Священник Феодор Людоговский
Будем честны перед собой: приближение Великого поста во многих из нас порождает если не уныние, то тревогу: опять не есть мясного, молочного и даже рыбы целых семь недель? Выдержу ли? Или сорвусь, нарушу церковные постановления? Но вот начинается пост, и мы неожиданно для самих себя чувствуем какую-то свежесть, бодрость. Так оно и должно быть: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое» (Мф 6:17) – говорит нам Христос в Евангелии. А Церковь в первый день поста призывает: «Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества крепостию, яко да светоносни предварим во святое и тридневное воскресение, осиявающее нетление миру».
Вопреки распространенным представлениям, пост, по логике устава, заключается не в воздержании от особых видов пищи, а в совершенном неядении. И мера поста определяется тем, когда это неядение заканчивается. Самый строгий пост (в страстную пятницу) предполагает воздержание от пищи в течение всего дня. В будние дни Великого поста разрешается одна трапеза – вечером (качество пищи варьируется в зависимости от дня: более строгие ограничения – для понедельника, среды и пятницы, менее строгие – для вторника и четверга). Субботы и воскресенья в этом смысле постными не являются: в эти дни с утра служится полная литургия, так что бывает две трапезы: после литургии и вечером.
Интересно в связи с этим обратить внимание на современные постовые предписания Католической церкви. Несмотря на то, что после Второго Ватиканского собора Великий пост (в нашем обиходном понимании) у католиков практически исчез, тем не менее сама идея поста как ограничения в числе приемов пищи по-прежнему присутствует.
Христиане, которым по состоянию здоровья в полной мере поститься невозможно, нередко сильно переживают из-за этого. Между тем выход есть, причем он лежит на поверхности – достаточно открыть Триодь: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, праздноглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Таким образом, помимо воздержания в пище есть еще множество путей борьбы со своими страстями, в чем, собственно, и заключается смысл поста. Кто не в меру смотрит телевизор – во время святой четыредесятницы имеет возможность исправить положение дел; кто слишком привязан к Интернету – может постараться избавиться от этой привязанности; кто привык на улице и в метро скуки ради рассматривать вывески и рекламу – пусть обратит взор внутрь себя и обретет немалую пользу.
Однако пост не сводится лишь к отрицательной стороне, не исчерпывается разного рода ограничениями. Великий пост – время, наиболее благоприятное для творения добрых дел, для служения ближним, которые нуждаются в нашей помощи, опеке, а подчас просто в добром слове. За неделю до начала поста Церковь предлагает нам притчу о Страшном суде: мерой нашего христианского подвига является, согласно слову Спасителя, не пощение и пространные молитвы, а проявление любви к ближнему – или же отсутствие этой любви. Детские дома, тюрьмы, больницы – жду нас, христиан. Жатвы много, а делателей, как всегда, мало.
Первым вестником приближающегося поста является воскресное евангельское чтение о Закхее, положенное за одиннадцать седмиц до Пасхи. Через неделю, в следующее воскресенье, читается притча о мытаре и фарисее. Это первый день, когда совершается служба по Триоди. Однако проходит еще целых семь дней до того момента, когда мы вновь открываем эту книгу: следующая триодная служба – в неделю (т. е. воскресенье) о блудном сыне. Затем промежуток чуть сокращается: в субботу, накануне недели о Страшном суде, «память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». И субботняя, и воскресная службы содержатся в Триоди. Далее, на сырной седмице, Триодь используется уже каждый день. В среду и пятницу литургии нет, служба совершается практически по великопостному чину, с чтением паремий, с молитвой преподобного Ефрема Сирина, с земными поклонами. В субботу сырной седмицы – празднование памяти «всех преподобных и богоносных отец, в подвизе просиявших». В воскресенье накануне начала Великого поста воспоминается изгнание Адама из рая. В 2010 г. на этот день переносится празднование Сретения Господня. Вечером в воскресенье совершается чин прощения.
