Эмоции

Введение.

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий общая генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" - волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично а через соответствующие общие психические состояния влияя на протекание всех психических процессов.

У человека эмоции порождают переживания удовольствия неудовольствия страха робости и т. п. которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в - ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу приобретаю сложно обусловленный характер образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувства); социальных интеллектуальных и эстетических которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода жажды страха и т.п.) являются у человека продуктом общественно-исторического развития результатом трансформации их инстинктивных биологических форм с одной стороны и формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-выразительным мимическим и пантомимическим движениям которые включаясь в процесс общения между людьми приобретают в значительной мере условный сигнальный и вместе с тем социальный характер чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом эмоции и эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не рудиментарные явления его психики а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности в том числе и познавательной необходимую и важную роль.

К эмоциональным в широком смысле процессам в настоящее время принято относить аффекты собственно эмоции и чувства.

Что такое эмоции виды эмоций.

Обыкновенно говорят: мы потряли близкого человека огорчены плачем; мы повстречали медведя испугались дрожим; мы оскорблены приведены в ярость наносим удары. А согласно теории Джемса-Ланге порядок событий формулируется так: мы опечалены потому что плачем; боимся потому что дрожим; приведены в ярость потому что бъем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием то по их мнению не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения с ней связанные то от нее в конце концов ничего не останется. Так если из эмоции страх устранить сердцебиение затрудненное дыхание дрожь в руках и ногах слабость в теле и т.д. то не будет и страха. Т.е. человеческая эмоция лишенная всякой телесной подкладки есть ни что иное как пустой звук.

Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно что вино "веселит сердце человека" вином можно "залить тоску" благодаря вину исчезает страх - "пьяному море по колено".

Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам чтобы привести их в "кровожадное состояние". Гашиш может вызывать припадки буйства.

Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боиться сам не зная чего или счастлив без причины.

Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц движениями языка восклицаниями и звуками.

Отвращение

Выражение "отвращение" в его первом простейшем смысле относится к еде и обозначает нечто отвратительное на вкус ("отворачивание" - отрицательная реакция на пищу).

При средней степени отвращения происходит открывание рта с оттягиванием вниз углов оного и издаванием гортанного звука или отхаркиванием одновременным вздрагиванием и отталкиванием от неприятного предмета. При слабых степенях отвращение выражается оттягиванием вниз углов рта наморщиванием носа иногда носовым выдыханием как делают при неприятном запахе желая его удалить. На этой мимике оновывается не только выражение отвращения к пищевым веществам но и проявление всякого иного отвращения. Отвращения к наружности к разговору к нравственным свойствам человека и т.д. имеет ту же мимику пищевого отвращения: те же движения рта языка вздрагивание жест отталкивания и гортанные звуки.

Презрение глумление пренебрежение на всем земном шаре выражается мимикой лица и жестами представляющими отбрасывание или удаление неприятного предмета.

Выражение веселья и радости

Веселое настроение выражается в смехе бесцельных движениях общем возбуждении (восклицания хлопание в ладоши и т.п.).Смех у человека начинается вдыханием за которым следуют короткие спазматические сокращения груди грудобрюшной преграды и мышц живота при хохоте все тело откидывается назад и трясется рот широко раскрыт углы губ оттягиваются назад и вверх вследствие действия больших скуловых мышц верхняя губа приподнимается лицо и вся голова наливается кровью круговые мускулы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным глаза блестят при сильном смехе появляются слезы.

Выражение веселого настроения может возникнуть как безусловный рефлекс - в силу телесных органических ощущений. Дети и молодые люди часто смеются без всякого повода надо думать в силу положительного тона органических ощущений говорящих о благополучном состоянии организма. У молодых здоровых людей часто приятный или запах также вызывают легкую улыбку. Не только внешние раздражители вызывают реакцию веселья и радости но и соответственные представления находят свое выражение в рефлексе смеха.

Механизм внутренних процессов из всех эмоций в настоящее время наиболее выяснен при страхе и отчасти гневе. Ввиду генетической связи страха и гнева с болью и сходства наблюдающихся при всех этих переживаниях физиологических явлений мы рассмотрим предварительно явления при боли.

Боль

Действие боли на психику сходно с действием влечений. Если возникает доминанта подавляющая все другие возбуждения то стремление освободиться от боли делается сильнее всех влечений. Боль получив доминантный характер принудительно определяет поведение человека.

