свящ. Михаил Асмус
В песнопениях, посвященных Божией Матери, часто упоминаются ветхозаветная скиния и Иерусалимский храм с различными их принадлежностями применительно к Богородице.
Радуйся, Селение Бога и Слова!
В ветхозаветную эпоху единственным святилищем истинного Бога была сначала Скиния (греч. - «шатер, палатка»), а затем начатый царем Давидом и законченный его сыном Соломоном Храм в Иерусалиме, считавшийся местом обитания благодати Божией. Главной святыней святилища был ковчег (греч. кивот, «ящик») Завета, обложенный золотом, в котором хранились скрижали с заповедями Божиими, золотой сосуд (греч. стамна, слав. ручка) с манной небесной и процветший жезл («деревянный посох») Ааронов – наиболее памятные знаки Божественного водительства над избранным народом.
До разрушения храма в 586 г. до Р.Х. ковчег, покрытый золотой доской, именовавшейся очистилище (греч. «умилостивление»), хранился в дальнем помещении святилища, называемом Святая Святых («[место] высшей святости»), куда первосвященник имел право заходить только один раз в году. В ближнем помещении, называемом Святая («[место] святости»), находились важнейшие принадлежности иудейского богослужения: позолоченная кадильница («столик для воскурения фимиама»), трапеза («стол о четырех ножках») для хлебов предложения и свещник («семирожковый светильник»).
Все эти ветхозаветные святыни закончили свое существование с окончательным разрушением Храма в 70 году по Р.Х. Но храмовая тема не только не прекратилась, но и легла в основу богословия новозаветного Послания к Еврееям, в котором объясняется превосходство священничества Христова. А аналогия между ветхозаветным храмом как обиталищем Бога и Богородицей, ставшей одушевленным (т.е. «живым») храмом Божества, побудила христианских песнопевцев узревать в различных принадлежностях храма типологические, или символические, прообразы Божией Матери.
В предпоследней строфе одного из древнейших богородичных песнопений – Акафиста (сер. V – нач. VI в.) – два приветствия прямо связывают Марию со Скинией и ее принадлежностями: Радуйся, Селение (по-греч. Скиния) Бога и Слова! и Радуйся, Ковчеже, позлащенный Духом! (т.е. «Ковчег [для хранения Христа], позолоченный Святым Духом»), а еще одно приветствие называет Ее: Святая, святых бóльшая (т.е. «святее всех святых»), косвенно намекая на Святая Святых Иерусалимского Храма.
Введение Храма во Храм
Особое звучание приобретают храмовые образы Богоматери в связи с праздником Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Согласно апокрифическим преданиям Она в трехлетнем возрасте была приведена и оставлена при Храме до времени, когда Ей предстояло стать Матерью Христа. Одним из удивительных происшествий этого события стало то, что первосвященник завел отроковицу Марию во Святая Святых, куда он сам входил только раз в год. Будущая Богоматерь уже сейчас была святее всех святынь ветхозаветного Храма. Об этом говорит кондак праздника:
Пречистый Храм Спасов, … священное Сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи яже в Дусе Божественном… («вводя с собою благодать Святого Духа»).
В явной связи с этим подобраны ветхозаветные чтения, в которых рассказывается об устройстве и освящении Скинии (Исх. 40, избранные стихи) и Иерусалимского Храма (III Царств 7 и 8, избранные стихи), и апостольское чтение праздника – Евр. 9: 1-7, в котором перечисляются главные принадлежности Скинии Свидения и упоминается вхождение во Святая Святых.
Один из ревностных распространителей праздника Введения, св. митрополит Никомидийский Георгий, сподвижник св. патриарха Константинопольского Фотия (IX в.), в своем каноне Введению (первом из двух в службе) излагает различные ветхозаветные пророчества и прообразы Богородицы, а в 4 тропаре 9 песни собирает те из них, которые связаны со Скинией и Храмом:
Преславно прообразоваше, Чистая, закон (т.е. «Ветхий Завет») Тя Скинию, и Божественную Стамну, странен («удивительный») Кивот и Катапетасму, и Жезл, Храм неразрушимый (в отличие от разрушенного Иерусалимского) и Дверь Божию…
К перечисленным выше храмовым образам тут добавлены катапетасма («завеса, закрывающая от взоров Святая Святых», применительно к Богородице – «хранительница тайны Боговоплощения») и входная дверь Храма. По своему содержанию образ храмовой двери перекликается как с образом лествицы из сна Иакова, т.е. пути, соединившего Небо и землю, так и с образом восточных врат Иерусалима, которыми пройдет Мессия, традиционно закрепленными за Божией Матерью (см. «Одушевленное Небо» // НС, № ???).
А в службе Успению Пресвятой Богородицы (первый канон, песнь 6, тропарь 2) св. Косма Маюмский (VIII в.) также использует храмовые образы:
Воистину Тя яко светел Свещник невещественнаго Света, Кадильницу златую Божественнаго Угля, во Святая Святых всели, …Скрижаль богописанную, …Трапезу Слова Жизни, Дево, Рождество Твое. – «Твоё Порождение (Христос)поселилоТебя, Дева, в [небесном] Святая Святых как подлинный Подсвечник духовного Света (Христа), как золотой кадильный Алтарь Божественного Угля (Христа), как Скрижаль, по Которой начертывал [Свое новое откровение] Сам Бог, как Стол для [хлебов предложений, прообразовавших] Источника жизни – Слово Божие…»
Правда, здесь эти образы применяются уже к горнему Иерусалиму и говорят о месте Богородицы в нем как вечной Служительницы Божией.