С понедельника по четверг первой седмицы поста на повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В среду и пятницу совершается литургия преждеосвященных даров, в прочие будние дни литургии не бывает. В субботу – память великомученика Феодора Тирона, литургия святителя Иоанна Златоуста (как и во все субботы, кроме Страстной седмицы). Накануне, в пятницу, после преждеосвященной, читается молебный канон великомученику «и бывает благословение колива». В первое воскресенье Великого поста – праздник Торжества православия, в память восстановления иконопочитания в IX в. В это воскресенье, как и в следующие четыре, служится литургия святителя Василия Великого.
Ближайшие три седмицы – вторая, третья, четвертая – не столь насыщенны. По средам и пятницам, как и во весь Великий пост, служится преждеосвященная литургия. По субботам совершается поминовение усопших. Во второе воскресенье Великого поста – память святителя Григория Паламы. Однако если мы посмотрим, как устроена служба этого дня, то увидим, что на утрене канону святителя предшествует канон, имеющий темой притчу о блудном сыне. Это следы более древнего распределения евангельских чтений. Третье воскресенье поста – Неделя крестопоклонная. В конце всенощного бдения, под пение Трисвятого, на середину храма торжественно выносится крест, который остается на аналое всю седмицу. Богослужение этого дня весьма сходно со службой праздника Воздвижения креста Господня, однако канон, написанный преподобным Феодором Студитом, явным образом отсылает нас к канону пасхальному, авторства преподобного Иоанна Дамаскина, творившего несколькими десятилетиями ранее.
На вторник четвертой седмицы попадает празднование обретения главы Иоанна Предтечи. В этот день, помимо среды и пятницы, также служится преждеосвященная литургия.
На утрене в четвертое воскресенье поста – два канона. Первый представляет собой поэтическое осмысление притчи о милосердном самарянине, второй канон посвящен преподобному Иоанну Лествичнику, память которого празднуется в этот день.
На пятой седмице – два совершенно особенных дня. На утрене четверга (обычно эта служба совершается в среду вечером) читается полностью Великий канон, который перемежается чтением жития преподобной Марии Египетской; на следующий день служится преждеосвященная литургия. В субботу на утрене (в приходской практике – в пятницу вечером) поется Акафист Пресвятой Богородице – единственный акафист, богослужебное употребление которого предусмотрено уставом. В пятое воскресенье Великого поста – память преподобной Марии Египетской. На утрене читается два канона: первый – о богаче и Лазаре, второй – преподобной.
На понедельник шестой седмицы приходится память 40 мучеников Севастийских, совершается преждеосвященная литургия. Дни этой седмицы, именуемые понедельник ваий, вторник ваий и т. д., имеют основной темой приближающийся двуединый праздник – Лазарево воскрешение и Вход Господень в Иерусалим – и могут считаться его предпразднством.
Службы Лазаревой субботы и Вербного воскресенья помещаются во второй части Постной Триоди, вместе со последованиями Страстной седмицы. Однако до никоновских реформ Лазаревой субботой и Неделей Цветоносной открывалась Цветная Триодь (чем и объясняется ее название); таким образом, 8 дней, предшествующие Пасхе, должны рассматриваться скорее не в качестве продолжения Великого поста, а как предпразднство Воскресения Христова. Последний же день Великого поста в таком случае – пятница шестой седмицы. В этот день мы слышим: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе».
Другие работы по теме:
Церковнославянский язык
К сожалению, большой проблемой для современного человека является непонятность богослужения, совершаемого на церковнославянском языке. Терминологически старославянский и церковнославянский языки — это не совсем одно и то же.
Великий Канон как исходная мелодия Поста
Восстановление богослужебного и духовного значения Великого Поста— одна из наших важнейших и насущных задач, но восстановление это возможно только на основе подлинного понимания богослужебного ритма и строя великопостного богослужения.