Относительно выразительных движений при боли нет но те которые существуют меняются в зависимости от ее силы. Дети например даже при слабой боли испускают сильные продолжительные крики закрывают глаза открывают рот и судорожно дышат. У взрослых реакция наступает при более сильной боли. При мучительной боли люди мечутся в страшных судорогах крепко сжимают рот стискивают зубы издают пронзительные крики и стоны скрежещут зубами. Если боль мучительна и долговременна то появляется бледность бросает в дрожь силы приходят в упадок; возможны обморочные состояния и бред.

Страх

Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела нередко оно прежде всего проявляется на губах. Когда страх возрастает до агонии ужаса мы получаем новую картину эмоциональных реакций. Сердце бьется совершенно беспорядочно останавливается и наступает обморок; лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудняется; взгляд устремляется на объект страха и т.д. Зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют и начинают конвульсивно двигаться.

В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты и смело перегнувшись вниз выпадает из окна если он не испытывал падения и т.п. до этого. Лишь испытав боль при разных условиях он начинает бояться того что может причинить боль.

То что называют "чувством самосохранения" лишь частично является врожденным главным же образом оно развивается в течении жизни на основании пережитой боли.

В реакциях страха очевидно участие адреналина. Он придает силу моторным реакциям он же можно думать участвует в рефлексе иммобилизации ("рефлекс мнимой смерти"). Возможно что в одном количестве адреналин является источником силы в другом способствует окоченению мышц.

Различные градации страха у человека выражаются по-разному: ухасом паникой боязнью тревожностью боязливым ожиданием запуганостью забитостью связанными со страхом чувствами покорности и преданности. У человека при сильном испуге или ужасе наблюдаются: оцепенение паническое желание убежать диффузное беспорядочное мышечное возбуждение. Оцепенение наступающее при испуге как правило быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением. Например гонимый страхом человек может совершить такой прыжок через преграду поднять такую тяжесть стать вдруг способным на такое напряжение какое в обычном состоянии немыслимо.

Страх если он не достигает силы тормозящей психику может полностью поставить мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. И страх может испытываться в столь слабой степени что человек выполняет свою обычную работу совершается обычный ход ассоциаций а страх кроется где-то на заднем плане на задворках сознания.

Страх - пассивно оборонительная реакция. Он указывает на опасность чего-то от кого-то более сильного на опасность которую нужно избежать от которой надо устраниться. Если угроза исходит от более слабого то это вызовет активно-оборонительную реакцию - гнев. Все зависит от соотношения сил. Понятно что у людей слабых которым труднее преодолевать жизненные трудности больше поводов для реакции страха.

И у ребенка и у взрослого есть страх перед неизвестным перед новым. Этот страх делает осторожны и имеет защитное значение. Когда знание мира было ничтожно а область неизвестного огромна страх держал человека в своей власти и заставлял его населять мир страшными чудовищами и богами.

При состоянии страх и вслед за перенесением его наступает ряд вегетативных реакций.

Гнев

Гнев у человека выражается в том что лицо краснеет или багровеет вены на лбу и на шее надуваются иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко сжат зубы стиснуты и скрежещут иногда губы вытягиваются. Волосы становятся дыбом. Одни люди нахмуриваются другие - широко открывают глаза. Тело обычно держится прямо мускулы напряжены человек готов к мгновенному действию. Повышенное мышечное возбуждение легко переходит в действие.

Если человек в гневе или ярости говорит кому-нибудь чтобы тот вышел вон то он обычно делает такие жесты как будто ударяет или выталкивает изгоняемого. Часто жесты становятся совершенно бесцельными движения не координированными наблюдается дрожь губы не повинуются воле голос обрывается.

Гнев и негодование отличаются от ярости меньшей интенсивностью проявлений. При гневе сердечная деятельность слегка повышена появляется румянец глаза начинают блестеть дыхание учащается крылья носа приподнимаются рот обыкновенно сжимается брови нахмуриваются.

У ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать приступ гнева стеснением движений. У человека только в детстве ярость чаще вызывается как рефлекс физической борьбы. Взрослые люди вступают в драку очень редко; это противоречит и взглядам общества и юридическим нормам. Участие гнева в мимической реакции проявляется поднятием верхней губы и оскалом зубов. Таким образом при гневе мы видим реакции являющиеся безусловными мимическими рефлексами борьбы и соответственными рефлексами вегетативной нервной системы.

Эмоции порождаемые социальной средой.

Общественной мнение оценивает личные качества человека: умный глупый хитрый красивый и т.д.; определяет отношение общества к его личности: уважаемый не пользующийся уважением приятный неприятный и т.п. дает оценку его материальному положению.

