Шпоры для сдачи риторики

Рефераты по риторике » Шпоры для сдачи риторики

Предмет и задачи риторики – это наука о теории мастерстве и законах искусства красноречия.

Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно решение любого вопроса любой проблемы любой задачи. Решать проблему в глобальном философском ключе-это значит придавать ей общечеловеческое значение поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень повышать ценность речи.

Соотношение риторики и логики – логика-это наука о законах правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель вам поверил нужны точная последовательность и безупречность доказательств.

Связь этики и эстетики с риторикой -Этика-наука о законах нравственности и морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты.

Использование методов психологии в риторики – это наука изучающая законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики законы психического поведения человека все что связанно с нервной деятельностью человека его душевным состоянием.

Как реализуется в риторике данные языкознания и орфоэпии –Языкознание наука о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не только что любую мысль но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия наука о законах правильного произношения и ударения. Неприятно тяжело слушать человека коверкающего знакомое слова неверно ставящего ударение.

Время и причины формирования риторики – Античная риторика родилась а Древней Греции из героического эпоса и драмы но в отличие от этих жанров речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и проблемы которые возникали в данный момент жизни греков. Причем красноречие взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую художественность привнесло в искусство силу логики и убедительность.

Кем являлись в Древней Греции Горгий Лисий Исократ Демосфен? Их вклад в развитие риторики – Горгий (480-380гг.до. н.э.) разработал приемы риторической художественной прозы используя для повышения ее психологического воздействия поэтическую выразительность. Он сознательно применят определенные стилистические средства украшения (горгианские фигуры). Лисий (435-380гг.до.н.э.) – афинский оратор и логограф. Умел отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой манере изложения он считался великим мастером речи. Исократ (436-338гг. до.н.э.) – афинский оратор учитель риторики публицист логограф. Представитель торжественного пышного красноречия. Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики. Демосфен (384-322гг до.н.э.) – афинский оратор и политический деятель. Страстные речи против македонского царя Филлипа II за свободу Греции вошли в историю человеческой культуры как филлипики. Его манеру речи отличало эффективное применение риторических средств. Для его речей характерны воодушевление и проникновенная страстность покоряющая логика и острая аргументация.

Основные черты древнегреческой риторики Платона и Аристотеля – Платон (427-347гг до.н.э.) – один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил опыт мастерства речи на примерах выдающихся ораторов в том числе Сократа. Аристотель (384-322гг. до.н.э.) – великий древнегреческий философ ученый-энциклопедист. Полагал что риторика должна развивать способность убеждения. Он возражал против смещения разных стилей

Древнеримское понимание риторики (Цицерон Квинтилиан) – Цицерон (106-43гг. до.н.э) – философ оратор политический деятель и писатель. Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия достигшего в его лице совершенства. Квинтилиан (35-100гг. н.э.) – оратор ритор. Написал “Наставление оратору” в 12 книгах начиная с элементарных основ с изложением всей риторической теории. Теоретик литературного классицизма реформатор литературного стиля своей эпохи.

Гомилетика как отрасль риторики – церковное богословие красноречие унаследовавшее основные принципы античной науки.

Основы древнерусского красноречия – были народные традиции.Существуют тексты свидетельствующие о высокой культуре устной речи “Золотое слово Святослава”(Слово о полку Игореве) “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение чадам своим) и др.Древнерусские произведения до монгольского нашествия свидетельствуют что старинному русскому красноречию были присущи: высокое уважение к книжному слову мудрой речи словесному мастерству.

Значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики – первые русские руководства по риторики XVII века написана вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской академии и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность они служили пособием для овладения особым проникновенным выразительным голосом интанациями принятыми в церковной службе речитативом.

М.В.Ломоносов и его вклад в русскую риторику XVIII века – наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к красноречию”.Оно предназначалось для нужд просвещения образования несколько раз переиздавалось для молодежи жаждущей знаний.Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию).Ломоносов соединил риторику с русским языком русской традицией русской наукой.

Стилистические или риторические фигуры – это зафиксированные обороты речи являющиеся подлинным ее украшением поднимающие речь на высокий эмоциональный уровень.Они используются для усиления выразительности высказывания обогащают и разнообразят текст.

Синтаксический параллелизм как средство художественной выразительности – это одинаковое построение соседних предложений или их частей. Используются в афоризмах пословицах – там где требуется краткость лаконичность.

Анафора и эпифора как средство художественного синтаксиса – эпифора – это концовка или повторение слов или их сочетаний в конце конструкции.

Антитезы и оксюморон – 1.Это противопоставление контрастных положений понятий образов. В ее основе лежат антонимы.Обычно антитеза может ограничиваться всего двумя словами как правило в заглавиях: “Войны и мир” “Волки иовцы”.2. Как и антитеза строится на противоположностях но они не противопоставлены а слиты и отражают противоречивость явлений жизни они парадоксальны: “Смех сквозь слезы” “Пышное природы увяданье”.

Что относится к понятию “Культура речи” - под ней понимается совокупность таких качеств которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: 1. Богатство ( разнообразие) речи;2. Ее чистота.3. Выразительность. 4. Ясность и понятность. 5. Точность и правильность.

Что в риторике понимается под словом этос – это нравственно-ценочный критерий речь в котором должна быть правдивой соответствовать истине должна преследовать благородные цели служить добру.

Какими средствами достигается выразительность речи – в устном варианте речи – это богатейшие по истине неисчерпаемые возможности интонации ударений пауз тона тембра темпа и силы звука. Выразительность имеет свою шкалу: от того минимума внятности правильности который обеспечивает понимание текста до многоцветного артистического исполнения в котором расскрываются новые глубины смысла и чувства.

Основные правила чтения книг – во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного соединить его с теми знаниями которые были получены раннее. Это помогает анализировать и систематизировать материал делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного – умение передать его содержание своими словами. Пересказ прочитанного – своебразноя тренировка для оратора: обогащается его речь совершенствуются лекторское мастерство.

Для чего нужна целевая установка в речи - она облегчает восприятие речи. Говорящий должен ясно представлять для чего с какой целью он произносить речь какой реакции слушателей добивается.Если выступающий не подумает о назначении речи он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Что в риторике понимается под композицией речи – под ней понимается построение выступления соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Основные правила и приемы композиции - 1.Пересекающиеся сюжетные линии; они соприкасаются: например линии семейств Болконских Ростовых Безуховых.2. Временный перенос места действия; повествование начинается не сначала а с итога жизни героя к примеру “ Мцыри”. 3.Обрамление текста документами (записки переписка). 4.Приемы поэтического творчества.5.Рассказ в рассказе.

В чем различие монолога диалога и полилога - в монологе один участник общения говорит а другие молчат они воспринимают речь первого.В диалоге каждый из двоих участников общения в сущности произносят небольшой монолог и они все время меняются ролями.И полилог т.е. разговор многих обычно нескольких человек обменивающихся по очереди небольшими монологами.

Основные способы подготовки речи – 1.Запись текста.2. Выступление с опорой на текст.3.Выступление без записей.4.Выступление экспромтом.

Назначение и особенности развлекательной речи – она не содержит иной цели кроме заключающейся в ней самой.Она сама по себе должна развлекать и потешать слушателя.В ней шутка и серьезная мысль правда и вымесел.Она проникнута единством связного повествования или состоит из анектодов.В ней юмор много личного ирония насмешливая серьезность карикатура преувеличения.

Назначение информационной речи – она пробуждает любознательность и дает новое представление о предмете.Она может быть повествованием описанием объяснением.Информационная речь должна отвечать следующим требованием : 1.В ней ничего не должно быть спорного;2.Она должна вызывать пытливость;3.Она должна удовлетворять запросы слушателя.4.Сообщение должно быть актуально.

Особенности убеждающей речи – она логическими доводами доказывает или опровергает какое-либо положение.В этих речах любимыми методами – логическими или иными – оратор убеждает согласится с ним в спорном вопросе.Такая речь стремится определить образ мышления и поведения но она не призваает к непосредственному действию.

Что представляет собой призывающая к действию или агитационная речь – она заставляет слушателя почувствовать потребность делать то о чем просит оратор.Можно призвать к действию новому к продолжению или прекращению прежнего.Призыв к действию бывает прямым и косвенным.

Что такое стилистика – это учение о стилях их разграничении о выборе выразительных средств языка.