Великопостный образ жизни
Всегда есть опасность, что эти внешние символы могут быть сочтены как уже совершенное и достаточное соблюдение поста и, вместо того, чтобы напоминать о нем, могут в общественном мнении заменить сам смысл и значение Великого Поста.
Великий пост
На церковнославянском – Святый и великий пост, святая четыредесятница; греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima – период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи.
Крест как символ половины великопостного пути
Третья неделя Великого Поста называется Крестопоклонной. За всенощной, в субботу, после Великого Славословия, Крест торжественно выносится на середину церкви, где остается всю неделю.
Второй Ватиканский собор 2
План Введение 1 Цель собора 2 Богослужебная реформа 3 Итоговые документы Введение Второй Ватиканский собор — последний из Соборов Католической церкви, XXI Вселенский Собор по её счёту, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 и продолжавшийся до 1965 года (за это время папа сменился, собор закрылся уже при папе Павле VI).
Особенности богослужения в Великий четверг
В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног.
Оксфордское движение
Оксфордское движение, движение за религиозное возрождение, которое началось в Англии в 1833 под руководством Дж.Кебла, Э.Пьюзи, Дж.Ньюмена, Р.Фруда и других (все они были связаны с Оксфордским университетом).
Психотерапия Великого Поста
Попытаемся с точки зрения психотерапии, как искусства и науки помощи в душевном кризисе, осмыслить, в чем же суть этого, столетиями освященного духовного предписания – поста перед Пасхой.
Старая Москва в ожидании пасхи
О какой Москве пойдет речь? О той, где в середине XIX века улицы освещались лишь светом из окон. О той, в которой долгое время обязательным был послеполуденный сон. О той, где короновали царей. О той, где по весне цвели сады.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Вторая народная революция на Филиппинах
Вторая народная революция на Филиппинах Вторая народная революция на Филиппинах — цепь событий, произошедших в 2000—2001 годах, венцом которых стало свержение Джозефа Эстрады, обвинённого в разгуле коррупции в стране, с поста президента и приход к власти Глории Арройо.
Феличе Бурбон-Пармский
(итал. Felice di Borbone-Parma, 1893 — 8 апреля 1970), впоследствии принц Феликс Люксембургский , муж Великой герцогини Люксембурга Шарлотты. Принц Феличе был одним из 24 детей Роберта I, смещённого герцога Пармского. Его матерью была вторая жена Роберта — Антония Португальская; его старшей сестрой была Зита Бурбон-Пармская, последняя императрица Австрии.
Императорский трон Финляндия
Введение 1 Ранняя история 2 Значение 3 Последующая история 4 Прочие принадлежности Введение Императорский трон (Финляндия) — исторический раритет, имевший в Великом княжестве Финляндском большое символическое значение. Изготовлен в Санкт-Петербурге в 1797 г. Присутствует на многих картинах и фотографиях, запечатлевших важнейшие политические события Великого княжества.
Борятинские
Введение 1 Происхождение рода 2 Описание герба 3 Известные представители рода Борятинских Список литературы Введение Боря́тинские — старинный русский княжеский род.
Общеземский привилей Казимира
Привиле́й 1447 года (Привилей Казимира) — законодательный акт (общеземский привилей) в Великом княжестве Литовском, изданный великим князем Казимиром IV в Вильне 2 мая 1447 года. Значительно расширил права и привилегии шляхты, а также положил начало юридическому оформлению зависимости крестьян от феодалов.
Кнютлинги
Введение 1 Генеалогия 1.1 Потомки Харольда Синезубого 1.1.1 Потомки Кнуда Великого Список литературы Введение Кнютлинги (иначе Кнутлинги, династия Горма) династия правителей Дании в VIII в.-1042 году; Норвегии 976 - 995, 1000 - 1014 и 1028-1035 короли Англии 1013-1014, 1016 - 1042.
