Лекции по риторике

Рефераты по риторике » Лекции по риторике

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И РИТОРИКА

Родиной ораторского искусства возникшего на базе судебных выступлений является Древняя Греция. Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт философ и врач Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.). Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Позже вслед за красноречием судебным в котором главную роль играло знание законов и обычаев в Древней Греции разрабатываются приемы политического и художественного красноречия. А именно: умение убедительно излагать свою речь остроумно отвечать на вопросы говорить без подготовки (используя пункты выступления предыдущего оппонента) спорить против очевидности сбивать и путать противника в споре и т.п. Усложнение социально-политической обстановки в городах-государствах (полисах) Эллады - вооруженные конфликты между греческими полисами нападения внешних врагов ожесточенная борьба аристократов и демократов противоречия между этническими группами интриги в конкурентной борьбе торговых кланов - привело к нарастанию напряженности в общественных отношениях. Кроме этого формирующаяся греческая нация испытывала гигантский рост пассионарности. В аудиториях и на площадях закипели жаркие дискуссии по самым различным вопросам. Эмоции переполняли спорящих даже если предметом обсуждения являлись проблемы естествознания или философии.

Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции особенно в Афинах - культурном экономическом и политическом центре Эллады не имея хороших навыков публичных выступлений стало невозможно. Поэтому возник острый спрос на толковых преподавателей ораторского искусства и риторики. И одна за другой начали возникать школы красноречия. Самой знаменитой школой (точнее направлением) в искусстве убеждать стала - софистическая. Ее представители софисты избрали своим главным оружием диалектику ситуационных коллизий и парадоксы образующиеся в силу многозначности всех даже самых обыденных понятий. Наиболее известными софистами были: Протагор из Абдер (ок. 481-411 гг. до н.э.) и Горгий из Леонтин (ок. 483-375 гг. до н.э.).

Протагор выдвинул следующую философскую концепцию: "Человек - мера всех вещей: существования существующих и не существования несуществующих". Основываясь на ней он отверг доктрину существовавших до него риторических школ о том что дискуссия - это средство для поиска истины и отстаивания нравственных принципов. Протагор считал: в споре необходимо ставить перед собой только одну единственную цель - убеждение аудитории в правоте оратора и для воплощения этой цели следует использовать любые средства. Этот древнегреческий мыслитель когда его обвиняли в безыдейности и аморализме парировал эти обвинения ссылкой на: 1) относительность и временность любого знания; 2)зависимость человеческих убеждений от конкретной ситуации; 3) от эмоционального и физиологического состояния людей "в разное время воспринимающих разное".

Горгий развил идею Протагора о том что не может быть абсолютного ("истинного") знания о предмете а могут быть от этого предмета лишь польза либо вред для конкретного человека "меры всех вещей". Однако Горгий был не согласен с мнением Протагора о том что в Природе вообще нет никаких реальных объектов а те которые мы наблюдаем существуют лишь благодаря "нашему мнению о них". Горгий считал что реальность все-таки существует просто "наше мнение" не совпадает с ней. И именно поэтому выражающие реальность понятия - какой бы силой убедительности они не обладали - всегда можно опровергнуть доказав его отдаленность от действительности. Достижения софистов развил афинец Сократ (469-399 гг. до н.э.) несмотря на свое публично выражаемое негодование по поводу их безыдейности и аморальности. Сократ составил первую систему дискуссионной аргументации назвав ее "диалектика". Ее главный принцип - заставить противника опровергнуть самого себя и встать на ту точку зрения которая выгодна его оппоненту.

Диалектика Сократа по форме состоит из "иронии" и "майевтики" а по содержанию - из "индукции" и "определения". Ирония раскрывает внутреннюю противоречивость аргументов противника доводя их до абсурда. Ирония сопровождает индукцию то есть последовательное рассмотрение мнений противника и вычленение из них элементов опровергающих саму суть этих мнений. На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь при родах) - стадия на которой у противника должна родится мысль нужная его оппоненту. Это и есть - определение то есть та идея против которой в начале дискуссии боролся противник. Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. Если до этого спорящие стороны не обращали особого внимания на суть выступлений соперников сосредотачивая внимание на силе и убедительности собственной речи то теперь в риторическом арсенале появились наводящие вопросы сами по себе являющимися и аргументами и контраргументами. Соперники стали прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих перепалок в изящные и остроумные представления. Вот например юмористический диалог с участием представителя одной из сократических школ (мегарской):

- Ты уверен что не рогат?

- Вполне!

- А как насчет того чего ты не терял?

- То что я не терял остается при мне.

- Рога не терял?

- Нет!

- Значит они у тебя остались...

Большой методологический вклад в искусство красноречия внес великий мыслитель Эллады Аристотель (род. в Стагире 384-322 гг. до н.э.). Он считал что при отстаивании своих взглядов необходимо опираться не на дешевые приемы давления на психику слушателей (чрезмерная патетика высмеивание противника введение в заблуждение и др.) а на научный метод. Аристотель искал универсальное полемическое оружие механизм действия которого должен был основан на законах рационального (непротиворечивого) мышления. Именно такое оружие и было изобретено Аристотелем - это была его формальная логика.

Главное в аристотелеевой логике - учение о силлогизме. Силлогизм - это блок взаимосвязанных умозаключений представляющих из себя в совокупности доказательство того или иного тезиса. Силлогизм состоит из трех частей: большей посылки меньшей посылки и заключения. Виды силлогизма - модусы - многообразны. Самым известным является модус имеющий даже собственное имя - "Barbara":

«Все люди смертны (большая посылка).

Сократ - человек (меньшая посылка).

Следовательно Сократ тоже смертен.»

Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Первые годы своих занятий по ораторскому искусству Демосфен провел тренируясь либо в полном одиночестве либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому чувствуя свою уязвимость перед уловками более опытных в публичном красноречии оппонентов Демосфен выработал у себя такую манеру выступления при которой практически не оставалось места для импровизации а выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.

В своих речах Демосфен в отличие от Аристотеля делал ставку на воздействие публичного выступления на психику людей на их волю и эмоции. Такому воздействию способствовали отлично поставленный голос Демосфена и тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Каждая такая фраза в сочетании с превосходно отработанной мимикой и жестикуляцией поэтапно трансформировала психику масс в нужном оратору направлении так что люди сами не замечали момента когда под воздействием речи Демосфена переходили на его сторону даже будучи изначально настроенными против идей выступающего...На вопрос: что составляет самое существенное достоинство оратора - Демосфен неизменно отвечал: "Во-первых произношение во-вторых произношение и в-третьих опять-таки произношение".

Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалисты Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения как это было в греческих полисах. Для римлян было главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор логика и приемы полемики. А от ораторского искусства - изящество компоновки текста речи подгонка и шлифовка фраз отточенная интонация оригинальность речевых оборотов позы жесты и многое другое.

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность строго ограниченный набор жестов и движений оратора декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю взявшему власть над Империей в свои руки. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное за что можно сказать спасибо Средневековью так это за то что схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времен.

Возрождение и Новое время характерны повышением интереса к риторике. Однако преобладает письменное слово: сатира памфлеты рассуждения и пр. Изучением живого слова на уровне новых доктрин и концепций в то время мало кто занимался. С падением в большей части Европы оков церковной и сословной власти под воздействием революционных процессов в обществе публичные выступления становятся неотъемлемым атрибутом политической деятельности. А сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-го века митинги и собрания - и соответственно красноречие - составляют уже часть мировой культуры так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов.

К сожалению несмотря на огромный практический опыт накопленный наукой о красноречии за века прошедшие со дня падения Древнего Рима каких-либо значительных работ по теории ораторского искусства и риторики а также методических наработок в области преподавания этих дисциплин не было. (Это собственно говоря и подвигло меня на создание своего авторского курса). Несмотря на явные недоработки в теоретическом оформлении достижений ораторского искусства и риторики тем не менее последние два столетия - эпоха их бурного расцвета. XIX-й век. Аттицизм в чистом виде сохраняется лишь в британской школе ораторского искусства ярким представителем которого являлся лидер консервативной партии Дизраэли. В континентальной Европе со времен Французской революции преобладает азианизм. Виднейшим оратором этого стиля был вождь французских социалистов Жан Жорес. Единственной национальной школой претерпевающей серьезные по сравнению с Античностью изменения становится североамериканская. Система выборов в органы всех ветвей власти - от сельского шерифа до президента страны - и острота предвыборных кампаний сформировала у населения США высокую требовательность к ораторским данным каждого из кандидатов участвующих в выборах. Американским ораторам приходилось учитывать разницу в восприятии их выступлений в различных группах населения - этнических (англо-саксы ирландцы евреи итальянцы и пр.) и социальных (с одной стороны необходимо привлечь на свою сторону основную часть электората - людей небогатых а с другой стороны - денег на предвыборную кампанию можно достать лишь заинтересовав в своей программе бизнесменов). Потребность угодить всем категориям избирателей независимо от их интеллекта уровня жизни национальной и религиозной принадлежности вырабатывает у американских ораторов новый - синтетический - стиль выступления. В нем объединяются динамизм и эмоциональность азианизма с логикой и информативной насыщенностью аттизма. Плюс к этому - приемы используемые протестантскими проповедниками.