Деление устно-разговорных стилей – они делятся на : литературно-разговорный – это речь образованных людей в учебных заведения в деловом производственном общении в учреждениях культуры; разговорно-бытовой – это речь в домашних условиях на отдыхе. на улице; тут встречаются не строгие обороты речи и слова выходящие за границы нормы литературного языка; ораторский-строгий вариант устной-публичной речи: на конференциях собраниях лекции доклады сообщения пр.;этот стиль находится в рамках литературной нормы.

Риторические функции и определения - бывают трех видов: 1.Классификационные где определение при помощи классификации указывает род которому принадлежит понятие и его видовые отличия.2.Определение при помощи синонимов и антонимов вряд ли требует объяснения.3.Обычно самым выразительным способом определения является пример конкретный и характерный случай который типичен для нуждающегося в определении понятия.

Виды авторских утверждений – бывают трех видов 1.Утверждения основанные на авторитете самого автора и лучший способ убедить всех – в действительности обладать качествами внушающими доверие т.е. быть добросовестным прямолинейным объективным и хорошо знать предмет.2.Убеждение на основе общественного мнения является вторым по своему значению.3. Утверждение следующих лиц авторитетное мнение – вопрос не только доходчивости речи но и этики оратора.

Композиционные части конспекта – 1.Введение(подход к теме и конкретная цель пояснение и предварительный обзор основных пунктов главной части).2.Главная часть.3.Заключение.

Основные требования предъявляемые к тезису – тезис должен быть достаточно подкреплен вспомогательными пунктами расположенными под ним.В речи агитационного характера тогда достаточно подтезисов когда понятно что можно подвести слушателя к тому или иному убеждению.

Для чего нужно редактирование конспекта – оно необходимо чтоб он был ясным конкретным кратким и отвечал специфике вопроса.Конспект не может и не должен заключать все богатство самой речи.Но вдумчивое словесное его оформление составляет первое условие которое определит в конечном итоге впечатляющую силу речи при ее признесении и будет также необходима для оратора как партитура для музыканта.

Какая разработка делается на основе двух предметов – разработка делается на основе уподоблений и противопоставлений двух предметов.

Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи – во время выступления слушатели присматириваются к оратору: как он стоит какое унего выражение лица какая походка что он делает руками.

Основные виды жестов – их несколько видов1.Выразительные.2.Описательные.3.Указывающие.4.Подражательная жестикуляции.

Строение голосового аппарата – он состоит из четырех частей: дыхательных органов вибраторов резонаторов и артикуляторов.

Значение интонации основные недостатки интонирования – она создает общий мелодический склад речи т.е. рисунок речи.По тону мы можем определить не только чего хочет человек но и искренен ли он или издевается заинтересован или скучает доволен или огарчен.

Тембр темп как голосовые характеристики - это характерная окраска звука он определяется плотностью формой и размерами тела приведенного в состояние колебания и особенностями среды в которой оно вибрирует.

Какие требования предъявляются к артикуляции – она связана с требованием членораздельного отчетливого произношения.От неправильного произношения можно избавится систематически и тщательно изучая словари и внимательно прислушиваясь к речи окружающих а в особенности образованных людей.

Что такое неориторика – это современная обновленная риторика прямое продолжение риторики классической.

Смысл понятий коммуникатор и перципиент – 1.Это говорящее лицо или отправитель речевых сигналов.2.Это лицо принимающее речевой сигнал.

Назовите ситуации побуждающие к высказыванию – 1.Бригадир дает задание рабочим –строителям.2.Я решил написать письмо другу.3.Науроке географии ученик вызван отвечать урок.4.Встретились друзья и рассказам нет конца.5.Преподавателя истории попросили выступить с лекцией “О крещении Руси”. 6.Журналист берет интервью у известной актрисы.

Что такое мотивация – это потребность высказывания превратившаяся в конкретную цель она начинает руководить действиями автора.

Мастерство оратора и понятие ораторской этики – оценка слушателями языкового риторического мастерства оратора или собеседника которая проявилась в выступлении.Его ошибки в ударениях орфоэпии выборе слов образовании падежных форм и т.д.раздражают слушателя;примитивный уровень речи разочаровывает.С другой стороны мастерство остроумие уместный намек яркий художественный образ вызавают уважение к выступающему и следовательно к его речи.Если цель выступления- убеждение слушателей то результат этого убеждения – главный критерий мастерства оратора.Этика -это учение о морали система норм нравственного поведения.Этикет –установленный принятый обществом порядок поведения отраженный в речевых формах. Эитек этичен только тогда когда отражает душевное богатство личности.