Каждый сам участвует в создании своих оценок. Сам желает иметь определенную оценку в общественном мнении. Всякий человек в той или иной мере чувствителен к суждению о нем и реагирует на общественное мнение о себе на свое положение в глазах общества ставит себя в одних отношениях выше а в других ниже окружающих. Определение своего отношения в этом смысле к другим может носить интеллектуальный характер но гораздо чаще возникает в качестве эмоциональных реакций связанных с интеллектуальными процессами. Сюда относятся такие эмоции как гордость тщеславие чувство собственного достоинства обида и т.д.

О гордости

Гордость (гордыня) в устах русского народа была качеством отрицательным и находила полное осуждение в чем сказывался и религиозный взгляд на это чувство.

Гордость спесь чванство по народному представлению свойственны правящим и богатым угнетателям насильникам и обидчикам.

Гордость находит внешнее выражение в мимике и позе. Дарвин описывает это выражение так: "Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над другими держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как можно более крупным так что о нем говорят в переносном смысле что он надут от гордости... Кроме того мускул выворачивающий нижнюю губу называется мускулом гордости".

Под влиянием условий существования в человеческом обществе развивались два ряда реакций. Одни - связанные с сознанием своего превосходства и со стремлением себя возвысить: гордость заносчивость чванство самомнение хвастовство самолюбие чувство собственного достоинства. Другие же порождались сознанием бессилия: забитость робость боязливость неуверенность в себе чувство покорности самоуничижение угодничество заискивание. В разных классах общества в разные исторические отрезки времени вызывались и культивировались разные реакции.

Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством. Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных областях жизни он может гордиться успехами в области искусства и науки во всякого рода творческой работе. Люди достигшие выдающихся успехов в области литературы музыки науки получают основания для гордости. Удачники могут "зазнаваться". Но гордость может не иметь тон грубого "зазнайства" а внешние проявления и характер внутренних переживаний при этом могут меняться.

О тщеславии

У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то что он есть а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении окружающих чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете и избегает такого положения в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной мере "двуликость": одно лицо для посторонних другое - для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой степени что истинное лицо проявляющееся в домашней жизни совершенно не походит на "официальное" лицо лицо для других. При лживом корыстном сокрытии своих истинных свойств получатся то что называется лицемерием. Похвала и порицание - сильнейшие орудия воздействия социальной среды на своих членов. "Насмешки боится даже тот кто уже ничего не боится на свете"(Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение своих членов. Они оказываются таким образом в зависимости от него становятся в той или иной мере "рабами общественного мнения". Мысль "что скажут?" получает иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку. Гордый как правило в то же время чрезвычайно чуток к мнению других. Усиленное развитие тщеславия как и гордости в разных классах и слоях общества стоит в связи с жизненной ситуацией в данном классе в определенный момент.

Чтобы поставить себя выше в глазах других тщеславный человек "козыряет всеми своими козырями" и испытывает радость при удачи. Он гордиться достигнув видного места независимо от того какими путями оно получено кичится восхождением на высокую гору своим знакомством с людьми высоко стоящими во мнении общества своим голосом умом остроумием своими знаниями. При этом тщеславный не только испытывает радость принимая эти факты как доказательство своей значимости но радость вытекает из чувства превосходства над другими и получает соответственное внешнее выражение.

Если человеку нельзя достичь превосходства над другими в чем ни будь большом и серьезном то он найдут предлог чтобы чем ни будь да гордиться.

Тщеславие стремление к превосходству там где нет для данного лица прямого пути выступает в замаскированной или завуалированной форме идет обходными путями. Чтобы приковать к себе симпатии тщеславные люди могут быть ласковы любезны предупредительны и тем самым возбуждают мнение что этот человек с большим социальным чувством.

Тщеславие сказывается в выборе профессии в постановке жизненных целей и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не позволяет быть объективным.

Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц но часто вообще относится критически к людям к "толпе" и судит о них свысока. Тщеславное чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.

Самообман - один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это своеобразная защитная реакция позволяющая сохранить душевное спокойствие и чувство уверенности в себя. Развитие тщеславия как и гордости зависит от условий социального существования от индивидуальных условий развития данного индивида. Его внешнее проявление и особенности субъективного преломления могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием данной личности. Оно находится в связи с рядом фактров и представляет реакцию столь же исторически изменчивую как и гордость.

О лести.

Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную личность обеспечивает успех лести. "Льстят по выражению Н.Г. Чернышевского - затем чтобы господствовать под видом покорности".

Каждый человек в какой-то мере самолюбив каждому приятно то что говорит о его ценности что возвышает его в своих и чужих глазах.

Страницы: 1 2 3 4