение 1 Старостильные церкви 2 Новостильные церкви Список литературы Православный календарь Введение Православный календарь — неофициальный, разговорный термин, под которым обычно подразумевают либо счисление времени, принятое в данной поместной православной Церкви, либо годовой богослужебный круг, изложенный в формате месяцеслова.
Календарь Конта
Введение 1 Наименования месяцев Список литературы Календарь Конта Введение Календарь Конта (позитивный календарь) — проект всемирного календаря, предложенный Огюстом Контом в 1849 году.
1752 год
— високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. События В Великобритании и её североамериканских колониях принят Григорианский календарь.
Шумерский календарь
Шумерский календарь — календарь шумеров. Шумерские календари были лунно-солнечными. Они состояли из двух полугодий — Энтен (холодное и влажное время года) и Эмеш (сухое и жаркое время года) и 12 месяцев. В шумерское время сезоны не были выделены. Для уравнивания лунного и солнечного циклов каждые несколько лет после одного из полугодий вставлялся тринадцатый месяц, бывший либо VI-II, либо XII-II.
Лунный календарь
Введение 1 Теория календаря 3 Лунные календари 4 Интересные факты Введение Лунный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, т. е. синодический месяц.
Тамильский календарь
Тамильский календарь (там. தமிழ் மாதங்கள்) — солнечный календарь, который используется в индийских штатах Тамилнад, Пудучерри, а также среди тамильского населения Сингапура, Малайзии и Шри-Ланки. Свои основы он берёт из древнеиндийского календаря.
Древнеегипетский календарь
Древнеегипетский календарь в Древнем Египте делился на три сезона по 4 месяца каждый: Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября Время восходов (перет) — с середины ноября до середины марта
Непальский календарь
Введение 1 Месяцы 2 Правила конвертирования 3 Другие системы летоисчисления Введение Непальский календарь (непальск. नेपाली पात्रो) — традиционный официальный солнечный календарь, используемый в Непале. Он базируется на античном календаре Бикрам самбат (Bikram Sambat), который основал легендарный индийский император Викрамадитья в 56 году до н. э.
Зодиакальный календарь
Зодиакальный календарь по Дионисию — календарь, использовавшийся александрийскими астрономами для датировки наблюдений планет в 272—241 гг. до н. э. Единственная сохранившаяся информация об этом календаре дошла до нас благодаря «Альмагесту» Птолемея. Реконструкцию зодиакального календаря выполнили Бёх в 1863 г. и ван дер Варден в 1984 г.
Буддийский календарь
Буддийский календарь Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке. Использовался в Тибете до аннексии Китаем. В Таиланде используется наряду с григорианским. Был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Поэтому буддийский календарь также называется лунным, จันทรคติ, тьантхаракхати.
Вавилонский календарь
Вавилонский календарь Вавилонский календарь — разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии. Структура календаря, вероятно, была унаследована от шумерского лунно-солнечного календаря.
Русский народный календарь
План Введение 1 Описание 2 Предметы для отслеживания Список литературы Введение Русский народный календарь — циклическое собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом[1].
Тибетский календарь
Тибетский календарь Тибетский календарь (lo-tho, ་ལོ་ཐོ) является лунно-солнечным. В году имеется по 12 или 13 лунных месяцев, т.е. каждый из них начинается с новолуния. 13-й месяц появляется в календаре через каждые 2-3 года так, чтобы в среднем тибетский год соответствовал по длине солнечному году.
Хакасский календарь
Хакасский календарь . Двенадцатилетний животный цикл (хак. Мючел): Кюске чылы — год мыши Инек чылы — год коровы Тюльгю чылы — год лисы Хозан чылы — год зайца
Жизнь древних славян
Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.
Лунно-солнечный календарь
План Введение 1 Теория календаря 2 Лунно-солнечные календари Введение 1. Теория календаря Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059 суток, а тропический год - из 365,24220 дней. Т. о., один тропический год содержит в себе 12,36827 синодических месяцев. Значит, календарный год может состоять или из 12 (обычный год), или из 13 (эмболисмический год; др.-греч. ἐμβολή — вторжение) календарных месяцев, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны.