Оспаривать этот афоризм сегодня вряд ли кто станет, даже исключительно себялюбивые эгоисты. Ларошфуко и просветители обнажили природу человеческих чувств и доказали, что себялюбие, как и другие человеческие качества как таковые, ни положительно, ни отрицательно. В отличие от последствий чрезмерного «увлечения» собой.
Основной причиной тех или иных поступков Франсуа де Ларошфуко называл "себялюбие". Оно характерно для человеческой природы и заставляет людей поступать, порой не осознанно, к своей выгоде:
"Ни один хитрец не сравнится в хитрости с себялюбием
", утверждал он и тут же акцентировал внимание на одном из эффективных способов воспитания молодежи: поощрять их врожденное себялюбие.
Современники Ларошфуко утверждали, что он разрушает идеалы и все помыслы человека. Для него нет ничего святого, говорили они. Однако как понять такие его афоризмы:
"Истинный друг - величайшее из земных благ, хотя как раз за этим благом мы меньше всего гонимся";
"Истинно благородные люди ничем не кичатся";
"Важнейший признак высоких добродетелей - от самого рождения не знать зависти"?
У.Дж. Мур определил "себялюбие" в том же значении, в каком его употребляет Ларошфуко, - как инстинкт самосохранения, присущий любому человеку. В свою очередь и просветители утверждали: чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый интерес составляют основу всей морали. Человек со всеми своими свойствами, добродетелями и пороками есть то, что делает из него окружающая среда, то есть природа и общество. Поскольку природа не делает человека ни добрым, ни злым, человек зависит целиком от воспитания, то есть от всей совокупности общественных влияний. Следовательно, чтобы избавить человека от недостатков и пороков, нужно поставить его в разумные отношения. Необходимо так согласовать его личный интерес с общественным, чтобы инстинкт самосохранения перестал толкать его на борьбу с остальными. Всякий интерес вытекает, прежде всего, из чувства себялюбия. Человек, по их мнению, чувствующее существо, испытывающее многочисленные потребности. В силу простого инстинкта самосохранения ему свойственно стремление удовлетворять свои физические потребности в пище, жилище, одежде и т.д. От удовлетворения он испытывает удовольствие.
Себялюбие есть чувство, данное нам природой. Подобно тому, как мир физически подчинен законам движения, так мир духовный подчинен законам интереса. От природы человек ни зол, ни добр, - он просто всегда следует своему самому сильному интересу. Поэтому человеческий эгоизм и стремление к осуществлению своих интересов есть единственный подлинный мотив человеческих поступков. И когда негодующие моралисты обличают людские пороки, они ничего не могут изменить. Своими причитаниями они лишь показывают, как мало знают людей, саму человеческую природу. Следует жаловаться не на злобу и порочность людей, а на невежество законодателей, которые своими законами противопоставляют частный интерес общему. Так утверждали философы 18 века, и утверждение это по сей день актуально.
С другой стороны, верно и то, что
«Сколько ни сделано открытий в стане себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель».
Словарь Даля сообщает, что лесть – это проискливая хвала; притворное одобрение; похвала с корыстною целью; лукавая угодливость; ласкательство, униженное потворство; || прельщенье, соблазн. С какой корыстной целью может льстить себялюбие? Ради чего старается угодить? К чему соблазняет?
«Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности».
А если иметь в виду, что в человеке уживается не одно «я», и, вероятно, не два, а гораздо больше, то становится очевидным, что одно из них, себялюбие, пытается одержать верх над другими сторонами натуры. Льстец - самое опасное из ручных животных. Несчастен властелин, приблизивший льстеца. Человек сам не замечает, какие в нем начинают происходить изменения, если он дает чрезмерную волю своему себялюбию.
Но даже если мы и умеем обуздывать свои чувства, то все равно в некоторых случаях мы не властны над собой:
"Ни в одной страсти себялюбие не царит так безраздельно, как в любви; люди всегда готовы принести в жертву покой любимого человека, лишь бы сохранить свой собственный".
Себялюбие невероятно влиятельное оружие против нас самих:
«Люди охотно молчат, если тщеславие не побуждает их говорить"»,
- а поскольку многие люди говорят без умолку, можно представить, насколько велико их тщеславие, руководимое себялюбием.
«Мы потому так нетерпимы к чужому тщеславию, что оно уязвляет наше собственное".
Тщеславие – одно из оружий себялюбия. Оно, как и лесть, потенциальный разрушитель любых дружеских отношений с окружающими. С этим афоризмом перекликается другой:
"Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у других".
И наоборот: «Если бы мы не льстили сами себе, чужая лесть не могла бы нам вредить».
Большинство современников Ларошфуко, а вслед за ними и многие исследователи его творчества усмотрели в его афоризмах цинизм и пессимизм. Ларошфуко сам ответил на этот упрек:
"Сентенции, обнажающие человеческое сердце, вызывают такое возмущение потому, что людям боязно предстать перед светом во всей своей наготе";
"Мы чаще всего потому превратно судим о сентенциях, доказывающих лживость людских добродетелей, что наши собственные добродетели всегда кажутся нам истинными".
Ларошфуко не посягал на высшие жизненные ценности, он лишь стремился найти скрытые мотивы поведения людей. А это вовсе не означает, что он не верил в добродетель, - за его критикой неизменно присутствует положительный идеал высоконравственного и образованного человека.