Список литературы
Другие работы по теме:
Храмы и жрецы Древнего Египта
Вид храма в период Нового царства. Местонахождение молельни. Дополнительные помещения в храмах: залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов.
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Абхинавагупта
Абхинавагупта (санскр. Abhinavagupta), теоретик кашмирского шиваизма, жил в 10–11 вв., предпринял широкий синтез тантрических доктрин и практик и создал оригинальную эстетическую концепцию.
Баал
Баал, Балу, Ваал («владыка», «господин»), важнейший персонаж в сиро-палестинской мифологии, представленный многочисленными местными божествами.
Мадхва
Мадхва (санскр. Madhva), основатель двайта-веданты и одной из четырех вишнуитских традиций бхакти – брахма-сампрадая, писавший и проповедовавший в 13–14 вв.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
История храма Знамения
325 лет назад, 1 июня (по старому стилю) 1679 года, "государевыми людьми" - стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова - был заложен первый камень в основание будущей церкви.
Храм Иоанна Кронштадтского
Жителям района Жулебино хорошо знаком храм на Саранской улице. А ведь всего несколько лет назад на этом месте была березовая роща. Теперь здесь деревянный, построенный в старорусском стиле храм. Называется он именем Иоанна Кронштадтского.
Красота и жизнь в «Золотом храме» Юкио Мисимы
Конфликт между красотой и реальной действительностью оказывается невыносимым, так что после долгих колебаний послушнику ничего не остается, кроме как поджечь храм. Он понимает, что только после этого сможет жить дальше.
Иешуа и Понтий Пилат
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — необыкновенное, завораживающее произведение, которое еще много раз нам захочется взять в руки и читать с тем же трепетом, интересом, как и в первый раз.
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Храмы Самары
Особенности и своеобразие внешнего вида и внутреннего убранства храмов Самары, их предназначение. Объемно-пространственная структура соборной мусульманской мечети. Храм Пресвятого Сердца Иисуса и Святого Вознесения Христов, их структура и направленность.
Природа и храмы
Какому бы ками ни был посвящен храм, его следует воспринимать вместе с прекрасным ландшафтом той местности, где он расположен. Синтоистское богослужение прочно ассоциируется с чувством прекрасного.
Храм Василия Блаженного)
В 1555 году по указу Ивана Грозного взамен деревянных церквей началось строительство большого каменного Покровского собора, который стал одним из самых замечательных произведений русского национального искусства.
Церковь Вознесения
Гениальным архитектурным произведением шатрового типа является церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная Василием III в честь рождения долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).
Основные типы деревянных храмов
Введение 1 Клетский храм 2 Шатровый храм 3 Многошатровый храм 4 Ярусный храм 5 Многоглавый храм 6 Каркасная церковь Список литературы Введение Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Сонсан Кая
(кор. 성산가야, 星山伽耶) — один из шести племенных союзов древнекорейского государства Кая. Название в дословном переводе означает «Храм звёздной горы». Существовало и второе название союза — «Пёкчин Кая» (벽진가야, 碧珍伽耶) (буквально «Храм зелёных (синих) драгоценностей»).
Раджендраварман II
- король Кхмерской империи (944—967) Сын сестры Яшовармана I и принца Бхавапуры. В 944 вернул единство власти в Ангкор, отобрав её у Харшавармана II из Кох-Кера.
Куртя-Веке
Ку́ртя-Ве́ке (рум. Curtea Veche — Старый двор), или Княжеский двор (рум. Curtea Domnească din Bucureşti) — ансамбль построек, относящихся к дворцу правителей Валахии и Румынии. Включает в себя также церковь Куртя-Веке — храм Св. Антона (hramul Sf. Anton) и двор Ханул-луй-Манук (Hanul lui Manuc).
Цибильчальтун
Храм Семи кукол. Цибильчальтун (юкатек. Dzibilchaltъn, Ts'нibil Chбaltun) — археологический памятник майя в мексиканском штате Юкатан примерно в 15 км к северу от столицы штата города Мерида.
Вавилонский плен
Введение 1 Вавилонское изгнание и персидское господство 1.1 Вавилонский плен 1.2 Правление Кира Великого 1.3 Хронология 1.3.1 Исторические гипотезы о событиях Пурима
Матарам
Матарам — средневековое государство, существовавшее на территории современной Индонезии в 732—1043 годах, в центральной и восточной части острова Ява.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Храм Луны
Восстановленная роспись на потолке храма Луны Не следует путать с Пирамида Луны. Храм Луны , или Уака Луны — сооружение из самана на севере Перу в регионе Ла-Либертад, примерно в 5 км от г. Трухильо. Храм относится к древней культуре Мочика. Недалеко от него находится Храм Солнца, тоже культуры мочика; между двумя храмами находился город.
Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент
План Введение 1 История 2 Современное состояние и причт Список литературы Введение (G) (O) Свя́то-Успе́нский кафедра́льный собо́р в Ташкенте — кафедральный православный храм Ташкентской епархии расположен на улице Авлиёота[1] рядом со старой территорией Военного госпиталя недалеко от центрального железнодорожного вокзала.
Тула Мексика
Тула — древняя столица тольтеков, одной из главных доколумбовых культур Месоамерики. Нередко её отождествляют с мифическим городом Толланом. Тула расположена в 65 км к северо-западу от Мехико.
Домбрабадское кладбище
План Введение 1 История кладбища 1.1 Храм Святого князя Владимира Список литературы Введение Домбраба́дское городское кладбище — русское городское кладбище № 2 в Ташкенте, расположенное в Чиланзарском районе города недалеко от станции метро «Олмазор»[1]. Поскольку раньше это место Ташкента носило название Домбрабат, то отсюда и название кладбища.
Дионисий
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.