XX-й век. С помощью звукоусилительной техники ораторам стали доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные вариации а также воздействие на доселе небывалое количество слушателей что привело к высочайшему взлету ораторского искусства. Объем лекции не позволяет остановиться на характеристиках особенностей манер лучших ораторов XX-го века (Ленин Троцкий Муссолини Гитлер Геббельс Рузвельт Дж. Кеннеди Мартин Кинг Кастро и многие другие). Частично мы компенсируем этот пробел на наших практикумах. Однако и вы студенты Высшей политической школы должны со своей стороны приложить все усилия чтобы найти и ознакомится с видео- и аудиозаписями речей этих ораторов самостоятельно.

Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели выступления в ранг общеобязательных мероприятий больше похожих на культовый обряд нежели на высказывание собственного мнения. Собрания и митинги в данных государствах стали практически ежедневными мероприятиями - в школах и университетах заводских цехах и солдатских казармах учреждениях и даже домах престарелых...

После Второй мировой войны в ораторском искусстве мира медленно но верно торжествует аттицизм. С начала 70-х годов он становится ведущим стилем планеты. Я думаю что это связано общим понижением уровня пассионарности населения ведущих стран мира (в том числе СССР и КНР) а также со страхом перед любым радикализмом в том числе и в сфере публичных выступлений. Даже в США в последние 25 лет произошло резкое наступление аттицизма на синтетический стиль которым сейчас в основном пользуются лишь проповедники религиозных сект. В современной России напрочь отсутствует хоть какая-либо мало-мальски удобоваримая методика обучения ораторскому искусству и риторике. Поэтому ораторов да что там ораторов людей которые могут хотя бы пару слов связать на публике - кот наплакал. Поэтому я взялся за это дело и в течении десяти лет создавал основы своей системы обучения ораторскому искусству. И вижу эффект: после 5-10 занятий (теория и практика) мои студенты резво взбираются на трибуну и оттуда неплохо излагают свои мысли. В заключении - немного о терминологии. В этой и во всех других лекциях я подразумеваю под "риторикой" науку о достижении победы в дискуссии и умении вести полемику. А под понятием "ораторское искусство" - систему знаний о принципах публичного выступления в режиме монолога. В большинстве же учебных пособий и монографий термин "риторика" употребляется в качестве обобщающего всего того что связано с внушением убеждением логикой публичным выступлением составлением текстов докладов и сценариями защиты своей точки зрения. В наших занятиях я не претендую на абсолютную непогрешимость и всегда рад когда студенты изучают ораторское искусство еще и по другим методикам а также приветствую на своих уроках вопросы и замечания идущие от вас. Спорьте друг с другом. Спорьте со мной. Плох тот учитель чьи ученики со временем не превосходят его. Но помните главный критерий для вас - это замершая затаившая дыхание публика с восторгом воспринимающая ваше выступление.

БАЗОВАЯ СТРУКТУРА

Базовая структура публичного выступления - это его основные части: рационально подогнанные дополняющие развивающие и обобщающие друг друга. В чистом виде в реальном выступлении существуют редко. Обычно плавно перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над текстом будущего выступления. Такая разбивка текстового массива позволяет эффективнее компоновать фразы и рассчитывать силу воздействия речи по времени а также получить возможность стратегического планирования для расстановки смысловых акцентов.

Классическая базовая структура речи состоит из: вступления доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь к выступающему внимание публики дать аудитории почувствовать всю серьезность важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи сжато высказанные во вступлении подогнать под них факты статистические данные логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - еще раз вбить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора подвести итог выступлению оставить в сознании слушателей нужное впечатление (о гнусности оппонентов о своей уверенности о великой роли каждого слушателя в борьбе за "светлое будущее" и т.д.).

Конечно вышеприведенная классическая триада (вступление доказательство заключение) содержит изрядную долю условности в наш век изощренности предвыборных технологий и театральности презентаций и собраний. Базовая структура современного выступления становится все более размытой. В него могут включаться и концертные номера и торжественное вручение призов и кинокадры и скандирование групп поддержки и высадка парашютистов на поле рядом с трибуной и еще многое другое из богатого арсенала нынешнего технического обеспечения публичных выступлений...

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция выступающего в доходчивом но весьма декларативном виде. Например: "Нам с вами нужна Великая Россия! А врагам нашей Родины она нужна слабой и нищей. И все патриоты должны объединиться чтобы не допустить исполнения их подлого заговора! Не сделаем этого - будет хаос смерть разруха; и погибнет наше тысячелетнее Отечество!"

Страницы: 1 2 3 4 5 6