Орден Святого Иоанна Иерусалимского Россия
Введение 1 История Ордена 2 Степени 3 Список членов Священного Совета Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Великого Российского и Великого Российско-Католического Приорств, а также Командоров ордена в Российской Империи
Божиею милостью
лат. Dei gratia — торжественное выражение, употребляемое в титуле государей, в государственных, дипломатических и важнейших законодательных актах и служащее для обозначения того, что власть главы государства происходит от Бога, что она существует лишь милостью Божиею.
Сапега, Лев Иванович
Введение 1 Ранние годы 2 Государственные посты 3 Уния 4 Трибунал и Статут 5 Поздние годы 6 Память 9 Сноски Сапега, Лев Иванович Введение Лев Ива́нович Сапе́га (белор. Леў Сапега, лит. Leonas Sapiega; 4 апреля 1557(15570404), Островно, ныне Бешенковичский район Витебской области Республики Беларусь — 7 июля 1633, Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, дипломат и политический мыслитель.
Трибунал Великого княжества Литовского
Трибунал Великого княжества Литовского — высший апелляционный суд в Великом княжестве Литовском. Организован в марте 1581, спустя три года после создания коронного трибунала, начал действовать в 1582. Состоял из 46 депутатов, избиравшихся на год из шляхты на поветовых сеймиках по 2 от повета (с 1588 избирались еще 3 депутата от жмуди)[1].
Дайновское княжество
Дайновское княжество — удельное княжество XIII—XIV вв. в составе Великого княжества Литовского. Занимало территорию между Неманом (правые притоки Дитва, Гавья с р. Жижмой) и Вилией. По реке Котра граничило с Городенским княжеством.
Трокское княжество
План Введение 1 История 2 Территория 3 Список князей Трокское княжество площадь составляет 31 100 кмІ кмІ Введение Трокское княжество (лит. Trakų Kunigaikštystė) — удельное княжество в составе Великого княжества Литовского, существовавшее XIV — начале XV веков.
Старая Финляндия
Старая Финляндия (фин. Vanha Suomi) — шведское и финское название части западной Карелии, вначале вошедшей в состав России после Северной войны по Ништадтский мирному договору 1721 года, и после русско-шведской войны 1741—1743 по Абоскому миру, а в 1812 году вошедших в состав Великого княжества Финляндского.
Речь Посполитая Трёх Народов
Введение 1 Гадячская уния Список литературы Введение Речь Посполитая Трёх Народов (польск. Rzeczpospolita Trojga Narodуw) — политический проект превращения конфедерации Польского Королевства и Великого княжества Литовского (т. е. Речи Посполитой Двух Народов) в триединое государство (Речь Посполитую Трёх Народов), в результате создания на украинских землях Великого княжества Русского из земель Королевства Польского.
Жареной, Фёдор
Фёдор Жареной (XVI век) — российский оппозиционер, крестовый дьяк великого князя Василия Иоанновича. Биография Служил митрополичьим дьяком во времена Василия III. Вместе с Иваном Беклемишевым и Вассианом Патрикеевым входил в кружок Максима Грека. С митрополитом Даниилом был в ссоре из-за финансовых разногласий.
Кезгайло, Станислав Янович
Станислав Я́нович Кезга́йло (около 1451—1527; Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, великий гетман литовский.
Определение основных гидрологических характеристик
Гидрологический пост как пункт на водном объекте, оборудованный устройствами и приборами для проведения систематических гидрологических наблюдений. Измерение толщины льда, мутности и расхода воды реки Иртыш. Правила оформления результатов наблюдений.
Казимир город
Введение 1 Основные сведения Список литературы Введение Кази́мир (белор. Казі́мір) — город (1643—1655) в Бобруйском старостве Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Литовского, Речь Посполитая.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Анисимова Домна Анисимовна
Поэтесса по прозвищу Слепая Доманя. Дочь пономаря, в четырехлетнем возрасте она заболела оспой и почти ослепла. Это отдалило ее от детей: она полюбила уединение и рассказы стариков о былом, а также богослужения.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Глубокими корнями связаны с Подмосковьем жизнь, творчество и общественная деятельность великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889).