Он словно хотел научить читателя различать истинное и ложное, и ему это блестяще удалось.
.
Другие работы по теме:
Приемы, стимулирующие общение
3. Полихронова Елена УП-0601 Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барьеры в общении», т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы.
Кожевников Владимир Александрович
При помощи многочисленных цитат из буддийской литературы Кожевников дает яркое изображение буддийского абсолютного отрицания мира, их учения о том, что всякое космическое бытие есть зло, что источник личного существования - себялюбие.
Салтыков-щедрин m. e. - до какой низости может дойти человек. ..
Салтыков-Щедрин - один из выдающихся писателей-сатириков классической русской литературы. Его талант оригинален, своеобразен и интересен, мимо его творчества нельзя пройти. Писатель много и плодотворно работал, от произведения к произведению совершенствуя мастерство, оттачивая сатирой перо, обличая “свинцовые мерзости жизни”.
Литературный герой РЮИ БЛАЗ
Рюи блаз фр. Ruy Bias герой драмы В. Гюго Рюи Блаз крайне чувствительный юноша привыкший однако сдерживать свои чувства несомненно романтический герой но не бунтарь а мечтатель. Р. Б.
Литературный герой РАКИТИН
Ракитин центральный персонаж комедии И. С. Тургенева Месяц в деревне первонач редакции под назв. Студент Две женщины тридцатилетний друг дома. Ислаевых дворянин конфидент. Натальи Петровны и ее собеседник.
Знакомство Паратова и Карандышева
Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница» — психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими переживаниями.
А. В. Сухово-Кобылин
Драматург прожил долгую жизнь - знал пять российских императоров, был знаком с самыми выдающимися людьми своей эпохи и в трилогии своей - "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" предсказывал будущие нелегкие времена.
Футуризм 2
Text Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества. Самым главным для них был жёлтый цвет. Они так же раскрашивали лица, а в некоторых случаях и волосы…Могли одевать пиджак и жёлтые брюки (или жёлтые рубашки)… Одевались очень вызывающе, тем самым привлекая внимание общества.
Горе от ума - жемчужина русской драматургии
Автор: Грибоедов А.С. Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии.
Что такое настоящая дружба
«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Прутковая образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха?
Мое любимое произведение искусства
Искусство. Оно очаровывает нас силой красоты: красоты звуков, красоты чувств, красоты увиденного. И если уже очаровало человека — то это навеки. Вот такая она сила — сила искусства. Кого-то очаровала таинственная, нежная, трепетная музыка, кого-то совершенная картина, кого-то прекрасная книга, кого-то волшебное пение исполнителя.
Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки
Автор: Фонвизин Д.И. Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» - проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны, который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни.
Роман Униженные и оскорблённые
Автор: Достоевский Ф.М. Роман «Униженные и оскорблённые» по-своему передают характер разнородной действительности начала шестидесятых годов. Достоевский критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время «сатанинская» притягательная сила капитализма воплощены в «Униженных и оскорблённых» в образе князя Валковского.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова О любви
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия.
Чичиков-рыцарь копейки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Когда учительница дала задание написать нам это сочинение, я пришел в недоумение, так как я даже представить себе не мог Чичикова смелым и отважным рыцарем,способным на какой-нибудь героический поступок, ведь когда речь идёт о рыцарях, то невольно представляешь себе закованного в латы рыцаря, тяжелым мечом поражающего врага, а не мошенника Чичикова.
От Эзопа до Крылова
Хотя Крылов часто использовал сюжеты Эзопа, Лафонтена, Марциала, его произведения абсолютно самостоятельны. В конце концов и Пушкин не брезговал сюжетами французских, древнегреческих и древнеримских писателей!
Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина Недоросль
Автор: Фонвизин Д.И. Я прочитала комедию Фонвизина «Недоросль» и хочу высказать свои впечатления об отрицательных героях. Простакова представлена как властная необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо.
Россия XIX века
Автор: Грибоедов А.С. А. С. Грибоедов гениально отобразил реальную жизнь России своего времени, создав такое замечательное произведение, как «Горе от ума». Его единственная комедия бессмертна и сегодня. Это произведение дало жизнь многим крылатым фразам, которые используют люди в разговоре в наши дни.
Щелкунчик и Мышиный король
«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана — это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле...
Построение и художественный стиль комедии Недоросль
Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев.
Комедия "Недоросль" Д.И.Фонвизина
Шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки,
Бурый гриф
Введение 1 Этимология 2 Галерея Список литературы Введение Бурый гриф, или чёрный гриф[1] (лат. Aegypius monachus) — птица семейства ястребиных. Общая длина 75-100 см, длина крыла 72-85 см, размах крыльев 250-300 см, вес 7-12 кг. Это оседлая птица гор и предгорий. Обитает в Южной Европе, Северной Африке, Передней, Центральной Азии, где относительно многочислен, в небольшом числе — на юго-восточном Алтае.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.
Гондурас
Южный берег Гондураса был в 1502 году открыт самим Христофором Колумбом, а только спустя двадцать один год здесь не только появились, но стали строить свои первые поселения «упорные» испанские конквистадоры.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Д. И. Фонвизин
Среди русских писателей, имевших дар видеть и передавать все нелепое в жизни , первым был Фонвизин.В своих произведениях он искусно использовал и подбирал выражения , которые на долгое время оставались в памяти читателя.